11-летняя Варвара: Когда бежала от ОМОНа, подумала — что-то здесь нечисто

На модерации Отложенный

47news поговорил с 11-летней Варварой из Ленобласти, задержанной на митинге в Петербурге. Она, скажем так, поразила.  

Мы говорили 1 февраля, спустя сутки после митингов. На связи была и мать девочки — 37-летняя Елена. Она медик, давно работает в неотложной помощи. Накануне вечером Варвару доставили в отдел полиции на Петроградке.

- Как ты оказалась в Петербурге 31 января?

- Электричка в 10:13, в 10:30 села на метро "Девяткино" и часам к 11 доехала до "Садовой".

- Одна была или с подругами?

- Одна. Подруга собиралась, но ногу подвернула.

Наш вопрос матери: Вы знали?

- Нет, к сожалению. Думала, она на каток пошла и к подружке в гости.

- Часто такое?

- Нет, впервые. У нас с этим строго. Но ведь, если в реалиях, многие дети и учатся в городе, и на секции в город добираются.   

- Варвара, скажи, почему решила ехать в Петербург?

- Хотела посмотреть достопримечательности.

- Был какой-то план?

- Нет. Хотела просто ходить, смотреть на соборы, на дома красивые.

- Нравится архитектура?

- Да! Я просто ходила, любовалась. Потом, смотрю — толпа и полиция. Они там все вместе кричали, балаганили. Я оттуда ушла, начала обходить и увидела другую толпу, но поменьше. Подумала, что это туристы и, так как не могла нормальных достопримечательностей найти, то пошла за ними. Ведь если туристы, то они их рассматривают. Потом приехала полиция, эти люди стали что-то орать. Омоновцы стали по щитам барабанить, я испугалась и от них побежала на тротуар.     

- А там что?

- Пока бежала, меня заметили две девушки. Одной 21, второй 24 года. Я не знаю, участвовали они или нет. Нам сказали сначала, что нас оттуда выпустят, потому что мы совсем ни при чём. Но не выпустили, взяли как бы в полукруг, и потом сказали следовать в автобус.

- Когда тебя заметили, как отреагировала полиция? Детей же больше не было?

- Не было. Я сказала, что мне 11. Ответили, иди в автобус, не нам будешь рассказывать. В автобусе было много народу и два пацана по 17 лет. Я у них поспрашивала и только после этого поняла, что происходит. Правда, ещё когда бежала, то подумала, что что-то тут нечисто.

- То есть, ты не знала про митинги?

- Про эти нет. Я знала про те, что 23 были. (Родителям смски приходили, чтобы не выпускали детей, говорит мать). Я бы не поехала, если бы знала, что там будет.

- Вернёмся в автобус. 

- Мне объяснили пацаны, что без мамы ничего не нужно говорить. Сказали, что уже попадали в полицию. Ехали с час. Большие оранжевые машины разъезжались и мы проезжали. Нам сказали, едем в 44 отделение, а приехали в 43. Мальчики звонили своим родителям, говорили. Все по картам посмотрели, поняли, что везут не туда.

- А у тебя телефон был?

-Нет, - ответила Варвара. (Пару дней назад забыла в гостях у отца, он живёт в Петербурге. Родители в разводе).

- Как вы выходили из автобуса?

- Полицейские в ряд выстроились и сказали выходить. Следили, чтобы никто не убежал. Мне кажется, если бы кто-нибудь побежал, нас бы догнали. В общем, мы прошли и нас начали запускать по 10 человек. Отвели в актовый зал. Люди там были добрые, они мне давали покушать, носки не промокшие, всё такое. Минут через 10 пришла женщина-полицейская и отвела меня в кабинет.

- Что спрашивала?

- Где я живу, мою дату рождения, моё имя и имя мамы, чтобы её найти. У других, я слышала, спрашивали, как они к власти относятся. У меня нет. Полицейская сказала, что мне 11 лет, и у меня не может быть мнения про политику.

- Что дальше?

- Мы просто с ней сидели. Нам приносили печеньки и чай. Ещё мальчик был 17 лет. Сидели примерно три часа. (Мать Варвары нашли к вечеру, добиралась она из Токсово ещё часа два)

Мать: Я дома была. Мне позвонили, сказали, что она в отделении. Что была задержана с митингующими в Петербурге. Я в шоке, в панике, не могла документы найти, а они лежали на обычном месте.

 Фото из отделения полиции

- Варвара, что ты знала об этих акциях до и после?

- Я поняла вопрос. До этого я знала про митинги только 23-го января. Думала, что это одноразовая акция в поддержку Навального. Митинг несанкционированный, не согласованный с правительством, а значит незаконный. ("У них все группы ВКонтакте забиты шутками-приколами про митинги и Навального", — добавляет мать)

- Ты так чётко формулируешь про митинги. А для тебя и твоих сверстников Навальный - это кто и что?

- Для меня Навальный — это активист. Оппозиционер, который против Путина, против коррупции и действующей власти. Как к этому относятся мои сверстники? Вряд ли они вообще об этом знают.

- А ты почему знаешь? Из новостей?

- Я увлекаюсь историей и политикой. ("Историей СССР, нашей страны, недавно читала про революцию", — говорит мать). Современной тоже, — настаивает Варвара.

- Какое у тебя мнение о происходящем после того, как в полицию забрали?              

- Мне женщина-полицейская сказала, что митинги теперь будут каждые выходные и будет типа опасно. Я сделала вывод, что власть на самом деле всех этих митингов боится. Зачем столько полицейских посылать, если они не боятся? (смеётся). Они боятся смены власти, — тихонько закончила Варвара. Мать с укором: “Надеюсь, до этого не дойдёт”.

Вопрос ЕленеВаша позиция в воспитании Варвары какая?

Если есть.

- Я приветствую самостоятельность в увлечениях. Я не диктую ей интересы. Она очень переключаемый ребёнок. Шахматы, потом зоологическая тема, ходила в кружок на Крестовском. Сейчас история СССР — берёт книги в библиотеке. Я поддерживаю. Что касается решений поехать куда-то — это всё у нас строго. Доверяла ей безгранично. Тут она нарушила запрет.  

- Варвара, можешь сформулировать, почему тебе интересна история СССР?

- Начиналось так: у нас много заброшенных зданий. Нас с разрешения водили на зоологии в заброшенный советский лагерь (пионерский - ред.). Мне понравилось. И захотелось узнать, как там всё было в те времена, в Советском Союзе.

- Сформулируй — как жили в СССР?

- Я точно знаю, что в СССР было достаточно денег, но были не очень хорошие отношения с Америкой, торговые отношения были плохие. Поэтому продуктов было не так уж и много.

- Что думаешь про руководителей СССР? Хрущёв, Брежнев?

- ...Андропов, Черненко, Горбачёв, — мгновенно продолжила Варвара.

- Ничего себе. Ты в курсе, что не все взрослые Черненко вспомнят? - опешил автор.        

Мать: Она читает с такой же скоростью, как взрослая. Много информации из книг.  

- Варвара, в СССР справедливо жили, как думаешь? Например, в плане бедные-богатые.

- Знаете, СССР чуть меньше века был. Поэтому в одно время было всё по-честному, в другое — что-то с экономикой не так. Смотря в какой период.

- И когда было всё по-честному, с твоей точки зрения? - стало мне очень любопытно.

- Ну как по мне, когда народ пошёл за Лениным, в самом начале, это было абсолютно по-честному и справедливо. Если бы народ не хотел, он бы за ним не пошёл.

-Что было дальше? Становилось не по-честному? 

- Было не очень хорошо, как по мне, во времена Сталина. Я читала книги людей, которые жили там, и они говорят, что продуктов не хватало, война была, за преступления очень жестоко наказывали.

- А во времена Хрущёва, Брежнева, Андропова?

- Было более-менее. Но прямо справедливо-справедливо не было. Средненько было.

- Про 90-е что-нибудь знаешь?

- Не очень хорошо. Но вроде как, если не ошибаюсь, Ельцин? Верно?

- Да, молодец.

- Народ, как бы, может, был и за развал Советского Союза, но было в то время не очень хорошо, огромные перемены. Страна развалилась на 15 частей. Людям надо было привыкать. По мне так, было сложно.

К слову, в школе у Варвары есть проблемы: девочка хочет самовыражения, недавно покрасила чёлку, а это запрещено уставом школы. Педагоги говорят, что одно время не хотела носить форму. По словам матери, просто бывает рассеянна, может не ту юбку или штаны надеть, или сменку забыть.  

- Ты родилась в 2009. Что по твоему происходило в стране с 2000 по 2010?

- В это время уже правил Путин. Не знаю точно, но было падение рубля.

- О как. А стали жить хуже или лучше?

- Ну если сравнивать с 90-ми, то лучше. Люди адаптировались. Но в сравнении с советским периодом как-то не очень. Стало меньше школ, стало меньше больниц, зато храмов у нас стало раза в два больше.

Мать: "В книгах Советский Союз немножко романтизирован. Бабушки, дедушки рассказывают, она с ними общается. Они скучают по СССР".

- Варвара, а что происходит последние годы? Ты уже в сознательном возрасте, что ты видишь?

- Я помню, мне было лет семь. Я в первый раз узнала про Навального —  в телефоне начала смотреть новости. На ютубе увидела видео, когда его облили зелёнкой, а дело не стали расследовать. Потом я забыла, лет до 9-10, точно не помню. Вспомнила, когда он обширно начал высказываться, расследования на ютубе. И очень известный случай был, когда его отравили.

- Когда?

- В 2020-м или 2019? - полуспросила Варвара.

- А что для тебя это значит, отравили? И как?

- Я слышала, это был чай, а отравили ядом “Новичок”.

- Если так, то за что?

- Он высказывал свою точку зрения. А Путин такой: "Я не понял? Ты что против меня?". Ну и, естественно, его отравили.

- Так получилось, что ты увидела кричащую толпу, омоновцев? Страшно было?

- Даааа. Я же вообще не знала, какая у них цель. Может, они хотели всех избить. Я пока от них убегала, то очень устала.

- И как ты теперь к митингам относишься, к такой форме высказывания?

- Я считаю, что это опасно, но всё-таки для людей это надо, их просто не слышат по-другому.

- Да уж. Умеешь ты сформулировать в свои 11. Спасибо за разговор, Варвара.

- Пока-пока.       

Сдерживал удивление Виктор Смирнов,
47news

Как показалось, опасный контекст: После вывода детского омбудсмена Ленобласти Тамары Литвиновой о необходимости привлечения матери к уголовной ответственности СК Петербурга и Ленобласти вынуждены были начать проверку. При этом, по словам собеседников в следствии, эта мера, скорее, страховочная от неудовольствия руководства — признаков состава преступления в истории нет, а реагирование продиктовано политическими причинами. В следственном отделе СК Петроградского района вечером 1 февраля Елена с Варварой провели два часа. На момент выхода статьи мать с дочерью опрашивали во всеволожском отделе СК Ленобласти.  

Семейный контекст:

Елена с Варварой родом из города Ухта, Коми. В Ленобласть переехали три года назад, здесь живёт брат Елены. С мужем она в разводе, но поддерживает хорошие отношения, он тоже перебрался в Петербург. Варвара бывает у отца в гостях.