Тайны Гохрана. Как коммунисты разворовывали драгоценное наследие Российской Империи

На модерации Отложенный

 



Ровно 100 лет назад, 12 февраля 1921 года, опубликовано подписанное В.И.Лениным постановление Совнаркома "О составлении государственного фонда ценностей для внешней торговли".

Документ предписывал создание "запаса художественных ценностей и предметов роскоши и старины", которые Наркомат внешней торговли мог использовать для своих коммерческих операций. Эта осуществлявшаяся негласно в 1920-1930-х годах практика приобрела широкий размах, и многие ценные произведения искусства, ранее принадлежавшие России, были разворованы и оказались в зарубежных музеях и частных коллекциях.
Свернуть


К началу ХХ века в России была богатейшая коллекция произведений искусства, которую собирали – покупали и получали в дар русские цари. Императорский дом покупал шедевры и хранил. Ну, и подарки, конечно. Коллекция была уникальной. Потрясали качеством и коллекции частных лиц, коллекционеров и меценатов.
Большевикам попали в руки потрясающие собрания сокровищ.

Первую попытку продать драгоценности Романовых большевики предприняли в мае 1918 года. Тогда в Нью-Йорке на таможне задержали двух приезжих с драгоценностями (стоимостью в 350 тысяч рублей), принадлежавшими дочери Александра III Ольге.

В 1920 г., советская власть организовала хранилище царских сокровищ. Правда, прежде, чем хранить, большевики собирались… пошерстить. Разграбить.

Главной задачей Гохрана было не хранение собранных сокровищ, а их «обезличивание» и «реализация». Большевикам нужны были деньги на разжигание пожара мировой революции и поддержку своей власти в разорённой стране. В ход пошли императорские ценности. Теперь большинство огромных богатств царской семьи широкой публике недоступно. Они осели в частных коллекциях.

Шокируют подробностями того с каким цинизмом Ленин, Троцкий и Сталин распродавали российские художественные сокровища.
Прежде всего, большевики разграбили церкви. Потом они взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже. И, в конце концов продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж»…

Во второй половине 1920 года Советское правительство затопило международный арт-рынок сокровищами из музеев страны.
Такой крупномасштабный поток в истории мировой культуры никто нигде никогда не видел.

Сокровища из Алмазного фонда, Кремля, Эрмитажа и Третьяковской галереи были проданы или проданы непосредственно миллионерам из США и Европы.

«Были люди разные. Арманд Хаммер был дьявольской фигурой. Мне сказали, что было страшно быть с ним в одной комнате.
Он организовал продажу русского антиквариата (за что советское правительство дало ему 10-процентную комиссию), организуя продажу «Романовских сокровищ» (которые фактически не имели отношения к имперской семье) в крупнейшем универмаге Нью-Йорка, лорд И Тейлор», — сказала историк Наталья Семенова

Королевские короны и бриллианты, иконы и другие религиозные объекты, редкие картины и скульптуры были проданы навалом для министра финансов США Эндрю Меллона, нефтяного магната Калуста Гулбенкяна, а также посла США Джозефа Дэвиса и его жены Марджори Пост. Многие художественные работы позже стали гордостью музеев всего мира — от Мет и Хиллвуда в Вашингтоне, в Музей Калуста Гулбенкяна в Лиссабоне.

Пропажа последней коллекции яиц Фаберже — загадка века. К каждой Пасхе Фаберже делал яйца для всей царской фамилии. Работа огромная! Фактически она начиналась чуть не за год. По идее, к весне 17-ого коллекция была готова.

Но! В феврале Николай отрекается от престола. Коллекция остается «неподаренной». Где она? Что с ней? Неизвестно. Официально- ее и не было. Тогда откуда известно, что одно яйцо называлось » Бедуин», а другое» Соловей»?

Например «Зимнее» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1913 года.

Хранится в Катаре, в коллекции эмира.Это самое дорогое яйцо из всех, заказанных Романовыми.



Также оно являлось самым дорогим императорским яйцом Фаберже ($9,5 млн), до тех пор, пока на аукционе «Кристис» не было продано «Ротшильдовское» яйцо за $18,5 млн.

Огромная партия драгоценностей (9 кг!) была продана торговому агенту Вейсу, а в 1927 г. они оказались на аукционе «Кристи» в Лондоне. Было продано около 120 коронных ценностей. И среди них — уникальной красоты жемчужная диадема и венчальная корона последней императрицы Александры Фёдоровны.

В 1920-х гг. имущество из дворцов царской семьи вагонами отправляли на Запад. Советское правительство в официальной прессе оправдывало эти сделки тем, что вырученные средства пойдут на нужды индустриализации.

Однако годы экономического кризиса были не самыми лучшими для массовой торговли антиквариатом — аукционы шли вяло и приносили совершенно ничтожные суммы.

В эти фатальные для русского ювелирного искусства годы в плавильных печах Гохрана тонны серебряных изделий были превращены в слитки.

Пока в Лондоне продавали коронные драгоценности, заведующий Оружейной палатой Дмитрий Иванов (он также участвовал в каталогизации драгоценностей Романовых в 1922 году) умолял чиновников вернуть из Гохрана предметы музейного значения. Тщетно. В начале 1930 года стало известно о предстоящих изъятиях из музеев вещей для продажи за границей, а Иванов не выдержал — покончил жизнь самоубийством.

А потом, практически покончив с русским ювелирным искусством, эти дикари добрались до шедевров мировой живописи, что стало настоящей трагедией для сотрудников Эрмитажа.
Еще Ленин писал о том, что предметы искусства нужно распродать, причём сделать это необходимо «архибыстро». Эту чрезвычайно «практическую» идею в дальнейшем обеими руками поддержал и товарищ Сталин.

Для подобных целей была организована специальная контора под названием «Антиквариат». И через неё за рубеж весьма расторопно «уплыли» самые знаменитые шедевры живописи, начиная Рембрандтом и заканчивая Рубенсом. Сопротивляться подобному «развесёлому» предпринимательству в Эрмитаже было некому. Так началась одна из самых позорных страниц в истории СССР — сталинская распродажа картин 1929 — 1934 годов.

Большевики с невиданным размахом продавали за границу бесценные картины, иконы, драгоценности — об этом давно известно. Но мало кто даже может представить себе истинные масштабы этой распродажи и масштаб ущебра русской культуре, нанесенный коммунистическим режимом.
В 1917-1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры — 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря — 384 бриллианта; из Оружейной палаты — золотого и серебряного лома 40 пудов. Но продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла: рынка на них в Европе не было. Полученный доход составил 4,5 тыс. рублей. На покупку хлеба для голодающих потратили 1 тыс., все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР.

В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов. Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.

К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Мебель, серебро и произведения искусства продавались десятками тысячами. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств — несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон.

И это только официальные советские данные.

Читать дальше: https://eparhia-birsk.ru/istoriya/zachem-bolsheviki-prodali-sokrovishha-romanovyh-na-zapad.html

Найдено здесь: https://vk.com/anti_soviet_coalition2_0?w=wall-131617902_218548