Великий комбинатор Ося Шор

На модерации Отложенный

Осип Шор (1899 – 1978), прототип Остапа Бендера, родился в Никополе в зажиточной семье — его мама была дочерью одесского банкира и купца, а отец владел магазином колониальных товаров. Когда Осипу было чуть больше года, от сердечного приступа умер его папа, и мама перевезла детей в Одессу. Жизнь там была особенной, а с учетом того, что Шор подрабатывал в одной из лавок деда, он оказался полностью погруженным в мир колоритной одесской торговли, где далеко не всегда все было законно.

 

 

С детства Шор, которого часто называли Остапом или Осей, любил спорт, книги о приключениях и неплохо учился. В одесской мужской гимназии Илиади его любимым предметом было правоведение, но поступать он отправился на механический факультет Технологического института имени императора Николая I в Петроград. Осипа уже практически приняли, но тут началась революция, и у Шора, как и у большинства студентов того времени, планы на жизнь резко изменились — старый мир рухнул, а новый предлагал совершенно новые обстоятельства, к которым еще нужно было привыкнуть.

Из голодного Петрограда в 1917 году Шор отправился в Одессу.

В течение этого путешествия домой, которое длилось целую зиму (и даже немножко больше), с ним происходили все те невероятные события, которые впоследствии описали Ильф и Петров в «12 стульях». Образ любящего мужа состоятельной толстушки, главы подпольной организации, гроссмейстера и художника на корабле были испробованы Шором на себе. Денег у Оси не было, и он готов был делать что угодно (но только не нарушая предписаний уголовного кодекса), чтобы было на что продолжать свой путь в Одессу. О своих приключениях он потом рассказал Катаеву, а тот — своему брату Петрову и его коллеге Ильфу.

 

 

 

В Одессе Шор, как и его старший брат, Анатолий Фиолетов, стал работать в уголовном розыске, и помогал справляться с криминальным беспределом, используя всю свою изобретательность и невероятное чутье (по сути, в прошлом он и сам ходил по границе с криминальным миром). Но после того, как брата убили преступники из банды Япончика, Осип навсегда ушел из милиции, устроился на завод снабженцем, а потом — проводником поезда. Своей семьи у Шора не было.