Новый уровень разгона протестов

На модерации Отложенный

Петр Мироненко

Главным итогом протестов 31 января стал качественный рост уровня насилия при разгоне

Власти определились со своим ответом на массовые протесты: главным итогом акции 31 января стал качественный рост уровня полицейского насилия и новый рекорд по числу задержанных — их число превысило 5 тысяч человек, а полиция впервые применила электрошокеры и слезоточивый газ.

  • Из-за перекрытий в центрах обоих городов оценить численность протестных акций 31 января в Москве и Петербурге оказалось еще сложнее, чем 23 января, — этого не взялся сделать даже ФБК Навального, который после прошлой акции оценивал число участников по всей России в 250 300 тысяч человек, в Москве — в 50 тысяч.

  • Численность протестующих в Москве МВД в середине дня 31 января оценило в 2 тысячи человек. Если верить этой оценке, задержанными должна была оказаться половина участников. Акция в Петербурге, судя по фотографиям и видео, была не менее масштабной, чем в Москве. Роскомнадзор пригрозил блокировками за завышение официальной оценки численности участников на митинге.

  • Зато достоверно известно число задержанных — по данным проекта ОВД-Инфо , в полиции оказалось как минимум 5135 человек в 88 городах России. Это новый рекорд и на четверть больше, чем 23 января.

Но главный итог воскресных акций — не количественные рекорды, а качественно новый подход властей к разгону протестующих. Если после акции 23 января мы писали, что даже на фоне эскалации напряжения после отравления Алексея Навального власти проявили осторожность и не стали повышать уровень насилия, то теперь эта ситуация изменилась. Это проявилось во всем — от подготовки к акции до средств, применяемых при разгоне, и способов задержания.

  • Перекрытие городов. Впервые за многие годы накануне несогласованных митингов власти полностью перекрыли центры Москвы и Петербурга. В столице были предварительно закрыты семь станций метро (а в ходе акции — еще четыре), закрыты кафе и магазины, в Петербурге власти, помимо перекрытия улиц и закрытия центральных станций метро на выход, закрыли Дворцовый, Троицкий и Благовещенский мосты. Все это, впрочем, не помешало штабу Навального довольно эффективно координировать движение и действия протестующих в телеграме (как это работало, лучше всего описывает Коммерсант )

  • Полицейское насилие. Сообщения об избиении протестующих при задержании поступали из Москвы, Петербурга, Уфы, Челябинска, Новосибирска, Владивостока. По данным ОВД-Инфо , при задержании был избит как минимум 51 человек.

  • Применение спецсредств. По данным представителей СМИ, работавших на акциях протеста, и в Москве, и в Санкт-Петербурге против протестующих как минимум несколько раз применяли электрошокеры. Открытые медиа опубликовали в качестве доказательства видео. Корреспондент Коммерсанта сообщал, что недалеко от Матросской тишины одного из протестующих ударили электрошокером дважды, после чего он начал вырываться и сказал: Хватит бить током! В Петербурге СМИ также сообщали о применении электрошокеров и слезоточивого газа при разгоне протестующих на Сенной площади. А Фонтанка опубликовала видео, на котором видно, как один из полицейских, отступая, направляет на толпу табельное оружие.

  • Насилие против журналистов. Насилие применялось в том числе и к журналистам в жилетах с надписью пресса , с удостоверениями и редакционными заданиями. В Петербурге при задержании избили фотографа Георгия Маркова. По данным ОВД-Инфо , всего во время акции в полиции незаконно удерживался как минимум 91 журналист.

  • Задержания на дому. Полиция усиленно работала не только на самом несогласованном митинге — в день акции полицейские приходили домой к людям, которые были на митинге 23 января, и отвозили их в ОВД, где держали несколько часов, чтобы оформить протокол по статье 20.2 КоАП (о нарушении правил проведения массовых мероприятий). Только два таких примера — задержания директора московской Европейской гимназии Ирины Боганцевой и историка Камиля Галеева. Они оба участвовали в акции 23 января, но на месте тогда не задерживались — полиция отследила их по записям с видеокамер. О том, как миллиарды, потраченные Москвой на систему камер с распознаванием лиц, помогают бороться с протестами, мы рассказали в свежем выпуске технорассылки The Bell.

Что дальше

Следующая протестная акция в Москве назначена уже на вторник — 2 февраля, когда суд будет рассматривать ходатайство ФСИН о замене Навальному условного осуждения по делу Ив Роше на реальное. На прошлой неделе суд отклонил апелляцию защиты политика, признав законным вынесенное ранее решение о взятии оппозиционера под стражу на 30 суток.

Что мне с этого?

Риски участников несогласованных митингов растут — теперь недостаточно обойтись без задержания во время самой протестной акции: полиция может прийти за вами и через неделю, изучив записи с камер. Но повышение ставок работает и в обратную сторону: политологи говорят о неизбежной радикализации протеста.