Аспирантура. Часть 6.
На модерации
Отложенный
Часть 6.
Как-то в разговоре с Аминой речь зашла о работе машинисток. Я вылила досаду на ту, которая, несмотря на Толечкин идеальный почерк, наделала немало ляпов: красные строки в большинстве случаев были потеряны, сплошь пропущенные или недопечатанные буквы, а самое интересное - она в нескольких местах переделала на свой лад термины, например, прилагательное «комплетивные» она напечатала с лишней «к» - комплекКтивные. Нахожу это слово в рукописи, тычу её носом: видите, как тут написано?
- Вижу. А я подумала, что Вы ошиблись...
Ну что тут скажешь? Кто мог ещё исправить соискателя, если не машинистка? …
Амина и тут подсказала выход из положения.
- Двести сорок рублей найдётся с добавкой на пропитание в течение десяти дней и на обратную дорогу?
- Да, конечно, с урезанной суммой никогда не выезжаю, крестьянская закваска сидит во мне прочно, в долгах ещё ни разу не была.
- Так вот. В магазинах «Канцтовары» продаются пишущие машинки, но только для москвичей по заранее приобретённым карточкам. Столичные жители быстренько расхватывают их, хотя, возможно, машинка для печатания им — как собаке французские духи. Карточки они потом продадут по весьма выгодной цене. Присмотрись к покупателям: кто не спеша бродит по магазину или стоит где-нибудь в укромном уголке, вроде бы кого-то ждёт. Но не набрасывайся от радости на торгаша дефицитом, сначала выбери на глаз машинку за прилавком, спроси о цене у продавцов, они нашего брата видят насквозь и лишних вопросов не задают. Им всё равно кому продать, лишь бы покупка была подтверждена соответствующим «докУментом». Обладатель карточки должен запросить с тебя на 30-40 рублей выше реальной стоимости. И пусть он сам подаст карту, а ты расплатишься.
Ночью плохо спалось от счастливой мысли о том, что я спокойно в своём общежитовском «пенальчике» пусть медленно, двумя пальчиками, но без досадных коверканий слов «натюкаю» свой труд, никому не кланяясь.
Столица всегда удивляла своей способностью разгадать в нас провинциалов и даже точно определить, что нас может интересовать. Стоило только открыть рот, как тихо ненавидящие «гостей столицы» «гостеприимные» хозяева сразу раскусывали нашего брата с юга:» О, хохлушка в Москву приехала, с Украины, что ли?» Нас выдавал наш фрикативный, глуховатый «г», а не взрывной, как у москвичей.
Конечно, при работе со студентами, в выступлениях — то бишь в академической обстановке - мы чётко придерживались литературных норм произношения, но в разговоре переходили на своё исконное, привычное.
Но продолжим разговор о цели моего визита в отдел «Канцтовары».
Только от моих рук отлетела в сторонку половинка двери универмага (автоматов тогда ещё не было), как передо мной нарисовался приятный молодой человек с улыбкой на приветливом лице и негромким вопросом:
- Пишущая машинка не нужна? Подойдите вон к той девушке за прилавком, она с высокой причёской, и попросите показать товар, там две разновидности — югославская и московская. Выберите, какая вам понравится.
- А цена?
- Цена как у всех — 40 рублей сверху. Заметив моё смущение, тут же поправился:
- Ну хорошо, пусть будет 30. Это Вам повезло, что я спешу.
Махинаторы и плуты всегда стараются хотя бы отчасти казаться добрыми людьми. А все негодяи, к сожалению, общительны.
Глаза мои как прилипли к югославской «Unis”, так уже ни на что другое переключаться не хотели: низкая, с красным корпусом, с чуть вогнутой внутрь клавиатурой.
Приветливая продавщица, ни о чём не спрашивая, тут же заложила между валиками двойной лист и наугад быстро простучала целую строчку. Отстукивания пальчиками мне показались работой дятла в дальнем углу сада — приглушённые, не бьющие в ухо звоном молотка о железный рельс в месте крепления. Мой сын долго не мог уснуть, если в соседней комнате аспирантка отстукивала на московской старушке свои труды.
Лёгкий щелчок — и моё сокровище скрылось под белым квадратным футляром с чёрной ручкой. Нет, я так её не понесу: а вдруг защёлка окажется слабой, и тогда ... конец моей телячьей радости. Попросила у продавщицы пакет покрепче, тем самым вызвав у неё снисходительную улыбку.
Мы все — своего рода хамелеоны, принимающие окраску от вещей, находящихся около нас. Во всём моём облике внимательный прохожий мог бы отметить триумф победителя, будто я оказалась рядом с Алеханом Орловым при взятии неприступной турецкой крепости Чесма.
Ах! Величие души нам без труда даётся,
Когда чужая кровь, а не родная льётся! (Расин Жан)
И вот я дома, то есть в квартире, снятой на время командировки. Сын мой уже заимел друзей и гоняет мяч во дворе, Амина ещё не вернулась с работы. Я же, как пьяница, который в радостном одиночестве украдкой выпивает рюмку спиртного, закладываю два листа с копиркой и начинаю, пошарив глазами, находить нужные буквы.
Отстукиваю первую фразу, пришедшую мне в голову:
«Да хрен с ними, с деньгами, зато я приобрела нужную вещь!». И тут заходит Амина. Я молча, для смеха выпятив губы трубочкой, ладонями с растопыренными пальцами показываю ей своё приобретение. Но... Заглянув в напечатанное, она произнесла невесело: «Шурик, забей свой восторг и никогда так о деньгах не говори: они живые и могут, огорчённые, покинуть тебя надолго».
- Ой! Мне так не надо! А как забить?
- Найди букву «х» и посади её на всю строчку, без пробелов.
Вот так! Пустые слова, особливо написанные, ничего хорошего не приносят. А про себя я отметила полезную функцию нашей буквы, которая в древней огласовке называлась «херъ»: и забить можно лишнее, и при такой же ненадобности кого-то послать подальше. А вот посылая туда, где, как говорится, Макар телят не пас, это ещё не значит человека оскорбить, возможно, «на небеси» не произошло изменение значения названия буквы.
В древнерусском языке эта буква стоит в центре азбуки и заключена в круг, что означает её превосходство над другими буквами. У греков, у которых её заимствовали, эта буква означала Вселенную. По мысли Константина, в букве «ха» ( это уже современное название) заключено единство Бога и человека. Константин ( известный после получения высшего монашеского чина как Кирилл, создавший вместе с братом Мефодием азбуку для славян) в букву Херъ вкладывал дополнительный смысл, выражающийся словами «херувим», или «родоначальник». Херувимами называли высших ангелов, которые были ближе всего к Богу и окружали Престол Господен.
Славянские слова, произошедшие от греческой буквы Херъ, имеют только положительный смысл: хероизм(героизм), херувим, херальдика (геральдика).
Так что не огорчайтесь, если вас послали в окружение Престола Господня. Там рай! ))))
Комментарии
Я этот пост в закладки возьму. Шурик, умница, этот пост ста других стоит. Пиши дальше. И просвещай, я не шучу. Это здорово интересно.
Спасибо, Ленок! Радуюсь сижу)
Пёрышек, правда, уже не было. Шариковые ручки только появились, и пустые стержни ходили заправлять в какие-то мастерские. Или набирали побольше стержней для ручек про запас. А они то
нещадно мазали, то высыхали.
\ А вообще очень интересен исторический экскурс значения буквы Х... Название буквы превратилось в сленговое словечко вместе с производными от него.
А вообще-то приобретение машинки - может это начало позитивной полосы в той части твоей жизни? Мне хочется на это надеяться.
Саш, как всегда, читала с большим удовольствием и интересом. Спасибо, дорогая!
Но об этом расскажу позже, в следующих главах.
Спасибо тебе за полное понимание не только моих неприятностей, но и радостей, когда ты радуешься вместе со мной.
Приходи завтра, я тебя всегда жду.))
Добавлю свои 5 копеек. Все знают, что в медицинской терминологии применяется латынь. Когда 2-3 века назад врач обнаруживал у пациента грыжу, он многозначительно произносил: «Hernia!» В переводе с латыни это слово обозначает грыжу.
Простой народ, не знающий латинского языка, выражение подхватил и стал использовать применительно к любым болячкам на теле. Отсюда и появилась фраза «страдать херней».
Постепенно выражение приобрело насмешливый оттенок. Так стали говорить о человеке, который занимается чем-то незначительным или просто валяет дурака.
Спасибо!
Спасибо большое, Александра)
Николаю спасибо за приглашение)
Такой же кайф! 😊 Умница, Мастер слова! 👍👍👍
"Сомневающийся" мастер слова...)))
Моя осталась целой и невредимой, сейчас стоит в шкафу как дорогая реликвия.
Собираюсь сдать в школьный музей.
Мы постучали да и забыли про это...
Помню, иногда приходилось печатать на машинке, - опечатки, конечно, доставали )) И как же мы радовались первым персональным компьютерам - исправляй сколько хочешь, на здоровье!
Спасибо новым знаниям - про букву Х, как интересно, оказывается!
Спасибо за рассказ, Сашенька!
Сейчас всё проще.
Спасибо, Мариша!
Шурочка, жду продолжения. Спасибо за удовольствие!
Прекрасное продолжение! Спасибо, Александра! А за просветительский юмор отдельная благодарность!:-)
Без юмора скучно...
Когда-то мне довелось немало писать (с наукой или с художественным творчеством это не было связано). И вот я зашел в комиссионный магазин (лет тридцать тому назад) и - о, чудо! - увидел эту красавицу, от которой у меня захватило дух: югославскую пишущую машинку "Unis” - компактную, с красным корпусом, с чуть вогнутой внутрь клавиатурой, к которой прилагался белый квадратный футляр с чёрной ручкой! И я ее, конечно, купил. Точно не помню цену, но, кажется, это было 220 рублей. Или 280. В общем, весьма большая сумма по тем временам. Послужила она мне исправно лет 10, пока я не приобрел свой первый компьютер. После этого я ее продал, примерно за ту же сумму, что и купил. Но расставаться с ней мне было очень жаль, несмотря на наличие гораздо более удобного компьютера. Зато человек, который купил ее у меня, искал именно эту машинку и был рад покупке.
Так что, Шура, твоя шестая часть аспирантской эпопеи оказалась весьма близкой мне.
И описание машинки у нас с тобой совпадает.
Может, я ошиблась в цене? Но это, в конце концов, не важно.
У меня моя "спасительница" стоит до сих пор в шкафу, хоть и обещала отдать её в школьный музей, но, честно сказать, жалко. Ведь я на ней все документы в ВАК сама напечатала, а это так непросто. Потом варианты контрольных работ для студентов сама настучала. А ведь всё это надо было отдать машинисткам за определённую плату, да ещё и сделают не так, как надо.
Вот сколько совпадений может быть...
Броз Тито помню... Маленькая страна снабжала промышленными товарами огромный СССР, и не только.
И куртка югославская долго прослужила. Вообще я был поклонником югославских и чешских товаров. Радовали они мой советский глаз.
Александра спасибо, что вы стали писать так.
Я сталкивался с машинистками.
Тогда в СССР они были крайне востребованными.
Честно говорю, я тогда на заказ писал курсовые работы и продавал их кавказцем и азиатам.
Работы писал я, а девушка машинистка в шесть экземпляров старалась и печатала, печатала, печатала не помню какие деньги.
Нам с ней все это было выгодно.
Нам с ней было выгодно.
Я узнавал темы курсовых для всех курсов. Потом, я засиживался в библиотеках. Я читал и рукописно писал, все курсовые, многие из которых так никому не востребовались.