Истории из жизни Николая Ге

На модерации Отложенный Увлекательные истории из жизни знаменитого живописца и удивительного человека Николая Ге

Николай Николаевич Ге. Автор: Николай Ярошенко./«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича».Фрагмент. Автор: Н.Н. Ге.

Художники, как правило, натуры тонкие и одухотворенные, нуждающиеся в постоянном эмоциональном вдохновении. Исключением не являлся и Николай Ге- философ в живописи, всю жизнь искавший идеал в творчестве и жизни. И рядом по жизни с ним шла, претерпевая все тяготы, взлеты и падения его единственная любимая женщина, в которую он влюбился заочно, и которая долгие годы была его неизменной моделью - и в образе Марии Магдалины, и в образе Петра I в том числе. Об удивительной истории любви, которая продлилась целых 35 лет и о многих других увлекательных фактах из жизни мастера далее - в обзоре

Личное дело

Николай Николаевич Ге.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) родился в Воронеже в семье помещика. Когда Николаю было три месяца, его мать - наполовину полька, наполовину украинка - умерла от холеры. Детство мальчик провел в малороссийской деревне, где его воспитанием занималась няня, крепостная отца. В 1841 году поступил в гимназию в Киев, где и проявлял большие способности к рисованию, но после окончания, по настоянию отца, поступил на физико-математический факультет Киевского университета. Однако через 2 года юноша, осознав свое истинное призвание, становится студентом Академии художеств.

Подарок за 25 рублей

Портрет отца художника Николая Осиповича. Автор: Николай Николаевич Ге.

А надо сказать - отец у Николая был весьма властный и деспотичный. Сын, эмигрировавшего в Россию француза, считал себя вольнодумцем и вольтерьянцем. Однако он не гнушался собственноручной поркой своих крепостных крестьян. Сек их всех без разбору по "субботкам", дабы "не портились". А однажды вернувшись из города привез мальчика в телеге вместе с провизией и сказал небрежно сыну: "Это Платошка, купил за 25 рублей, будет тебе подарок".

Судьбоносный конь

Как то один монах, знакомый бабушки Николая, нарисовал акварелью серую лошадь с поднятым хвостом и турецким седлом и подарил мальчику. «Для меня этот подарок был истинным торжеством. Я первый раз видел хорошо нарисованную лошадь», - из воспоминаний Ге. Именно после этого увлекся, маленький Коленька рисованием и сам стал рисовать лошадей мелом на полу. Кони в детстве были его любимыми животными.

Портрет Николая Ге, внука художника. Автор: Николай Ге.

Удивительная история любви, вспыхнувшая заочно

В Киевской гимназии, где Николай учился, был у него веселый друг Пармен Забелло. После окончания их жизненные пути разошлись, но не надолго. Николай, проучившись в Киевском университете на математическом факультете, через год перевелся на ту же специальность в вуз Санкт-Петербурга. И как-то на студенческой вечеринке повстречал своего старого друга, который учился в академии художеств на скульптора. Не пройдет и года как Ге оставит математику и станет студентом академии на факультете живописи. С Парменом они снимут квартиру и будут делить на двоих даже фрак, без которого не пускали в Эрмитаж. Им приходилось носить его поочередно.

Забелло всеми силами старался приодеться, а вот Николай занашивал одежду до дыр. Как-то раз Пармен в шутку заявил обносившемуся Николаю: «Мне просто стыдно идти с тобой рядом! Ступай на другую сторону!» И Ге послушно переходил дорогу.

Анна Петровна-супруга художника. Автор: Н.Н. Ге.

Четыре года они прожили под одной крышей, став очень близкими друзьями. Пармен частенько получал письма от своей сестры Анны, жившей в родительском поместье на Черниговщине. Однажды вышло так, что Николай случайно прочел одно из писем девушки к брату. Потом второе, третье… Письма привели юношу в восторг, они пленили своим возвышенным строем и зрелостью мыслей. А через несколько последующих писем, написанных даже не ему, Ге был уже решительно влюблен в никогда не виденную им Анну. Вскоре Ге и сам вступил в переписку с незнакомой девушкой и обнаружил, что в литературе, в философии, в общественной мысли — их вкусы совпадают. Ге решил: никогда не женится ни на ком, кроме «божественной Анны Петровны». И об этом он решительно заявил ее брату.

«Саул у Аэндорской волшебницы». Автор: Николай Ге.

И самым удивительным было то, что это оказалось чистой правдой. В 1856-м году 25-летний Николай и 24-летняя Анна обвенчались в церкви черниговского села Монастырище. Молодые сразу же уехали в Рим, так как незадолго до этого Ге получил Большую золотую медаль Академии за картину «Саул у Аэндорской волшебницы», что давало ему право на пенсионерство в Италии.

Портрет жены художника Анны Петровны с сыновьями Николаем и Петром. (1861). Автор: Николай Ге.

Больше 10 лет чета Ге прожила в Италии, где и появились на свет их сыновья Пётр и Николай - «беленький и чёрненький», как называл их художник.

Флоренция. Автор: Николай Ге.

Жизнь на земле и труды праведные

По возвращении в Россию четыре года семейство Ге прожило в Питере. Николай Николаевич Ге стал одним из организаторов Товарищества передвижников и принимал участие в выставках. Он сблизился с передовыми деятелями культуры, многих из них портретировал.

Однако совсем скоро пришло разочарование и в себе, и в искусстве - он совершенно перестал писать. Художник, заразившись идеями Льва Толстого, навсегда увозит семью из столицы на хутор Ивановский, что на Черниговщине.

Лев Николаевич Толстой.

В 1870-е Ге, испытав творческий кризис, около трех лет почти не брался за кисть. На хуторе он становится вегетарианцем, бросает курить, раздает часть своей земли крестьянам, работает в поле и выкладывает печи, стремясь жить так, чтобы это приносило пользу ближнему.

Его «опрощение» давалось супруге Анне Петровне нелегко: они иногда ссорились.
За решительный и бескомпромиссный характер Ге называл любимую Анну «прокурором». работая над картинами, частенько звал ее оценить сделанное: «А ну-ка, Анечка, посмотри-ка, что здесь не так». Анна Петровна, наметанным глазом безошибочно видя огрехи, ровным голосом озвучивала свои суждения, и почти всегда Ге оказывался с нею согласен.

Вестники Воскресения. Мария Магдалина идет к усыпальнице Христа. (1867). Автор: Н.Н. Ге.

В своих мемуарах Софья Толстая так описывала Анну: «Жена Николая Николаевича… была маленького роста белокурая и некрасивая женщина с большой головой и приятной улыбкой. Она как-то покровительственно относилась к мужу, подчёркивая его легкомыслие, рассеянность, и более похоже было, что она его мать, чем жена... и несмотря на то, что она была далеко не из красивых, Николай Николаевич видел все совершенства: с нее писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других..»

И действительно, Николай Ге относился к жене с благоговением и трепетом, а она всю супружескую жизнь, длиною в 35 лет была верной спутницей художника. Анна Петровна Ге умерла в 1891-м году, и художник похоронил ее в Ивановском, прямо в саду их усадьбы. Он переживет жену всего на три года и будет погребен рядом с ней.

Как Ге боялся позировать Илье Репину

Портрет художника Н. Н. Ге.(1880). Автор: Илья Ефимович Репин.

Довольно известен портрет Николая Ге, написанный самим мэтром русской живописи Ильей Репиным, который долго вынашивал идею заполучить себе в модели колоритного старца и написать с него портрет. Однако Ге с последними годами все реже и реже соглашался позировать. Тем более, что о Репине к тому времени уже ходили нехорошие слухи: "дескать, все, кого бы он ни писал, в скором времени умирают".

Илья Ефимович, напротив, горел желанием написать портрет Ге и с этой целью специально приехал к нему в Ивановское.

Но Репин даже не подозревал, что Николай Николаевич поддастся суеверию и начнет вполне серьезно увиливать, намекая на то, что ему еще пожить хочется. Однако как бы там ни было - портрет был написан, а Ге еще прожил 14 лет.

Как Николай Ге разделил картину между императором и Третьяковым.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Автор: Н.Н. Ге.

На экспозиции полотна «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», написанном в 1871 году, присутствовал сам император Александр II. Картина его впечатлила и он выразил желание ее приобрести. Однако еще до начала выставки это полотно уже было продано Павлу Третьякову, об этом никто даже не осмелился заикнуться государю. Художника попросили написать для Третьякова авторскую копию, а оригинал отдать Александру II. Но Николай Николаевич, не моргнув глазом, отдал оригинальное произведение Третьякову, а для царя создал копию, хранящуюся сейчас в коллекции Русского музея.

Всю жизнь в поисках идеала

«Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – так описывал свое душевное состояние художник, работая над полотном "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича". – Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало мой идеал…».

Николай Николаевич Ге. Автопортрет.

Идеал свой художник все же нашел. Сложным и тернистым путем ему пришлось пройти, что бы осознать и увидеть в Иисусе Христе то, что до него никто не видел. Серия религиозных полотен, написанных Ге, были совершенно не поняты современниками. Их по достоинству оценили намного позже.
Часто произведения художника были под запретом, их иногда просто снимали с выставок. Такая же участь постигла и картину Николая Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», которую не приняла публика и лишь совсем недавно она была выставлена на обозрение в Третьяковке.

Предистория лежащая в основе создания картины «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы».

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Фрагмент. Автор: Николай Ге.

Чтобы понять сюжетную линию, заложенную автором в содержание этого произведения, нужно заглянуть в исторические события той эпохи.

25 декабря 1761 года умирает императрица Елизавета Петровна. Вечером того же дня Петр III, уже провозглашенный императором, устраивает радостное пиршество по такому случаю.

«Портрет Елизаветы Петровны». Автор: Вигилиус Эриксен

Организацию похорон новоиспеченный император доверил своей супруге. И в то время как Екатерина, облаченная в траур, все свое время уделяла устройству предстоящей церемонии погребения, Петр разъезжал по Петербургу, празднуя святки и принимая поздравления. Его поведение не только изумляло, но и возмущало жителей столицы.

Екатерина же эту ситуацию смогла очень ловко обыграть в свою пользу. Она очень тонко и умно проявила все свои лучшие качества души и характера, привлекая к себе внимание лучших сановников, вельмож, священнослужителей и военных. Которые не могли не заметить разницу между новым императором и новой императрицей.

Портрет императора Петра III. Автор: Л. Пфанцельт.

Так вспоминала события тех дней Е.Дашкова: «Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей тетки и благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих. Петр III являлся крайне редко, и то только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымать на смех духовных лиц и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».

Портрет Екатерины II (1763 год). Автор: Федор Рокотов.

И вот 25 января 1762 года, ровно через месяц после смерти, тело Елизаветы было погребено в Петропавловском соборе. А через пол года Екатерина захватила власть, по праву принадлежавшую мужу, Петру III, который лишился не только короны но и жизни.

Загадочная сюжетная линия полотна Николая Ге

Всего лишь одно мгновение из придворной жизни запечатлено на холсте, но в нем столько сказано. Есть такое мнение, что эта сюжетная картина написана мастером вовсе не по творческому вдохновению, а по каким то определенным событиям, подчиненным политическому подтексту. Но как бы там ни было оно наполнено глубочайшим смыслом, философским анализом и передает психологическую драму героев.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». (1874).Автор: Николай Ге.

В плане нравственности Екатерина II для Николая Ге была совершенно «далека от идеала», невзирая на ее величие. Но мастер и не стремился ее осудить, он поставил себе иную задачу: «Мне хотелось изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III»-, говорил он.

В основе сюжета запечатлен момент, когда у гроба Елизаветы Петровны, находящегося за пределами холста, произошла встреча супругов императора Петра III в сопровождении фавориток и Екатерины II, сопровождаемой Е.Дашковой. Одно лишь мгновение... и они разошлись в разные стороны.

Это произведение чрезвычайно интересно с композиционной точки зрения , где контрастируют две женских фигуры в трауре на первом плане картины с уходящими фигурами Петра III и его приближенных, прописанными в глубине холста. Но эффект контраста состоит не только в разнонаправленности двигающихся фигур и многоплановости пространства, но и цветовом решении.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Фрагмент. Автор: Николай Ге.

Образ Екатерины, являющийся центром композиции, освещен пламенем свечей, а выражение ее лица, "холодное и даже надменное, – она как бы ухмыляется своей сдержанной улыбкой – демонстрирует ее безусловное превосходство над ситуацией.Она в траурном платье с широкой орденской лентой из красного муара, приближается к воображаемому гробу.

Герой третьего плана Петр III изображен со спины, поспешно удаляющимся со своими фаворитками и приближенными. Он одет в парадный белый мундир (прусского образца),совершенно не соответствующий траурному настроению, и с голубой орденской лентой через плечо.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы».Фрагмент. Автор: Николай Ге

Продолжая трактовать это историческое полотно приближаемся к его разгадке.
Центральная обособленная фигура императрицы изображена спиной ко всем присутствующим. ЕЕ взгляд предвещает перемены, которые она готовит своему незадачливому супругу, ведь не зря рядом с Екатериной художник изобразил солдата, готового защитить новую императрицу.
А уходящая группа фигур из траурного зала во главе с Петром, повернутая к зрителю спинами - уходила навсегда и не только из политической жизни страны.

Группа же второго плана повернутая лицами символизировала новую эпоху: здесь
Екатерина Дашкова, Никита Панин, Кирилл Разумовский, Никита Трубецкой, которые пойдут за Екатериной.

«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». Фрагмент. Автор: Николай Ге

В этом художественном произведении великий живописец проявил себя не просто отменным художником, удивительно изобразившим переход от дневного света к тусклому огню свеч – через темноту, но и скрупулезным исследователем, сохранившим точность исторических деталей. И на этом уровне картина Николая Ге — настоящий исторический шедевр.