Байден дал понять Путину, что поблажек больше не будет

На модерации Отложенный

Первый разговор Байдена и Путина стал главной темой во всех мировых СМИ. По сообщениям Белого дома, в телефонной беседе, состоявшейся 26 января, Байден говорил об аресте Навального, российской причастности к кибератаке на государственные структуры США, и сообщениях о выплате Россией вознаграждения талибам за убийства американских солдат. Тогда как Кремль в своих сообщениях для СМИ сосредоточился на ответе Путина на предложение продлить договор по сокращению вооружений между Россией и США.

 

 

Associated Press уточняет, что именно Москва первой обратилась с просьбой об этом разговоре еще на прошлой неделе. Байден согласился, но сначала переговорил с лидерами европейских стран - Великобритании, Франции и Германии, а также с главой НАТО Йенсом Столтенбергом. В тот же вторник США и шесть других государств-членов "Большой семерки" выпустили заявление с осуждением Кремля за отравление и арест Навального и жестокое подавление протестов.

В беседе с Путиным Байден также заявил о твердой поддержке суверенитета Украины; сообщил о своей уверенности в том, что Россия пыталась вмешаться в американские выборы и в 2016-м, и в 2020 годах; напомнил об отравлении Навального и жестоком подавлении российскими властями протестных акций в минувшую субботу – разгон митингов и аресты более 3.5 человек были ранее осуждены американской администрацией. По сообщению Белого дома, президент Байден дал понять Путину, что США будет решительно защищать свои национальные интересы – в том числе новыми санкциями - в ответ на любую российскую деструктивную деятельность против США и их союзников.

Путин поздравил Байдена с избранием и выразил надежду на нормализацию отношений в интересах обеих сторон. Но, как уже сообщалось, Байден не надеется на «перезагрузку» – он предпочтет управлять разногласиями, не стремясь улучшать отношения с Россией. Хотя постарается и не ухудшать их, из-за других сложных задач, стоящих перед США, по Ирану и Китаю.

Днем ранее, на первой своей пресс-конференции в понедельник, 25 января, Байден ответил на вопрос журналистов о возможности введения санкций против России за отравление и арест Навального: он пообещал поднять эти вопросы в разговоре с русскими – и выполнил обещание. Time называет это «тектоническим сдвигом» в отношениях:  Байден поставил США на новый фундамент, а Путина лишь информировал об этом.

Поведение нынешнего президента не имеет ничего общего ни с почтением Трампа к Путину, которое шокировало всех с 2016 года, ни с планами Обамы на «перезагрузку», ни с тем, как Буш «увидел душу» в глазах Путина (Байден говорил и ранее, что ее там нет). Это, скорее, подход в стиле Рейгана: компромисс в договорах о сокращении стратегических вооружений, не забывая, что имеешь дело с пережитком «Империи зла».

New York Times призывает Байдена уделить особое внимание вопросу освобождения Навальгого. «Диссиденты имеют стратегическое значение для США. Угрожающие свободному миру диктатуры слишком сильны, чтобы можно было справиться с ними с помощью военной силы. Диктатуры могут быть свергнуты достойной доверия внутренней оппозицией, которая гальванизирует общественное возмущение, разоблачая и выставляя на посмешище лицемерие своих режимов. Международного давления было недостаточно для свержения апартеида в ЮАР - потребовался Нельсон Мандела. Экономического упадка было недостаточно в Польше и Чехословакии - нужны были Лех Валенса и Вацлав Гавел. Если бы не Солженицын, Сахаров и Щаранский, СССР все еще существовал бы.

Произошедшее с Навальным, который после ареста высмеял Путина в видео о его дворце, войдет в истории. Это важно для Байдена, Блинкена и Салливана: как нельзя снижать тарифы на китайские товары - до освобождения Джимми Лая в Гонг-Коге и Имама Тохти, так нельзя и снимать санкции с любимого олигарха Кремля, Дерипаски - до освобождения Навального. Политика «в первую очередь диссиденты» возродит моральное лидерство Америки, разрушенное Трампом. Это заставит противников делать выбор между их материальными интересами и репрессиями.