...из "Воспоминаний о войне"

На модерации Отложенный

Последние дни часто цитируется Николай Никулин. Ниже приведены отрывки.

"…я обратился к бумаге, чтобы выскрести из закоулков памяти глубоко засевшую там мерзость, муть и свинство, чтобы освободиться от угнетавших меня воспоминаний.

… мне повезло. Я был никудышный солдат. В пехоте меня либо сразу же расстреляли бы для примера, либо я сам умер бы от слабости, кувырнувшись головой в костер: обгорелые трупы во множестве оставались на месте стоянок частей, прибывших из голодного Ленинграда. В полку меня, вероятно, презирали, но терпели. Я заготавливал десятки кубометров дров для офицерских землянок, выполнял всякую работу, мерз на посту. Изредка дежурил около радиостанции.

…В одну сравнительно тихую ночь, я сидел в заснеженной яме, не в силах заснуть от холода. Чесал завшивевшие бока и плакал от тоски и слабости. В эту ночь во мне произошел перелом. Откуда-то появились силы. Под утро я выполз из норы, стал рыскать по пустым немецким землянкам, нашел мерзлую, как камень, картошку, развел костер, сварил в каске варево и, набив брюхо, почувствовал уверенность в себе. С этих пор началось мое перерождение. Появились защитные реакции, появилась энергия. Появилось чутье, подсказывавшее, как надо себя вести. Появилась хватка. Я стал добывать жратву.

…Именно после Погостья у меня появилась болезненная потребность десять раз в день мыть руки, часто менять белье. После Погостья я обрел инстинктивную способность держаться подальше от подлостей, гадостей, сомнительных дел, плохих людей, а главное, от активного участия в жизни, от командных постов, от необходимости принимать жизненные решения — для себя и в особенности за других. Странно, но именно после Погостья я почувствовал цену добра, справедливости, высокой морали, о которых раньше и не задумывался. Погостье, раздавившее и растлившее сильных, в чем-то укрепило меня — слабого, жалкого, беззащитного. С тех пор я всегда жил надеждой на что-то лучшее, что еще наступит. С тех пор я никогда не мог «ловить мгновение» и никогда не лез в общую свару из-за куска пирога. Я плыл по волнам — правда, судьба была благосклонна ко мне...

…Мемуары, мемуары... Кто их пишет? Какие мемуары могут быть у тех, кто воевал на самом деле? У летчиков, танкистов и прежде всего у пехотинцев? Ранение — смерть, ранение — смерть, ранение — смерть и все!

Иного не было. Мемуары пишут те, кто был около войны. Во втором эшелоне, в штабе. Либо продажные писаки, выражавшие официальную точку зрения, согласно которой мы бодро побеждали, а злые фашисты тысячами падали, сраженные нашим метким огнем. Симонов, «честный писатель», что он видел? Его покатали на подводной лодке, разок он сходил в атаку с пехотой, разок — с разведчиками, поглядел на артподготовку — и вот уже он «все увидел» и «все испытал»! (Другие, правда, и этого не видели.) Писал с апломбом, и все это — прикрашенное вранье. А шолоховское «Они сражались за Родину» — просто агитка! О мелких шавках и говорить не приходится …"

Это выхваченные из текста фразы автора, которые в совокупности могут определенным образом характеризовать как его самого, так и его произведение.  

На самом деле не все так просто. "Воспоминания о войне" написаны профессионально, это своеобразный "дневник" бойца. Они действительно передают правду того сложного времени. Но после прочтения убеждаешься, что эта правда никогда и не замалчивалась!

Читать тяжело, как и любое произведение о войне. Но это - особенно. Автор описывает почти детально ранения, обморожения, голод, все сложности, с которыми сталкивались женщины на фронте, бездумность командования – и это на фоне тысяч смертей... А через каждые несколько страниц произносит – «так готовилась будущая победа».  Нет ни одного примера доблести, порядочности, проявления воли и человеческих, а не животных качеств. Свое участие в войне он называет – моя Одиссея, свои переживания и чувства, связанные с Победой – замалчивает полностью. Но это - его ЛИЧНЫЕ воспоминания, его война, его жизнь.

С какой целью необходимо сегодня экстраполировать мемуары отдельно взятого человека на всю историю и память о войне? Публикациями отрывков и комментариями убеждать собеседников – что это и есть настоящая правда, а то, что известно им – правда не настоящая.  Это недопустимо по одной простой причине – тот, кто указывает на правду о войне, сам не знает, что такое война.

И еще. "Не трожьте потомков Героев, бойтесь их обижать!"