Как заблокировать «Твиттер» Яира Нетаниягу

На модерации Отложенный

На прошлой неделе "Фэйсбук" и "Твиттер" навечно заблокировали учетные записи президента Трампа под предлогом, что его посты и комментарии поощряли и провоцировали насилие. Сделано это было после соответствующего запроса палаты представителей; однако невольно возникает вопрос: почему только сейчас, а не раньше, несколько месяцев назад, до начала предвыборной кампании? И есть ли в Израиле аккаунты, которые стоит заблокировать, если мы хотим сохранить демократию и избежать насилия?

AP Photo/Manuel Balce Ceneta

 

Мир с удивлением взирает на то, что происходит в Америке, не веря своим глазам. А что же по поводу Израиля? Как нам поступить за два с половиной месяца до выборов, чтобы избежать ошибок, допущенных в США "Фэйсбуком" и "Твиттером"? Что надо предпринять, чтобы добиться своего рода «периода затишья» за несколько дней до выборов, когда нельзя публиковать результаты опросов, или вести предвыборную агитацию по радио и телевидению?

Как считает Ник Биллтон, один из ведущих авторов американского журнала Vanity Fair, то, что произошло в Вашингтоне, было попыткой государственного переворота, а человеком, который его инициировал, подготовил почву и управлял толпой, был Трамп; а платформа, которую он использовал для всех своих действий – "Твиттер".

По мнению Биллтона, учитывая нанесенный обществу и демократии ущерб, блокирование Трампа в "Твиттере" после попытки государственного поворота – реакция бледная, слабая и слишком поздняя. Он думает, что минимизация ущерба была бы возможна, если бы "Твиттер" и "Фэйсбук" лишили президента доступа к соцсетям за несколько месяцев до выборов. «В действительности, - подчеркивает Билтон, - социальные сети – это зеркало людей, которые их возглавляют, и правда состоит в том, что они позволили американскому обществу погрузиться в хаос, пик которого пришелся на эти дни».

 

Однако как экстраполировать происходящее в США – на Израиль?

Чтобы понять, о чем идет речь, давайте разберемся с некоторыми, "излишне активными" аккаунтами, такими, как, скажем, у Яира Нетаниягу, сына премьер-министра – тот самый аккаунт в "Твиттере", который во многих случаях, на наш взгляд, можно рассматривать как своего рода «трампистскую руку» Нетаниягу. Пока отец выступает с велеречивыми заявлениями, его сын вместе с некоторыми единомышленниками строчат твиты а ля Трамп.

В одном из таких твитов Яир сообщил подробные сведения о ряде лидеров протеста и подбил сторонников Нетаниягу на манифестацию перед их домами. Суд постановил – удалить этот твит.

Однако в то же время Яир нередко делится твитами других людей, как правило, тех, кто имеет дело с политиками, - конкурентами его отца, - или теми, кто каким-то образом связан с судебным процессом по его делу, причем, некоторые из этих твитов граничат с персональными угрозами. Один только бегло брошенный взгляд на его ежедневные писания дает понять, что они не менее ядовиты, чем творчество Трампа.

Конечно, ничего из ряда вон выходящего не произойдет. Марк Цукерберг, гендиректор "Фэйсбука", и Джек Дорси, гендиректор "Твиттера", вряд ли заблокируют израильские аккаунты в связи с приближающимися выборами. Однако у нас есть свои законы, и, вполне возможно, предвыборная кампания в Израиле была бы более продуктивной и менее ядовитой, если бы политикам запретили ложные или агрессивные посты в социальных сетях накануне выборов.

 

Надо понимать, что сегодня социальные сети, в отличие от прочих СМИ, которые юридически связаны определенными правилами игры, освобождены от юридической ответственности за публикуемые в них материалы.

И все-таки: как же со свободой слова?

Сын Трампа, Дональд Трамп-младший, чей аккаунт в "Твиттере" не заблокировали, стал лить крокодиловы слезы после того как были закрыты аккаунты, принадлежащие его отцу, утверждая, что это - «безграничное безумие, та самая цензура, против которой борется мой отец. Мы воочию столкнулись с миром Оруэлла, изображенным в книге «1984». В Америке больше нет свободы слова. Она умерла вместе с технологическими гигантами, а то, что осталось, зарезервировано для отдельных избранных должностных лиц». Он прав?

Трудно поверить, что в Израиле кто-либо ограничит доступ политиков к "Твиттеру" и "Фэйсбуку" или прикажет им заблокировать аккаунты в социальных сетях. Но это нисколько не мешает нам предъявить им претензии по большому счету за тот ущерб, что они нанесли своей деятельностью.

 

Посмотрите на то, что произошло в США – никто не в состоянии гарантировать, что этого не произойдет и с нами, если политик, обратившись к своим наиболее ярым сторонникам, объявит, что у него «украли выборы», и призовет их выйти на улицы, чтобы изменить ситуацию.