Газпром» попал в тупик с «Северным потоком-2

На модерации Отложенный

«Газпром» начал достройку «Северного потока-2» своими силами. Однако реально проложить он сможет только 2,6 километра трубопровода в германских территориальных водах, а дальше – все, там начинаются датские, где работать «Академику Черскому» запрещено. На что же тогда рассчитывают в Москве?


Согласно данным системы глобального позиционирования судов, «Черский» от места предполагаемого строительства ушел в Калининград, его место заняла трубоукладочная баржа «Фортуна», предназначенная работать на мелководье. Оставшийся германский участок газопровода имеет как раз небольшую глубину. Уход «Академика» может оказаться весьма символичным.

Дело в том, что шансы реально достроить «Северный поток-2» после выхода из проекта швейцарского подрядчика своими силами у «Газпрома» непрерывно падают, стремясь к нулю. Парадокс заключается в том, что трубоукладочные суда у отечественного монополиста имеются, но он не может ими воспользоваться. Без страховки от уважаемой международной компании «Академик Черский» не вправе работать в датских территориальных водах. Из-за страха перед американскими санкциями страховое сообщество четко дало понять, что им все это не очень интересно. Поскольку Копенгаген показал себя верным союзником США, рассчитывать, что Королевство закроет глаза на юридические нюансы, было бы крайне наивно. Особенно сейчас, когда в Конгрессе США принят законопроект, в котором предусматриваются новые санкции против российских газопроводов. Ранее президент Трамп обещал наложить на них свое вето, но набравший более двух третей голосов в обеих палатах нормативный акт теперь может его преодолеть.

Получается, что «Газпром» находится в тупике, из которого самостоятельно выбраться не в состоянии. Достройка оставшейся части трубопровода зависит от милости третьей стороны, которая к нему настроена весьма недружественно. Несмотря на это, флотилия госкорпорации приступает к работе в германских водах, чтобы проложить 2,6 километра трубы. Зачем? Не исключено, что есть некая взаимосвязь с тем, что 17 декабря состоится очередная пресс-конференция президента Путина, на которой ему, несомненно, зададут вопрос о судьбе «Северного потока-2». Уже понятно, что его обещание достроить газопровод к первому кварталу 2021 года выполнено не будет, но так ему хотя бы будет что-то сказать в ответ въедливым журналистам. «Работа идет – результат будет», как-то так.

Между тем, шансы реально его построить, ввести в эксплуатацию и потом зарабатывать на нем, минимальны. «Северный поток-2» опустел наполовину после распространения на него действия норм Третьего энергопакета, что автоматически удваивает сроки его окупаемости. Впрочем, учитывая намерение Европы снизить потребление нефти и газа вдвое в ближайшие 20 лет, а через 30 – и вовсе от них отказаться, коммерческая эффективность газопровода становится очень дискуссионным вопросом. Скажем прямо, экономики в нем было мало изначально, поскольку главной целью «Северного потока-2» и «Турецкого потока» было обойти Украину.



Увы, но наивная идея топ-менеджмента госкорпорации переиграть США на территории Европы провалилась. Будем честны, она была обречена изначально, поскольку была прямым следствием ошибочного решения, забрав Крым, оставить всю остальную Незалежную американцам. В 2014 и даже в 2015 году были разные варианты, как Москва могла сохранить за собой фактический контроль над этой территорией, а заодно – и над украинской ГТС, но не воспользовалась ни одним из них. Вместо этого начали городить обходные газопроводы, которые сейчас «сдуваются» один за другим, поглотив миллиарды бюджетных средств. Особенно ярко некомпетентность руководства «Газпрома» проявилась при подписании нового транзитного соглашения с Украиной в декабре прошлого года.

Напомним, согласно данному договору, отечественный монополист обязался прокачать до конца 2020 года 60 миллиардов кубометров, а в последующие четыре года – по 40 миллиардов кубометров в год. Вся эта эпопея с западными санкциями совершенно ничему не научила команду Миллера, и они почему-то свято были уверены, что им дадут достроить «Северный поток-2» за 2020 год. Как видим, «Газпрому» это сделать не дали. Теперь возникает искусственно созданный дефицит мощностей, поскольку в следующем году через украинскую ГТС придется прокачать вместо 40 миллиардов кубов от 55 до 85 миллиардов, в зависимости от того, какой будет зима и как скоро восстановится европейская экономика. За превышение контрактного объема придется заплатить по повышенному тарифу, в конечном счете, из наших с вами карманов.

Остается задаться вопросом, что делать дальше? Крайне сомнительно, что «Северный поток-2» позволят достроить, но несомненно, что придется от щедрот «Газпрома» кормить Украину по повышенному тарифу еще четыре года. Уже давно понятно, что бороться с причиной всех этих проблем у нас никто не будет, только героически – с последствиями. Следовательно, необходимо пересматривать хотя бы сам формат «Северного потока-2», воспользовавшись американскими санкциями, как форс-мажором для отказа от него без последствий для России (хочется надеяться, что высокооплачиваемые юристы «Газпрома» все-таки предусмотрели в договоре пункт о форс-мажоре в виде обстоятельств непреодолимой силы или действий третьих лиц). Надо уже думать, как минимизировать и зафиксировать убытки от этого провального проекта.

Как мы уже ранее рассказывали, можно трубопровод вывести в Калининградскую область, обеспечив хотя бы ее энергонезависимость. За оставшиеся четыре года, пока мы по милости Алексея Миллера будем кормить Украину, построить там заводы по сжижению газа и терминалы, с которых сможем гибко отправлять СПГ на любые рынки, что европейский, что азиатский. Хотят американцы продавать дорогой СПГ в Европе, вытесняя трубопроводный, ну и замечательно, поскольку российский СПГ будет иметь перед ним конкурентное преимущество из-за короткого транспортного плеча.