Билет в список Forbes за 100 долларов

Петр Мироненко

Свадьба, вилла и миллиарды в приданое: журналисты изучили переписку бывшего мужа Катерины Тихоновой за 17 лет

Издание «Важные истории» сегодня выпустило, возможно, самую яркую статью года из серии «Жизнь и бизнес нового русского дворянства». Издание получило доступ к почтовой переписке за 17 лет Кирилла Шамалова — сына друга Владимира Путина Николая Шамалова, а с 2013 по 2017 годы — мужа дочери Путина Катерины Тихоновой. Из нее выяснилось, что билет в российском списке Forbes Кирилл Шамалов купил буквально за $100 — во столько ему обошлись 3,8% акций нефтехимического «Сибура», купленные в 2013 году, сразу после свадьбы с Тихоновой. 

  • Первоисточник переписки Шамалова, как утверждают «Важные истории», — крупнейшая в истории база взломанных имейлов (773 млн адресов) Collection #1, появившаяся в открытом доступе в январе 2019 года. Архив переписки Шамалова изданию предоставил анонимный источник, получивший к ней доступ через Collection #1. Перед этим, по его словам, он пытался предупредить Шамалова об утечке, а затем — передать другим СМИ, но те никак не отреагировали (The Bell таких предложений не получал). В архиве — более 10 тысяч писем с ящика Шамалова, они охватывают период с 2003 по 2020 год.

  • Кирилл Шамалов — сын старого друга Владимира Путина, совладельца банка «Россия» Николая Шамалова. Шамалов-младший окончил юрфак СПбГУ, работал в «Рособоронэкспорте» и Газпромбанке, а в 2009 году, в 27 лет, стал вице-президентом нефтехимической компании «Сибур» по административной поддержке бизнеса. Эту должность Шамалов занимает до сих пор. С 2013 по, предположительно, 2017 год Шамалов был женат на Катерине Тихоновой, которая считается младшей дочерью Владимира Путина. В 2013 году Шамалов стал акционером «Сибура» с 3,8% акций, а в 2014-м — купил у другого друга Путина, Геннадия Тимченко, еще 17% акций «Сибура», что позволило ему стать самым молодым (32 года) миллиардером в российском списке Forbes.

  • Сейчас Forbes оценивает состояние Кирилла Шамалова в $800 млн. Большая часть приходится на 3,88% акций «Сибура», большую часть которых Шамалов получил по опционной программе в 2013 году — сразу после свадьбы с Катериной Тихоновой. Рыночную стоимость этого пакета на 2014 год сам Шамалов оценивал в $380 млн. Достались ему эти акции, как выяснилось сегодня из переписки, в буквальном смысле слова за $100. Другие топ-менеджеры «Сибура» тоже участвовали в программе — но покупали акции со скидкой 15% от рыночной стоимости (например, $21,6 млн за 0,21%), а не за символическую сумму, как Шамалов.

  • 17% акций «Сибура», купленные у Геннадия Тимченко, Шамалов в 2017 году продал «в ноль», когда разводился с Катериной Тихоновой. Источники Bloomberg говорили, что они принадлежали Шамалову как держателю «своего рода траста», пока он был членом семьи Путиных. Условия покупки этих акций переписка не прояснила, но еще в 2015 году аналитики в разговоре с РБК называли условия кредита Газпромбанка необычно выгодными.

  • Возможно, самое интересное в статье — переписка, из которой видно, как помощники подбирали для Шамалова инвестиционные проекты. Письма с предложениями топ-менеджера «Сибура», на тот момент не владеющего никаким особенным собственным бизнесом, пишет и его собственный помощник, и юрист, управляющий активами Игоря Шувалова. Идеи все как одна амбициозные — купить небоскреб в «Москва-Сити», консолидировать 51% «ВСМПО-Ависмы», создать на основе компании «Интегра» и активов «Роснефти» нефтесервисную компанию на $4,5 млрд.

  • Источники финансирования везде, где они указаны, одинаковые — деньги госбанков и «дружественных финансовых институтов», например, НПФ «Газфонд», фактически подконтрольного третьему другу Путина Юрию Ковальчуку. Из одного из таких писем, похоже, и вырос проект с 17% акций «Сибура», которые сделали Шамалова долларовым миллиардером.

  • Полностью расследование «Важных историй» читайте здесь.

Что мне с этого?

В статье «Важных историй» есть и описания роскошных домов на Рублевке и в Биаррице, и описания офшорных схем — но этим в 2020 году вряд ли возможно кого-то удивить. Но схема с акциями «Сибура» за $100 и переписка с помощниками об инвестиционных проектах с участием госбанков — редкая возможность увидеть, как в реальности выглядит процесс накопления современных крупных состояний в России.