"Гуманитарная" операция на развалинах международного права

Война в Ливии затягивается. Видимо, когда Барак Обама заявил, что Каддафи
должен уйти, он посчитал, что тот с радостью выполнит его поручение. Но не
тут-то было. "Администрация Обамы одним ударом думала поставить Каддафи на место, - пишет американский обозреватель Стив Чепмэн. - Им казалось, что либо он прекратит свои атаки, либо его заставят уйти от власти, либо произойдет и то, и другое. Однако ни того, ни другого не произошло, и по-видимому, в
ближайшее время не произойдет". В итоге главной целью войны НАТО в Ливии стала  охота на Каддафи. О главной задаче операции - защите гражданского населения -  в руководстве НАТО почти никто уже не вспоминает. Во всяком случае Триполи  бомбят так, словно там живет один Каддафи. "Даже если в Бенгази и были спасены  жизни невинных людей, - продолжает Стив Чепмен, - такие же люди гибнут в  других местах из-за кровавого тупика, в который зашел конфликт". Добавим, что  гибнут не только из-за этого, но и напрямую от ракетно-бомбовых ударов НАТО.

 Впрочем, насчет тупика верно сказано. В руководстве НАТО, как пишет британская  Файненшл таймс, несмотря на бодрые реляции об успехах, царит нечто, близкое к  отчаянию. "Результат действий союзных держава состоит в том, что они  предоставляют достаточно военной поддержки повстанцам, чтобы предотвратить их  поражение, но недостаточно для того, чтобы положить конец  кровопролитию и  добиться поставленных целей".

 Тем временем поставленные цели определились со всей четкостью : это - смена  режима в Ливии через свержение Каддафи и предпочтительно его убийство. Ни к каким решениям ООН эта цель, заявленная лидерами США, Франции и Великобритании, не имеет. Отсюда - и заявление Владимира Путина, сделанное им  в Копенгагене (синхрон.):

 "Ну какое же закрытие неба, если каждую ночь бьют по дворцам... Говорили – не  хотим убить Каддафи. Теперь некоторые официальные лица говорят: "да, стремимся  уничтожить Каддафи." А кто позволил это сделать? Что, разве был суд? Кто взял  на себя это право казнить человека, какой бы он не был? И все молчат. Мы должны  действовать в рамках международного права с осознанием своей ответственности,  с заботой о мирных гражданах... А когда все так называемое цивилизованное сообщество всей своей мощью наваливается на небольшую страну, уничтожает  инфраструктуру, создаваемую поколениями, хорошо это или плохо?

Мне это не нравится."

Проблема, однако, в том, что международное право все последние 10 лет
последовательно и целенаправленно уничтожалось. Когда весной 2003 года США и  их союзники захватили Ирак - это было вопиющее нарушение международного права.  Когда в 2008 году отделили Косово от Сербии - это было еще одно нарушение международного права. Когда фактически поддержали атаку Саакашвили на Цхинвал в августе 2008 года - это было вновь покушение на международное право. В  результате международное право превратилось в нечто, что в основном мешает делать то, что решили делать в Вашингтоне или Брюсселе. В связи с этим  вспоминается фраза Буша, брошенная им журналистам : "Международное право? Не  знаю, о чем вы. Обратитесь к моему адвокату".

 Поражает ответ Путину со стороны министра обороны США Роберта Гейтса:  НАТО  не держит места нахождения Муаммара Каддафи под прицелом специально, но считает бункер ливийского лидера «законной целью, как и все ливийские  командные центры, которые мы находим». Собственно, на этом заявлении карьера Гейтса и закончилась: на следующий день  он ушел в отставку, а заменил его во главе Министерства обороны США глава ЦРУ Леон Панетта. Однако отставка не означает, что Гейтс выразил лишь свое личное мнение, вовсе нет. В руководстве США всегда считают законным то, что там  решили делать, даже если это совершенно незаконно.

Решили отделить Косово? Законно. Решили разбомбить здание телевидения в Белграде? Законно. Решили поставлять оружие ливийским повстанцам несмотря на строгий запрет Совбеза ООН? И это законно, как объявляют Хиллари Клинтон и глава британского МИДа Уильям Хейг. Законной, видимо, будет объявлена и готовящаяся ЕС наземная операция в Ливии, которая получит название гуманитарной. Смысл ее, как вы уже поняли, в том, чтобы еще лучше защитить гражданское население в Ливии. Ради этого  готовится отправка в Ливию военной техники, солдат, саперов, авиадиспетчеров, разведывательных подразделений. То есть одна гуманитарная операция уже идет (показать кадры разрушений), а скоро начнется вторая, еще более гуманитарная.

 Эта наземная операция превратит решения Совбеза ООН, который ее
 недвусмысленно запретил, в полную фикцию. Но без нее не видать союзникам ни  головы Каддафи, ни быстрого окончания войны, ни упоительного момента славы,  опирающейся на развалины того, что когда-то называлось международным правом.