О ИВРИТЕ... И НЕ ТОЛЬКО О НЁМ.

На модерации Отложенный
 

Сегодня мы можем найти информацию о древних алфавитах, которые евреи предположительно использовали для написания до того, как появился современный иврит. Что это значит, и какой иврит считается подлинным языком написания Торы?

Действительно, есть два алфавита. Один из них - это ketav Ivri (еврейский алфавит), также называемый финикийским или прото/палео-иврит. Это и есть “альтернативная” форма иврита, которую можно обнаружить. Этот алфавит также пользовался популярностью в эпоху Мишны и был хорошо известен мудрецам. Другая система письма - это ketav Ashurit (ассирийский алфавит), тот, который сегодня мы знаем как иврит.

 

Хотя интерес относительно того, на каком алфавите была написана Тора и является уникальным откровением для некоторых, сам вопрос уже давно не новый. Собственно, сам Талмуд обсуждает этот вопрос и дает три варианта:


    1. Мар Зутра (некоторые говорят Мар Уква) сказал: “Первоначально Тора была передана Израилю на алфавите Ivri и на священном (иврите) языке. Позже, во времена Эзры, Тора была передана в алвавите Ashurit и на арамейском языке. В конечном итоге, Израиль выбрал систему письма Ashurit и иврит, оставив Ivri и арамейский (язык) для простолюдинов.

    1. Было учение: рабби сказал: “Тора, первоначально, была дарована Израилю c алфавитом Ashurit. Когда они (евреи) согрешили, Ashurit был изменен на roetz (Ivri). Когда они покаялись - старый вариант вернули”.

    1. Рав Шимон бен Элазар сказал от имени Рав Элазар Хамодея: “Это письмо никогда не менялось” (т.е. Всегда был алфавит Ashurit).

 

Страница писания самаритян, которые по сей день используют Ivri

 

Как мы видим, мнения на счет первоначального стиля написания разошлись. Первый пункт говорит о том, что первым шрифтом был Ivri. Однако, если мы рассмотрим Скрижали то поймем что это не так.

Чудесные письма

Талмуд описывает чудесный стиль Скрижалей:

Рав Чисда сказал: “Буквы mem и samech остались на месте только чудом”.

Талмуд объясняет, что буквы были выгравированы сквозь весь камень до обратной его стороны. Так как эти две буквы полностью закрыты, часть камня в их центре не была привязана к телу Скрижалей, поэтому сохраниться они могли только чудом. Это возможно только в системе написания Ashurit, так как в Ivri они закрыты не полностью.

Сложность в этот отрывок приносит тот факт, что его автор Рав Чисда, который утверждает, что Скрижали были дарованы на алфавите Ashurit, также согласен и с тем, что Тора была дана на Ivri!

Что еще больше усложняет ситуацию, так это то, что в Иерусалимском Талмуде есть мнение, что чудом уцелела буква ayin. Это значит, что Скрижали были написаны на Ivri, а не Ashurit, поскольку эта буква в Ivri действительно закрытая.

Смотрите ниже, samech и mem закрытые буквы в стиле Ashurit, а ayin закрытая в Ivri:

 

Особенный стиль против обычного

Рабби Йом Тов аль-Ишбили, известный как Ритва (приблизительно 1250-1330 н.э.) решает этот вопрос таким объяснением: Скрижали и Тора, которые хранились в Священном Ковчеге, были написаны на алфавите Ashurit. Он считался священным, поэтому ни Моше, ни израильтяне не хотели пользоваться им для мирских целей. Такое почитание распространялось и на свитки Торы, которые были написаны для изучения массами, а потому использовался Ivri.

Или, как выразился Иегуда Лоуве, так как Скрижали и оригинальный свиток Торы были написаны красивым Ashurit (ashurit можно перевести как красивый), то логично было предположить, что для масс Тора будет написана тем шрифтом, который знаком людям.

Рабби Давид ибн Зимра, известный как Радбаз (1479-1573 н.э.) объясняет, что когда мы говорим о том, что Скрижали были написаны на Ashurit, то мы имеем в виду только самые первые из них; те, о которых говорится: “Скрижали были работой Б-га, надпись была Б-жьей надписью, выгравированной на Скрижали”. Вторые скрижали, те, о которых Б-г говорит Моше: “Запиши эти слова для себя”, были написаны алфавитом “для масс”, то есть Ivri.

Однако прения в Талмуде на предмет стилей касаются того, какими буквами пользовались сами евреи.

Радбаз далее указывает, что до Вавилонского изгнания евреев называли ивритеями (ivri’im), стало быть их писания вполне могли быть на Иврите (Ivri). Однако, после Вавилонского изгнания их так больше не называли, возможно потому, что в это время пророки начали учить красивому Ashurit.

 

Эти монеты, с писанием в стиле Ivri, изготовлялись в эпоху Мишны, в годы после разрушения Второго Храма

 

Валтасар и писание на стене

Некоторые комментаторы утверждают, что именно поэтому ни один еврей не мог прочесть писания на стене во время праздника Валтасара. Большинству евреев был знаком только стиль Ivri, а Ashurit среди них знали только Даниил и мудрейший еврей того времени. После этого инцидента последний стал более известным.

Король Иосия и свиток Торы Моше

Приведенное выше объяснение также проливает свет и на другой исторический инцидент. В ходе восстановления Священного Храма в период царствования короля Иосии, первосвященник Хилкиягу нашел свиток Торы, тогда евреи обратились к книжнику, чтобы прочитать его. В стихах Хилкиягу находит не “один из”, а “тот самый” свиток Торы, т.е. Свиток написанный самим Моше. Причина, почему многие не могли его прочесть, заключалась в том, что он был написан на Ashurit.

Стиль, но не язык

Хоть и существует много разных мнений на предмет стиля написания, которым пользовались древние евреи, важно иметь в виду, что нет никаких разногласий относительно самого языка! Все согласны с тем, что языком Торы был иврит - святой язык, язык создания.

 

Перевод Анастасии Яценюк


источник