Эпический распил «бабла» по-немецки

На модерации Отложенный

 Все мы наслышаны о «немецкой педантичности» и «европейских стандартах качества». Но история со строительством аэропорта в Берлине показывает, какой ужас происходит самом деле за рекламной вывеской «цивилизованной» Европы...

 

Распил по-немецки. Как в Берлине 14 лет аэропорт строили

Автор – masterok

Очередной раз утверждаю, что коррупция и взяточничество есть в любой стране мира. Где-то это ушло с нижних уровней власти, но переместилось на верхние. Вместо взяток на дорогах, берут миллионами в кабинетах. Где-то часть этого процесса вообще легализована лоббированием и на этой теме наживается куча посредников между бизнесом и властями. А эффективность борьбы с коррупцией на верхнем уровне власти везде "не очень", потому что есть опасность выйти "на самих себя".

Немецкое качество, умение рационально расходовать ресурсы и средства в случае со строительством международного аэропорта Берлин-Бранденбург им. Вилли Брандта совсем не сработали. Аэропорт строили 14 лет и бюджет строительства вырос за это время с 1,5 до 8 млрд евро. Мало того, что разработкой проекта занимались «специалисты» не в той отрасли, так они еще и умудрились создать фантастические коррупционные схемы и это под носом у чиновников, которые курировали строительство. К запланированной сдаче аэровокзала (8 лет назад!) выяснилось, что объект нужно полностью переделывать.

Но как бы там ни было «проклятый» аэропорт открыли, и произошло это на Хэллоуин – 31 октября 2020 г.

Лицо Европы без прикрас – коррупция, разгильдяйство и очковтирательство

Этот грандиозный проект не задался с самого начала, хотя задумывался как самый амбициозный символ объединения Германии еще в 1990-х. По различным причинам концепт так долго согласовывался и утверждался, что строительство сдвинулось с мертвой точки лишь в 2006 г. И то лишь благодаря стараниям федерального правительства земли Бранденбург и Берлина, ведь частные инвесторы отказались участвовать в этом проекте. Естественно, чиновники от правительства вели неусыпный контроль за строительными работами. Шутка ли, из казны должны были выделить как минимум 2,83 млрд евро, но все же не углядели за проворными в махинациях и бестолковыми в строительстве огромных сооружений подрядчиками.

Мэр Берлина был вынужден уйти в отставку. Семья Вилли Брандта потребовала убрать имя политика из названия аэропорта – чтобы оно не ассоциировалось с таким позором. А даты открытия Берлинско-Бранденбургского аэропорта все переносятся. На сегодня воздушную гавань планируют сдать осенью 2020 года, но в это уже никто не верит.

Конечно, такой сложный технологически проект практически обречен на срывы сроков сдачи – слишком много неучтенных факторов вскрывается в процессе.

Во время тестовой эксплуатации производительность стоек регистрации оказалась в два раза меньше планируемой, 30 пассажиров в час. Требовалось увеличить число стоек, но на это не было времени. Аэропорт встал бы в момент открытия, но на это решили закрыть глаза.

В декабре 2011 года во время теста системы пожаротушения выяснилось, что она не работает. Срочно привлекли Siemens, чтобы они помогли запрограммировать систему, но тут выяснилось, что не существует схемы расположения вентиляции и кранов для тушения, у аэропорта просто не было этих документов. Система пожаротушения ставилась хаотично и вне всякого плана, в Siemens не смогли ничего сделать. Более того, руководство аэропорта посчитало, что имеет право не согласовывать эти системы и просто наплевало на все правила, мэрия Берлина была в курсе происходящего.

Лицо Европы без прикрас – коррупция, разгильдяйство и очковтирательство

В момент, когда журналисты ходили по терминалу, уже было известно, что система тушения пожара не работает, вентиляция, которая должна вытягивать дым работала ровно наоборот, она нагнетала его внутрь помещения и создавала газовую камеру. В момент, когда запустили рекламную кампанию, все понимали, что аэропорт открывать в таком виде нельзя, но все равно пытались это сделать. Единственным препятствием стал отказ подрядчиков, в частности, Siemens нести за это ответственность, также концерн привлек прессу и разразился скандал. Срок открытия аэропорта перенесли на год, началась зачистка руководства, так как кто-то должен был стать козлом отпущения.

В 2014 году, когда из-за системы пожарных датчиков аэропорт решили не запускать руководство предложило разместить 800 сотрудников с телефонами по всей площади аэропорта и они смогли бы сообщать о дыме или возгорании! Нет это не шутка, данное предложение серьезно обсуждалось. Восемь сотен человек с телефонами предупреждающие о пожаре.

В системе вентиляции случайно нашли, что четыре вентилятора каждый весом около 4 тонн стоят на подпорках рассчитанных на вес в три раза меньший. Их падение было вопросом времени, в спешном порядке меняют поддерживающие колоны. Что еще может выясниться по мере строительства аэропорта неизвестно, все чаще раздаются голоса, что этот проект проще обнулить и начать все сначала. Первоначальная смета подразумевала затраты в 600 миллионов евро. На начало 2015 года затраты составили 6 миллиардов евро, а каждый день приносит убытки в размере 1-1.5 миллионов евро.

То есть только убытков аэропорт приносит около 400-550 миллионов евро ежегодно. В большей мере это деньги немецких налогоплательщиков. К моменту открытия аэропорта его информационная система уже устареет и ее также придется обновлять.

Интересный факт: Как оказалось, не только изворотливые русские могут устраивать показуху, наподобие «потемкинских деревень» перед государыней. Поскольку аэропорт изначально курировался политиками и высокопоставленными чиновниками, он считался имиджевым, не допускающим никаких проволочек или срывов, поэтому услужливые подрядчики со всех сил пытались создавать видимость работы. Доходило до того, что перед посещением очередной делегации в считанные часы возводились бутафорские стены из гипсокартона и активно шел рабочий процесс там, где еще и не начинался. Все делалось лишь для того, чтобы убедить очередную комиссию, что все идет по плану и строительство закончится в срок. Параллельно, по-тихому разрабатывались немыслимые финансовые схемы, стоившие бюджету двойной оплаты.

Лицо Европы без прикрас – коррупция, разгильдяйство и очковтирательство

В итоге к концу 2011 г. после окончания строительства здания терминала, обустройства взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек на инспекцию отправилась комиссия, созданная из специалистов, а не чиновников. Профессионалы обнаружили массу недочетов и нарушений в технологии строительства самой конструкции сооружения, а также проведении всех коммуникаций: противопожарной системе, в кабельном хозяйстве, электроснабжении, системе вентиляции и т. д.

И это где? В Германии! В стране, которая славится неизменным порядком, качеством продукции, развитием высоких технологий и скрупулезным отношением к выполняемой работе. По сведениям Novate.ru, по итогам аудита были сняты с должностей главный архитектор Майнхард фон Геркан, технический директор (за финансовые схемы осужден), главный инженер систем противопожарной безопасности (он оказался простым чертежником), а сама фирма-подрядчик просто разорилась. Из-за такого наплевательского отношения и некомпетентности вместо того, чтобы стать обладателями самого технологичного и ультрасовременного аэропорта, принимать поздравления и ловить завистливые взгляды западных соседей и даже представителей США, Японии и Китая, все завершилось полным провалом.

Лицо Европы без прикрас – коррупция, разгильдяйство и очковтирательство

К сожалению, заслуженное наказание никак не повлияло на состояние самого аэропорта, новому подрядчику пришлось вносить изменения в проект, перестраивать и переделывать все, что было сделано не так. На это понадобилось еще больше времени и дополнительные средства, поэтому в общей сложности проект обошелся в 7,3 млрд евро и затянулся на 14 лет (плюс столько же ушло на создание проекта и все согласования).

По мере строительства здания действительно возникали проблемы – то не хватало стоек для регистрации, то не работали детекторы дыма, то неправильно проложены оказались 90 километров кабеля, то не так пронумерованы 4 тыс. дверей. То оказалось, что все лампочки в аэропорту горят круглые сутки просто потому, что никто не знает, как их выключить. Все это совершенно не походило на традиционную немецкую пунктуальность и профессионализм.

Однако по мере того, как шли суды над застройщиками и менеджментом аэропорта, возникло понимание, что технические неполадки были только предлогом. На самом деле, новый хаб стал просто гигантским проектом по распилу бюджетных денег. Застройщики откатывали менеджерам аэропорта. Рядовая взятка варьировалась от 150 до 500 тыс. евро. Менеджеры выписывали фиктивные чеки, в разы завышая стоимость реально оказанных услуг – например, вместо 18 млн евро выдавался счет на 33 миллиона. Эта схема устраивала обе стороны, и обе они были заинтересованы в том, чтобы строительство аэропорта тянулось вечно.

По слухам, в распил были вовлечены представители берлинского истеблишмента, однако следователи тщательно избегали расследовать коррупционные цепочки до конца.

После оглашения этих заоблачных цифр в народе аэропорт не просто называют «проклятым», его считают «кладбищем миллиардов». Саркастическим шуткам не было конца, когда в довершение ко всему дату открытия назначили на Хэллоуин. Несмотря на то, что долгострой все-таки завершился, на полную мощность аэрохаб заработает лишь через некоторое время. В первую неделю он сможет принять лишь 11 тыс. пассажиров, при запланированных 35-40 млн в год.

Но не это огорчает тех, кто так долго ждал радостного открытия столь необходимой воздушной гавани, и даже не то, что в связи с пандемией не состоялось никаких торжественных церемоний. Большинство просто «убил» угрюмый вид терминала родом из 90-х, который никак не вяжется с тем, что на дворе уже XXI век. И в это время в мире можно наблюдать действительно ультрасовременные и фантастически красивые аэровокзалы.

А ведь есть еще например филармония в Гамбурге (расходы на строительство которой были превышены в десять раз), станция в Штутгарте (на разработку которого ушло 17 лет, обойдётся в 4,6 млрд евро), которые меньше по размеру затрат, но демонстрируют ровно тот же подход, как в аэропорте Берлина.