Про чай в поездах

Несколько зарисовок из "прошлой жизни" в студенческие восьмидесятые.

  Субтильная студентка-проводничка Валечка всегда улыбалась своим пассажирам. Этакая добродушная пышечка всегда могла утихомирить особо требовательного пассажира,иногда самым неожиданным образом. Именно с ней я постигал азы общения с пассажирами и осваивал способы получения дополнительных денежных средств к мизерной зарплате проводника. Но сейчас не об этом.

  Разносить чай в плацкартном вагоне,набитом до отказа пассажирами и "слепаками" -дело хлопотное и неблагодарное. Поэтому на все вопросы пассажиров насчет чая, моя наставница Валечка делала очень жалостливое личико и грустно так,с подробностями устройства титана,объясняла,что видела внутри мышку с маленькими мышенятками,а они такие миленькие,с такими масенькими-масенькими глазками,что у неё рука не поднимается развести под ними огонь и заживо сварить в кипятке для чая!

-Если вам сосвем не жалко мышеняток - вон,дрова в топке,только спичку зажечь!,говорила она особо настойчивым пассажирам,обиженно надувала губки и уходила в полукупе.

  Совершенно другой подход использовала знаменитая на весь резерв проводников тетя Маня.Знаменитая тем,что начинала еще во время эвакопоездов 15 или 16 летней девчонкой.Так и осталась на линии Одесса-Новосибирск: а это 8 с  половиной суток туда и обратно. Курила тетя Маня исключительно Беломор фабрики Урицкого,который ей привозили проводники из Ленинграда.

  В то время на всех одесских поездах шторки на окнах были с голубеньким изображением Одесского Оперного театра.Нужно заметить,что трезвой тетю Маню видели сравнительно редко,только на планерке перед поездкой.

Поезд отправлялся из Одессы за полчаса  до полуночи,пассажиры старались побыстрее улечься спать,а вот утром начиналось...

-Проводник,а чай будет? Хозяюшка,а как бы это чайку организовать?

  Представьте себе тетю Маню после ночного бдения в кампании какого-нибудь любителя выпить-поговорить, с беломориной в зубах и шторкой с оперным театром на голове в качестве мокрого компресса.Эта самая тетя Маня, после нескольких особо настойчивых просьб, начинает что-то там ковырять в топке под котлом(электрокипятильники в чайных котлах появились позже). Все эти манипуляции с кочергой,дровами и дымом от папиросы можно наблюдать даже из самого дальнего купе около туалета. Пассажиры, в предвкушении скорого появления чая,начинают доставть продукты для завтрака,раскладывать припасенную снедь на столиках,кто-то похмеляется пивком или даже водочкой - дорога ведь дальняя.

  В это самое время тетя Маня наматывает на кочергу какой-то драный, ужасного вида, мужской носок, и ,не выпуская изо рта беломорину, начинает свое шествие по вагону. Этот самый носок на кочерге тыкается в каждое купе с очень недоброжелательным вопросом: Какая б--дь засунула носок в титан?Чай пить будем?

  Реакция пассажиров однозначна - чай никто больше не требует до самого Новосибирска.