Чего бы самому Макрону не пойти туда, куда он побуждает идти президента Белоруссии?
На модерации
Отложенный
«Жёлтые жилеты» во Франции второй год каждую субботу, свой законный выходной, отмечают массовыми протестами на улицах французских городов. Они массово против всего, что делает во Франции последний президент Пятой республики Эммануэль Макрон
По примеру «жёлтых жилетов» в Минске и некоторых других белорусских городах после прошедших президентских выборов в августе уже восьмую неделю по выходным бузят несогласные со своим проигрышем сторонники Светланы Тихановской, набравшей на протестном голосовании немного больше 10%.
Смысловая разница между ней и Макроном не так уж и велика, однако Макрон победил во втором туре, а вот это белорусское чудо популизма — нет. И конечно, виноват в этом персонально президент Белоруссии Александр Лукашенко, который имел наглость победить в первом туре с 80%. Тут можно много говорить о нюансах и особенностях политического режима и своеобразии электоральных процедур в отдельно взятой стране, но точно нет ни у кого сомнений, что Лукашенко эти выборы выиграл.
Однако это совершенно не мешает энному количеству стран Запада не признавать ни выборы, ни самого Лукашенко президентом этой прекрасной страны. Так не впервой же Батьке это всё, и привычный статус «последнего диктатора Европы» вернулся, как и не уходил никуда.
На прошлой неделе наконец состоялась инаугурация — Лукашенко вступил в должность президента шестой раз подряд.
Тут, конечно, есть вопросы тоже, кто который раз подряд. Вот канцлерин Германии фрау Меркель только 15 лет подряд на посту канцлера, а Лукашенко уже 26 — европейский рекордсмен! Правда, уже всем ясно, что досиживает оловянная Ангела свой срок — и потом на дачу помидоры сажать.
Эммануэль Макрон же летом отметил только первые три года на посту президента Франции. Почти два из которых молодого президента-популиста бодрят еженедельными протестами «жёлтые жилеты».
Тут надо отметить, что Макрон не особо церемонится с протестантами, и за эти 22 месяца в активе множество выбитых глаз, сломанных рук — и даже смерти.
Правда, особо никто не журит неистового Эммануэля по поводу жёсткого отношения к протестантам. Но он ни в какую отставку и не собирается. Совесть его не мучит.
Как-то мне довелось быть во Франции в мае 2017 года с экспертным наблюдением за первым туром президентских выборов. Сама кампания была удивительно технологичной и популистской. Впервые в Европе ещё вчера почти никому не известный незаметный министр и администратор, а позавчера клерк банка вдруг выскочил, как чёртик из табакерки, с новым движением и побил по итогам все старые классические партии Пятой республики.
Но самое яркое впечатление на меня произвело не это.
После закрытия участков, как начали подсчёт голосов и все ТВ-каналы принялись интенсивно накачивать зрителей нужным результатом, в Париже на площади Бастилии собрались левые студенты. Ничего особо не требовали — просто следили за подсчётом. Так вот через 15 минут весь парижский ОМОН мутузил эту молодёжь дубинами и травил газом в прямом эфире. Это была такая демонстративная профилактика для сомневающихся. Никто тогда не воскликнул: «Они же дети!», никто не пошёл «защищать демократию». Через год это вылилось в движение «жёлтых жилетов», которое постепенно распространилось и в другие страны ЕС вслед за амбициями Макрона занять место неформального лидера Европы взамен уходящей Ангелы Меркель.
Сегодня этот самый Макрон вдруг, после телефонного разговора с президентом Путиным про судьбу Белоруссии, засобирался с рабочим визитом в Литву. Для встречи с «соломенной президентшей» С. Тихановской, надо полагать. А перед этим публично призвал Александра Лукашенко уйти в отставку. Я бы даже сказал, указал президенту суверенной Белоруссии, что он должен немедленно сделать.
Тут многие эксперты, да и сам президент Лукашенко задались вопросом: чего бы самому Макрону не пойти туда, куда он побуждает идти президента Белоруссии? Оснований в той же логике у него на 20 с половиной месяцев больше! Но это, конечно, вопросы из разряда риторических.
Вообще любопытно наблюдать, как, несмотря на то что Меркель покидает вскорости пост канцлера Германии, идёт такая острая борьба за неформальный трон общеевропейского фюрера. Меркель пытается удержать статус, имея в рукаве проект континентального энергетического хаба (сюда в копилку «Северные потоки» ect.), прикупив на «Новичке» тему Навального, — и Макрон, у которого сейчас в активе может оказаться белорусский вопрос и даже карабахское урегулирование. И это всё, конечно, отчасти потому, что США сегодня не до Европы — там у самих подгорает. Через полтора месяца судьбоносные для Штатов выборы Трампа. Потом, конечно, и в европейской посудной лавке похозяйничать пожелают с соответствующим результатом.
Тут нужно признать, что все эти вопросы так или иначе наши и откровенно нечего тут делать западному террариуму единомышленников. Кроме нас, некому спасти белорусскую государственность и установить прочный мир в Закавказье. Другое дело, что, видимо, стоит чётко сформулировать для себя, зачем мы это делаем и что потом.
Комментарии
Мало того, что в Беларуси протестующие не громят (как желтые во Франции), так и про % Тихановской аффтар тоже глупо наврал.
Прочим, понятно: только бред Кремлем оплачивается...