Моцарт и старый повар.
На модерации
Отложенный
Предлагаю вам трогательный, одухотворенный и печальный рассказ К. Паустовского. (С разрешения В.Удода).
Как приятно его читать , душа отдыхает: слог, постоянно прослеживание внимание к человеческим чувствам,
В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пес. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.
Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.
Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Все убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:
— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
— Что же делать? — испуганно спросила Мария.
— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
— Наша улица такая пустынная... — прошептала Мария, накинула платок и вышла.
Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста.
Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец, ей показалось, что вдоль ограды идет и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:
— Кто здесь?
Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.
— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это все равно. Пойдемте.
Они вошли в дом. При свете свечи Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ.
Он был еще очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.
— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от Бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик и притянул незнакомца за руку поближе к себе. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — ее звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства, и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я ее научил не трогать ни пылинки с чужого стола.
— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.
Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал.
— Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
— Как вас зовут? — спросил незнакомец.
— Иоганн Мейер, сударь.
— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам, как подвиг любви.
— Аминь! — прошептал старик.
— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.
— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
— Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно сударь. Не сердитесь на меня за эти глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.
Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
— Слушайте, — сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.
Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первая клавиша прозвучала под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.
Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пес вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пес только потряхивал ушами.
— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к звучанию струн.
Незнакомец играл, глядя в черное окно.
— А теперь, — спросил он, вы видите что-нибудь?
— Старик молчал, прислушиваясь.
— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из черной сделалась синей, а потом голубой, и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается все выше, все синей, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.
— Я вижу все это! — крикнул старик.
Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.
— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.
— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.
— Открой окно, Мария, — попросил старик.
Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.
Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь:
— Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать... Ваше имя.
— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
Когда она выпрямилась, старик был уже мертв. Заря разгоралась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.
Комментарии
Моё любимое это "Скрипка Ротшильда" от Чехова. Так, от собственной фантазии - если б в космос запустили пластинку с инфой о нашей цивилизации, то там должны быть эаписаны этот рассказ Чехова и 5-6ые симфонии Бетховена....
Спасибо.
Может просто потому, что с трудом воспринимаю дешёвое морализаторство, терпеть не могу когда меня учат жизни по учебнику....
И.Тургенев соглашусь - несколько однотипен, однообразие в его романах прослеживается, безусловно.
Кстати, прочитала "Скрипка Ротшилда"...конец также мрачен как и "Старый повар", чем-то схожи.
Не исключая и таких мастодонтов, как дедушка Лев Толстой.
А девки рано созревали.
Танька писала письмо Женьке, когда ей было всего 13 (то-то он и не захотел её - ничего жеж не умела ещё!..))):
Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в ТОМ уверить,
В чём все уверены давно,
Всё те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
А Ольге, стало быть, было ващё 12 лет.
Правда и Ленскому всего 18 - в отличие от старика Онегина - этому жуиру уже 26 исполнилось к моменту завязки сюжета...
;-}
еще в школе почему то думал, что Анне Аркадьевне Облонской на момент её случайного падения под поезд, было далеко за 40.... Ну, дурак был, да и тема эта меня не трогала....
Оказалось, что Анне Карениной было всего лишь 26 лет..... А судя по имени и фамилии была она из евреев.....из подляндии...
Как то в этом мире всё иначе, чем думалось....
Спасибо за беседу, интересно и познавательно .
зараза, но как ставили его пьесы в БДТ....
а какой был раньше буфет там.....
там даже настоящий "винстон" продавали.... за рубь двадцать....
______________
Это потому,что вас убил Тургенев:) От его слова Сергей Викулов получил сотрясение мозгов.А мир каким был,таким и остался,что при Тургеневе,что при Викулове.Ничегошеньки в нем не поменялось,разве что,прибавилось пустословия от недалекого ума:)
Нравятся, или нет его произведения, это уже личные предпочтения.
Не нужно обижать Тургенева - моего талантливого и признанного во всём мире земляка, Саша! Да и других зачем? Ты так пренебрежительно написал... даже читать неприятно.
Спасибо, Тома! С удовольствием прочитал этот рассказ, который когда-то в детстве и на меня произвёл сильное впечатление. Полезно иногда перечитать то, что уже считается классикой.
Спасибо.
Паустовский - это не только язык, стиль - это любовь к человеку, его состраданиям.
Комментарий удален модератором
Спасибо, Тома, что напомнили и этот чудесный рассказ.
Это как встреча с давним другом... как глоток свежего морозного воздуха...
И душа, действительно, отдыхает.
Спасибо,что заглянула.
P.S. как-то читала, что русская диаспора, проживающая на Западе, любит перечитывать именно Паустовского, у них порой депрессивная ностальгия по России.
Немного истории: В 1963 г. на гастроли в Москву приехала звезда Голливуда Марлен Дитрих. На сцене Центрального дома литераторов тогда произошел беспрецедентный случай: всемирно известная актриса опустилась на колени перед советским писателем Константином Паустовским и поцеловала его руку. В зале все замерли…
О своем желании встретиться с Константином Паустовским голливудская звезда заявила, едва спустившись с трапа самолета. «Я бы хотела познакомиться с Паустовским.