Укротитель футбольных львов
На модерации
Отложенный
Он играл за любимый клуб Кафки, едва избежал Освенцима и совершил революцию в футболе. Бела Гуттманн превращал в чемпионов все команды – «Милан», «Порту», «Бенфику», но потом всегда уходил в поисках больших денег.
В сентябре 1918 года Будапешт накрыла волна испанского гриппа – вирусного заболевания, унесшего жизни 50 миллионов людей по всему миру. Из-за эпидемии число игроков будапештского футбольного клуба «Тёреквеш» резко сократилось – тренеру пришлось выпускать на поле игроков из молодежного состава команды: совсем юнцов, едва начавших футбольную карьеру. Одним из них был венгерский еврей Бела Гуттманн. В сезоне 1918/19 его клуб занял лишь десятое место Венгерского чемпионата, однако юноша ярко проявил себя на поле в качестве защитника и вскоре стал звездой.
Бела Гуттманн родился в 1899 году в Будапеште. Его родители Авраам и Эстер были танцорами и хотели, чтобы сын тоже пошел по их стопам. Бела действительно долгое время серьезно занимался балетом, но потом влюбился в футбол и стал игроком «Тёреквеша». Блистательный дебют позволил ему в 1919 году перейти в сильнейший клуб Венгрии тех лет – МТК. Гуттманн провел в этой команде два сезона, оба раза выиграв с ней чемпионский титул.
В 1922 году он решил уехать из Венгрии из-за антисемитской и крайне консервативной политики правителя Венгерского королевства Миклоша Хорти. Футболист обосновался в Вене, где начал выступать за местный еврейский клуб «Хакоах». Команда одной из первых в мире стала совершать турне по другим странам, везде притягивая на трибуны тысячи местных евреев. Среди поклонников команды, к примеру, был Франц Кафка.
В 1923 году «Хакоах» сыграл выставочный матч в Британии с английским клубом «Вест Хэм Юнайтед» и сенсационно выиграл со счетом 5:1. «Хакоах» стал первой командой с европейского континента, победившей английский клуб на его поле. В 1925 году команда Гуттманна стала чемпионом Австрии.
В апреле 1926 года «Хакоах» совершил турне по городам США, по окончании которого некоторые игроки клуба, включая Гуттманна, решили не возвращаться в Австрию. Футболист начал выступать за американские клубы, параллельно подрабатывая в Нью-Йорке инструктором по танцам. Накопив приличную сумму денег, он попробовал сыграть на фондовой бирже, но в итоге потерял все во время краха на Уолл-стрит в 1929 году. В этом же году Гуттманн стал обладателем Кубка США в составе клуба «Нью-Йорк Хакоах», а в 1932 году завершил карьеру футболиста.
Великая депрессия и проблемы с финансами заставили Гуттманна вернуться в Вену, где он стал тренером своего бывшего клуба «Хакоах». В 1938 году нацистская Германия аннексировала Австрию, и Гуттманн, спасаясь, уехал в родной Будапешт. Здесь он возглавил клуб «Уйпешт», с которым выиграл в 1939 году чемпионат Венгрии и Кубок Митропы –предшественника Кубка европейских чемпионов.
С началом Второй мировой войны ему пришлось прервать карьеру тренера. Во время немецкой оккупации Венгрии в 1944 году Гуттманн сначала скрывался на чердаке дома своего знакомого в Уйпеште, но был пойман и отправлен в трудовой лагерь. В декабре 1944 года, накануне транспортировки в Освенцим, Гуттманну удалось сбежать. Сам тренер никогда публично не рассказывал, как провел годы войны, отвечая на все вопросы лишь одной фразой: «Мне помог Б-г». Молчание Гуттманна породило множество слухов и легенд вокруг военных лет тренера: поговаривали, что какое-то время он жил в Бразилии, где познал многие секреты бразильского футбола.
После войны Гуттманн продолжил тренировать венгерские клубы. В 1948 году он во время матча поссорился с ведущим футболистом своей команды «Гонвед» Ференцом Пушкашом – из-за того, что тот не дал ему сделать замену игрока. Во втором тайме этой игры Гуттманн демонстративно ушел с тренерского мостика и занял место на стадионе. Он досмотрел игру, листая журнал, а после свистка сел в трамвай и уехал, оставив свой пост, не прощаясь. «Тренер подобен укротителю львов, – однажды сказал Гуттманн о взаимоотношении со звездными игроками. – Он управляет животными в клетке до тех пор, пока демонстрирует им самоуверенность и бесстрашие. Но как только он теряет свою гипнотическую энергию, первый же намек на страх угрожает ему быть разорванным на части».
Пушкаш впоследствии стал пятикратным чемпионом Испании и признан ФИФА лучшим бомбардиром ХХ века.
Гуттманн после инцидента с нападающим перебрался в Италию. Там в 1953 году он подписал контракт с «Миланом» – по итогам сезона команда заняла третье место серии А. В ходе следующего сезона «Милан» уверенно держался наверху турнирной таблицы, когда Гуттманн внезапно был уволен – «из-за разлада с руководством клуба и футболистами». Команда в итоге выиграла чемпионат Италии – уже без Гуттманна. А сам тренер с тех пор всегда настаивал, чтобы в его контракте был пункт о невозможности увольнения в случае, если его команда находится на первом месте.
В 1956 году Гуттманн вновь возглавил венгерский «Гонвед» – причем в тот момент, когда команда находилась в турне за пределами страны и не захотела возвращаться на родину из-за подавления советскими войсками Венгерского восстания. Вместе с командой он уехал в Бразилию. Там он впоследствии стал тренером «Сан-Паулу» – команды, в которой играли Дино Сани, Мауро Рамос и Зизиньо. В сезоне 1957 года футбольный клуб выиграл чемпионат штата Сан-Паулу. В «бразильский» период своей работы Гуттманн начал применять новую для того времени схему построения игроков 4-2-4, которая помогла ему добиться многих побед. В 1958 году тренер сборной Бразилии Висенте Феола, позаимствовав эту схему у венгерца, применил ее на чемпионате мира 1958 года и выиграл турнир.
После «Сан-Паулу» Бела Гуттманн управлял португальским «Порту» и в первый же сезон привел клуб к чемпионскому титулу, буквально вырвав победу из рук их главных соперников – португальской «Бенфики». В благодарность за этот успех руководство «Порту» подарило тренеру логотип клуба, сделанный из бриллиантов. В это же время с ним связались агенты «Бенфики» и предложили ему встать у руля команды. Гуттманн, приняв роскошный подарок, заявил, что климат Порту вреден для его здоровья, и летом 1959 года приступил к тренировкам с «Бенфикой».
Первый же его сезон с «Бенфикой» закончился победой в португальском чемпионате. В сезоне 1960/61, помимо национального первенства, «орлы» завоевали Кубок чемпионов, победив в финале «Барселону». На следующий год «Бенфика» вновь взяла главный европейский футбольный трофей, переиграв в финале мадридский «Реал». В том матче старый знакомый Гуттманна Пушкаш сделал хет-трик, на что «Бенфика» ответила пятью мячами, два из которых забил великий Эйсебио. «Я не против, чтобы соперник забил три или четыре гола, если только моя команда забьет четыре или пять», – комментировал результаты игры Гуттманн.
Дважды став победителем Кубка европейских чемпионов, тренер попросил у совета директоров «Бенфики» повышения зарплаты. Отказ привел его в бешенство. Он заявил, что в таком случае уходит из клуба. По легенде, на прощание он произнес: «Без меня в течение ста лет “Бенфика” не сможет выиграть ни один европейский кубок!». Вскоре эти слова стали известны как «проклятие Гуттманна». С момента его отставки «Бенфика» проиграла пять финалов Кубка европейских чемпионов и три финала Кубка УЕФА, два из них подряд – в 2013 и 2014 годах. Спустя более чем полстолетия «проклятие Гуттманна» продолжает действовать.
После скандальной отставки Гуттманн отправился в Уругвай – тренировать «Пеньяроль», с которым сразу же выиграл первенство страны. В 1964 году он руководил сборной Австрии, а затем ненадолго вернулся в «Бенфику», чтобы снова быть уволенным, на этот раз после поражения от «Манчестер Юнайтед» в четвертьфинале Кубка европейских чемпионов – 1966. Так Гуттманн стал жертвой собственного же проклятия.
Последним клубом Гуттманна был «Порту», который он возглавлял в сезоне 1973/74. Команда упустила медали национального первенства, заняв четвертое место в лиге. По окончании того сезона Бела Гуттманн завершил тренерскую карьеру и уехал жить в Вену, где скончался 28 августа 1981 года. В 1990 году перед финальным матчем Кубка европейских чемпионов «Бенфика» – «Милан», проходившем в Вене, бывшая звезда португальцев Эйсебио посетил могилу Гуттманна и помолился, чтобы тот снял своё проклятие. На следующий день «Милан» выиграл со счетом 1:0. Проклятие сработало в очередной раз.
Комментарии
И тем не менее.... прошу прощения , если восприняли резко.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Позабавили меня, хоть на этом СПАСИБО!
"Если вы не забыли чем кончился Нюрнбергский процесс"...уважаемый, это вы меня спрашивате? Забавно, воистину, вы ничего не знаете о моем образовании.
"...просто евреям нет необходимости этим заниматься, они живут в прекрасной , обеспеченной стране , где законы во благо человека.”
Брехня! 60% евреев живут за пределами своей исторической Родины за счет других народов в полном соответствии с законами Торы.
“Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться…”
Тома 538
“Истинному!!! еврею свойственна корректность , отзывчивость, сплоченность нации.”
“Истинному!!! еврею свойственна “Хуцпа” — "присущее евреям свойство характера, определяемое сверхнаглость, бессовестность, бесцеремонность, нахальство, хамство, нетерпимость по отношению к другим, дерзкое и наглое лицемерие. Часто эти определения употребляют с приставкой сверх- и другими словами, подчеркивающими превышение всяких норм и выход за рамки установленого: «сверхнаглость», «сверхложь», «экстраординарная наглость», «необыкновенно...
И действительно, те евреи, которые служили совдепии, ему тоже соответствовали.
Но наделять этими чертами всех евреев - конечно же, полный антисемитский идиотизм.
«...ты тут приводишь классический профиль чекиста, вкл. Путина»
Ублюдок пархатый!
«Классический профиль чекиста» не маячил 2000 лет по всему «христианскому» миру, в котором за это время не было ни одного народа, который бы о ваш «богоизбранный кагал» свои «когти» не чесал!
И видится мне – близится «финальный аккорд»...
Жернова истории вращаются медленно, но ты, похоже, успеешь полюбоваться...