Пушкин и Гончарова: была ли любовь взаимной

На модерации Отложенный

«Наталья Николаевна сыграла слишком видную роль в жизни Пушкина, чтобы можно было обойти её молчанием. Многие считают её даже виновницей преждевременной его кончины, что, впрочем, совершенно несправедливо», — утверждала Надежда Михайловна Еропкина, близко знакомая с Гончаровой. Тем не менее исследовали до сих пор спорят о том, любила ли Наталья Николаевна своего супруга...

...В декабре 1828 года Александр Сергеевич приехал в Москву, где на одном из балов впервые увидел 16-летнюю Наталью Гончарову. Пропорционально сложенная, грациозная, необычайно красивая, но при этом лишённая всякого жеманства, девица пленила поэта настолько, что он сразу понял: участь его отныне «связана с этой молодой особой».

Да и друзья Пушкина обратили внимание на внезапную перемену в нём. По словам П.А. Вяземского, ещё не знавшего о влюблённости поэта, «он что-то всё время был не совсем по себе». Товарищи не узнавали поэта и гадали, что же с ним произошло.

Объект пылкой страсти Пушкина, отличавшаяся красотой и безупречными манерами Наталья Николаевна, увы, не могла похвалиться родственниками. Отец её, Николай Афанасьевич, в прошлом образованнейший человек, уже долгие годы страдал душевным недугом, и все заботы о детях, поместье и делах взвалила на себя мать, Наталья Ивановна. Как отмечали многие современники, женщиной она была красивой, но неприятной и властной, дочерей и сыновей держала в строгости и порою могла на людях отвесить кому-нибудь из них пощёчину.

Дед, Афанасий Николаевич, души не чаявший во внучке и заказывающий ей наряды из Парижа, поселил при этом у себя молодую любовницу и проматывал огромное состояние.

Однако все семейные неурядицы не помешали Наталье вырасти доброй и скромной и к шестнадцати годам затмить красотой мать. Но Наталью Ивановну это не радовало, скорее, больше настораживало, ведь в тихом омуте черти водятся.

 

Тем не менее «чистейшей прелести чистейший образец» поразил Пушкина не только внешней красотой: были в Наталье Николаевне какое-то обаяние, естественность и простота — именно этим и покорила она тонко чувствующего поэта.

Александр Сергеевич стал часто бывать в доме Гончаровых и уже весной 1829 года попросил руки Натальи. «Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась», — писал он её матери.

Но Наталья Ивановна не жаловала поэта: во-первых, считала его политически неблагонадёжным, во-вторых, он тоже не отличался материальным достатком, и женщина рассчитывала найти для красавицы дочери партию получше. Поэтому на предложение Пушкина она дала уклончивый ответ: мол, Наталья ещё слишком молода, чтобы думать о замужестве.

Раздосадованный таким поворотом событий, Александр Сергеевич всё же пишет будущей тёще письмо с благодарностью, что она позволяет ему не терять надежду. Практически сразу он отправляется на Кавказ, где идут боевые действия, и, по воспоминаниям современников, буквально ищет смерти, не прячась от вражеских пуль.

По возвращении в Москву Пушкин первым делом отправился к Гончаровым, но Наталья Ивановна запретила дочери встречаться с поэтом. У него же «не хватило мужества объясниться».

Поэт страдал от неопределённости и лишь в апреле 1830 года решился повторно сделать предложение. В этот раз Гончарова-старшая ему не отказала. Возможно, потому, что за это время к Наталье Николаевне так никто и не посватался больше. Однако знакомая семьи Н.П. Озерова утверждала: «Гончарова-мать сильно противилась браку своей дочери, но молодая девушка её склонила. Она кажется очень увлечённой своим женихом».

Венчалась пара в феврале 1831 года. Об этом событии князь П.А. Вяземский писал Пушкину: «Тебе, нашему первому романтическому поэту, и следовало жениться на первой романтической красавице нынешнего поколения».

Александр Сергеевич, по его собственному признанию, в браке был счастлив, и единственное, чего он желал, чтобы ничего в его жизни не менялось. «Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился», — писал он своему товарищу.

О взаимных чувствах Пушкина и Гончаровой свидетельствовал и академик В.П. Безобразов, в руках которого оказался альбом Натальи Николаевны: поэт посвятил ей стихотворение, а она так же стихами на него ответила. «По содержанию весь этот разговор в альбоме имеет характер взаимного объяснения в любви», — отметил Владимир Павлович.

Так что говорить о браке по расчёту или по необходимости со стороны Натальи Николаевны не приходится. Она была влюблена в Александра Сергеевича не меньше, чем и он в неё. Холодность же её, которую отмечали многие современники, говорит, скорее всего, лишь о застенчивости или даже робости Гончаровой...