ОТ МИХАИЛА. О РЕФОРМАХ 2020 И ЭНТРОПИИ (ОКОНЧАНИЕ)

На модерации Отложенный

«Жить в свое удовольствие – удел плебея;
благородный стремится к порядку и закону»

(И. В. Гёте) 

Научно-практическая перспектива, связанная с исследованием российского общества в контексте понятия энтропии, определяется острой необходимостью объяснения перманентных кризисных явлений и тенденций в развитии постсоветской России, поиска причин низкого созидательного потенциала социума, его пассивности, неготовности и неспособности к кардинальным переменам, к решению ключевых жизненно важных проблем.

Впервые понятие энтропии ввел германский физик Рудольф Клаузиус для определения меры необратимого рассеивания энергии. С помощью этого понятия он описывал возможность тепловой энергии преобразовываться в иные виды энергии. Длительное время термин «энтропия» применялся только лишь в физике, позднее он стал использоваться и в других науках.

В широком смысле, в каком термин часто употребляется в быту, энтропия означает меру сложности, хаотичности, неупорядоченности и/или неопределённости системы, другими словами: чем меньше элементы системы подчинены какому-либо порядку, тем выше энтропия. Величина, противоположная энтропии, именуется негэнтропией или экстропией.

Энтропия, как динамика нарастания беспорядка, является универсальным процессом, затрагивающим все известные системы. "Мы, — писал основатель кибернетики Норберт Винер, — погружены в жизнь, где все в целом подчиняется второму закону термодинамики: беспорядок увеличивается, а порядок уменьшается... В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие этих островков дает возможность некоторым из нас доказывать наличие прогресса".

В качестве потенциальной возможности социальная энтропия всегда присутствует в любой из социальных систем. Но активные, цивилизующие, антиэнтропийные усилия индивидов, общностей, социума и его институтов не позволяют потенциальной социальной энтропии переходить в действительность в полном объеме. Лишь в отдельные исторические моменты, при стечении целого ряда особых обстоятельств энтропийный процесс может охватить всю социальную систему.

Н. Макиавелли в своей "Истории Флоренции" писал о том, что логика беспрерывных превращений заставляет государство периодически переходить от состояния порядка к беспорядку, а затем назад. При этом всегда обнаруживается предел подъема, выше которого невозможно подняться, и предел упадка-беспорядка, ниже которого опускаться уже некуда. В этих критических точках движение государства и общества радикально меняет свое направление на противоположное и устремляется либо вверх к добру и благу, либо вниз ко злу.

Энтропия, в данном контексте – социальная энтропия, рассматривается как социокультурный феномен, определяющий траекторию общественного развития с позиций неопределенности, деформации социокультурной среды, дезорганизации социального порядка и целостности нормативно-ценностного пространства, как проявлений отклоняющегося от норм эталонного (максимально достижимого в данных конкретно исторических условиях) характера функционирования общества.

Социальная энтропия – это мера отклонения социальной системы либо ее подсистемы от эталонного состояния, когда отклонение проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов прогрессивного развития социума. Вместе с тем, социальная энтропия — это динамика распада объективных и субъективных нормативно-ценностных структур, сопровождающаяся ослаблением или полной атрофией их социализирующих и регулятивных функций.

Цивилизованный социум располагает возможностями и средствами для осуществления встречных, предупредительных усилий антиэнтропийного характера. В этом отношении право является одним из наиболее важных социальных механизмов такого рода, прямое предназначение которого состоит в борьбе с угрозой социального беспорядка, в противодействии нарастанию энтропии и подчинению хаоса. Право позволяет цивилизационному обществу существовать в качестве самоорганизующейся, саморегулирующейся системы.

Напомним, понятие «цивилизация» латинского происхождения (civilis – гражданский, государственный, город) употребляется в нескольких смыслах: 1) как синоним «культуры», 2) для обозначения материальной культуры, 3) для обозначения уровня, ступени общественного развития, например, античная цивилизация, 4) как ступень общественного развития, следуемая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс), 5) для обозначения состояния упадка и деградации культуры (Шпенглер и его последователи), 6) в широком смысле как наличие жизни и разумных существ на других планетах. Остановимся на определении цивилизации как некоторого целостного состояния развития общества в единстве его материальной и духовной культуры, характерного для определенного исторического времени для отдельных народов и стран.

Ключевым принципом цивилизации как системы является принцип социального порядка, а главное ее требование к собственным подсистемам и элементам — это требование подчиняться существующим нормам и законам, следовать заданным культурным образцам.

В далёком 1969 году И.А. Ефремов утверждал: «Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения.Когда для всех людей честная и напряженная работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?». В 1971 году И.А. Ефремов предсказывает: «Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке».

Цивилизационной системе необходимо постоянное воспроизведение наличного социального порядка для того, чтобы успешно выполнять свои репродуктивные функции. С этой целью создается ряд социальных институтов, не допускающих беспорядка, поддерживающих социальный порядок, — система государственной власти, правовые институты, политические организации. На это же направлена деятельность традиционных воспитательно-регулятивных средств — обычаев, традиций, моральных и нравственных норм, а также средств внушающего психолого-педагогического воздействия старших поколений на младшие.

Выше мы отмечали, что энтропия в качестве потенциальной возможности всегда присутствует в любой из социальных систем. И только активные, целенаправленные цивилизующие, антиэнтропийные усилия индивидов, общностей, социума и его институтов не позволяют потенциальной энтропии реализоваться в действительности в полном объеме. В противном случае, возрастание социальной энтропии неизбежно приводит к нарастанию социальной дезорганизации, дестабилизации и аномии общества, к обесцениванию творческой энергии социума и её трансформации в протесты люмпенизированных слоёв населения, чьими руками совершаются наиболее масштабные разрушения и кровопролития, к тотальной диссипации и потери социальной энергии.

Ф. Г. Зимбардо лаконично и четко сформулировал борьбу двух моментов – хаоса и порядка – в человеческом существовании: "В вечной борьбе порядка и хаоса, мы надеемся на триумф индивидуации, однако таинственно мы в заговоре с внутренними силами, исходящих из неподвластных недр деиндивидуации".

Главным инструментом осуществления социальной энтропии является принцип тотального отрицания, устанавливающийся в большинстве охваченных кризисом сфер практической и духовной жизни общества. Под его воздействием происходит смена мировоззренческих доминант в общественном сознании, в результате которой появляется все больше людей слепо верящих в то, что разрушение — это предтеча к грядущему созиданию.

Происходит явная деформация и деградация государственных структур. Прекращают с надлежащей эффективностью функционировать важнейшие социальные институты. Обостряется борьба за власть между политическими группировками, мотивации которых все более криминализируются. Вся государственная машина начинает работать в режиме аристотелевской неправосудности, когда она разрешает себе использование любых средств ради достижения своих политических целей, когда законодательная, исполнительная и судебная власть позволяют себе произвол, когда функции правового механизма становятся дисфункциями, а законы перестают отвечать критериям справедливости. Понятия законности, гуманности, справедливости становятся юридическими фикциями, мнимыми социальными величинами.

Негативное право (неправо) осуществляется, если мера принуждения, исходящая от государства, превышает пределы, допустимые в цивилизованном обществе, и поэтому место правового принуждения занимает неправовое насилие. Оно допускает изъятие у объектов воздействия их естественных прав на жизнь, здоровье, человеческое достоинство, свободное самоопределение. Субъектами насилия могут являться индивиды и группы уголовных преступников и политических радикалов, а также властные органы и подчиняющиеся им карательные и репрессивные структуры.

Неправовое государство последовательно и неуклонно осуществляет сверхжесткую нормативизацию социальной жизни как утверждение системы превентивных мер против становления гражданского общества. Это делается по нескольким направлениям, в частности, это административно-бюрократическое торможение всех тех частных инициатив и начинаний, которые даже в самой малой степени могли бы усилить жизнеспособность и активность элементов гражданского общества, это прямой полицейский надзор и репрессивная практика по отношению к любым проявлениям несанкционированных государством всплесков гражданской активности.

Государственные властные структуры сохраняют и укрепляют свои кратические полномочия как с помощью осуществляемого ими неправого принуждения и прямого насилия, так и благодаря тому, что исходящие от них инициативы и акции выглядят в глазах граждан легитимными. Для успешного функционирования неправового государства власть целенаправленно, систематически и повсеместно осуществляет не только прямое, обычное, но и символическое насилие, то есть гражданам навязывается и внедряется в их сознание выгодная властям иерархия норм и ценностей, система значений и смыслов, ориентированная на восхваление существующего социального порядка и действующей власти.

Фредерик Бастиа пророчески писал: «Когда грабеж (читайте коррупция, предательство национальных интересов) становится образом жизни группы людей, совместно живущих в обществе, то со временем они создают легализующую его правовую систему (читайте Конституция, Конституционный суд, судебная система) и прославляющий его нравственный кодекс (читайте государственные СМИ)».

При всем разнообразии причин и источников дезорганизационных и деструктивных процессов, большинство разрушений осуществляется по инициативе и при активном участии конкретных социальных субъектов-индивидов, групп, общностей, находящихся под влиянием определенных идей и умонастроений, стремящихся провести в жизнь лишь свои убеждения, осуществить и отстоять, нередко противоправными способами, лишь собственные интересы.

Макс Нордау показывает огромный вред таких идей, умонастроений и доктрин, возбуждающих не только вырожденные элементы общества, но и вводящих в заблуждение огромное число обычных людей, биологически нормальных, однако с интеллектом, всё же недостаточно высоким для защиты их от умственных заблуждений, зачастую одетых в пылкие эмоциональные призывы.

Нордау указывал: «Помимо крайних форм вырождения есть более мягкие формы, более или менее незаметные, не бывающие диагностированными на первый взгляд, самые опасные для общества… Когда эти полу-дураки, как это часто бывает, говорят возбуждённо, когда их воображение, необузданное логикой или пониманием, снабжает их нечеткими поразительными фантазиями, удивительными ассоциациями и образами, их сочинения производят сильное впечатление на неосторожных читателей и легко оказывают решающее влияние на мысли в культурных кругах своего времени». Например, популярные в народе общественно-политические ток-шоу всех мастей на площадках государственных СМИ. Н. Макиавелли предупреждал: «Горе будет тому, кто умножает чужое влияние, которое достигается силой и деньгами. Поэтому тупое служение идолу ведет к предательству, недоверию и казни».

В современной России власть де-факто ликвидировала конституционные права и свободы граждан, ввела жесткую цензуру и шаг за шагом последовательно ограничивает свободу прессы. Государственные средства массовой информации превращены в источник низкопробной пропаганды и выполняют функцию массового оболванивания и зомбирования населения. Независимость судов, прокуратуры, следственных органов, в настоящее время, скорее миф чем явь.

Словно калькируя нашу действительность Лотроп Стоддард отмечал: «Таким образом, под влиянием учения вырожденных полу-дураков возникают условия, которые не допускают, как в ситуациях с безумием и преступлением, выражения в цифрах, но, тем не менее, могут в конце концов быть определены через их политические и социальные последствия. Мы постепенно наблюдаем общее ослабление нравственности, исчезновение логики мысли и действия, болезненное раздражение и шатания общественного мнения, релаксацию характера. К преступлениям относятся с легкомысленной или сентиментальной снисходительностью, которая поощряет мошенников всех видов. Люди теряют силу морального негодования и приучают себя презирать её как нечто банальное, неуспевающее, безвкусное и неразумное. Дела, которые ранее дисквалифицировали бы человека навсегда из общественной жизни, больше не являются препятствием в его карьере, так что подозрительные и испорченные личности найдут возможности подняться на ответственные посты, иногда с контролем национального бизнеса.

Звук здравого смысла становится реже и менее достойно оцениваемым и всё более и более подло по рейтингу. Никто не находится в шоке от самых абсурдных предложений, мер и моды, а также правил безумия в законодательстве, администрации, внешней и внутренней политике. Каждый демагог находит следующего, каждый дурак собирает сторонников, каждое событие производит впечатление сверх всякой меры, разжигает смешной энтузиазм, распространяющий болезненное оцепенение, приводит к насильственным проявлениям в одном или другом смысле. … Каждый старается уйти от принуждения дисциплины и стряхнуть с себя бремя долга».

Таково разрушительное действие возрастающей социальной энтропии, которое, как отмечалось выше, неизбежно приводит: к нарастанию социальной дезорганизации; дестабилизации и аномии общества; к деградации и распаду объективных и субъективных нормативно-ценностных структур, сопровождающихся ослаблением или полной атрофией их социализирующих и регулятивных функций; к обесцениванию творческой энергии социума и её трансформации в протесты люмпенизированных слоёв населения, руками которых совершаются наиболее масштабные разрушения и кровопролития; к тотальной диссипации и потери социальной энергии, необходимой для поддержания устойчивого и прогрессивного развития социума.

Энтропия социальная в отличие от энтропии в физике — не формально-математическая, а содержательная категория. Эта категория позволяет оценить функционирование социальной системы – насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая оценка проводится, прежде всего, методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода, методами моделирования и др.

Важным инструментом в оценке уровня социальной энтропии социума и его подсистем являются социальные индикаторы/показатели – качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике.

В широком смысле к социальным показателям относятся демографические, экономические, социально-структурные, показатели политического, нравственного, социально-культурного, духовного развития, образа жизни (условий жизни и деятельности) различных групп населения и общества в целом.

Социальные индикаторы/показатели позволяют получать информацию о пороговых оценках социальных процессов, в том числе и об уровне социальной энтропии, нарушение которых может вызвать нестабильность общества, социальные потрясения и катастрофы. Это те предельные отклонения от уровня социальных стандартов и эталонов (предельно критические показатели – ПКП), достижение которых означает недопустимое нарушение режима функционирования подсистем общества и резкое повышение вероятности их распада и/или перехода в новое состояние, что влечёт угрозу для безопасности общества в целом.

Согласно официально публикуемым показателям, социально-экономическое развитие России выглядит относительно благополучным, особенно в сравнении с 1990-ми годами. Однако более подробный и непредвзятый анализ ситуации на основе системы показателей, отражающих фундаментальные политические, социальные и экономические процессы, убеждает в том, что российское общество по ряду ПКП находится за гранью допустимых значений и утратило способность к самовоспроизводству и самосохранению – возникла реальная угроза либо его разрушения, либо перехода в качественно новое состояние в самое ближайшее время.

В частности, оба ключевых демографических показателя – коэффициент рождаемости и коэффициент смертности – на протяжении длительного времени находятся за пределами критических значений. Следствием этого является утрата социумом способности не только к расширенному, но и к простому самовоспроизводству, в результате этого происходит устойчивое снижение численности населения.

Совершенно неудовлетворительным является и состояние здоровья населения, что отражается в значениях такого показателя, как реальная средняя продолжительность жизни, которая по-прежнему ниже критического уровня, который оценивается примерно в 75 лет. Хотя средняя продолжительность жизни является демографическим показателем, она характеризует и состояние общества в целом, отражая уровень и качество жизни населения.

По данным Сredit Suisse, 10% россиян контролируют 83% национального богатства, а 1% сверхбогатых — почти 60% всех материальных и финансовых активов! Такого нет ни в одной крупной экономике мира. В США, где больше всего долларовых миллиардеров, 1% сверхбогатых владеют лишь 35% национального богатства, в Китае и Германии этот показатель составляет 30%, во Франции и Италии — в районе 20%. Даже в Бразилии, которая до недавнего времени считалась мировым лидером по неравенству, у 1% сверхбогатых чуть больше 50% материальных и финансовых активов.

По оценкам бюро экономических исследований США, богатые россияне хранят в офшорах активов на сумму свыше 1 трлн дол! Объем активов, хранимых богатыми русскими за рубежом – в Великобритании, Швейцарии, Кипре и других подобных офшорных центрах, – равен активам, хранимым всем населением России внутри страны, – подчеркивают авторы исследования.

В России, в условиях стагнирующей экономики, число долларовых миллиардеров за год выросло с 74 до 110 человек на середину 2019 года, а количество долларовых миллионеров - со 172 тысяч до 246 тысяч человек, следует из обзора Credit Suisse.

Вместе с тем, по данным Росстата, во втором квартале 2019 года 49,6% семей (считайте, половине россиян) хватало денег только на еду и одежду. У 14% есть деньги только на питание. Тот же Росстат в первом квартале 2019 года насчитал 20,9 млн человек, живущих ниже официального уровня бедности.

Таким образом, российское общество, по ряду важнейших социальных показателей, уже преодолело их пороговые значения при этом без явных признаков распада общественной системы. Отсутствие массовых масштабных конфликтов и протестов создаёт крайне вредоносную иллюзию того, что всё разрешится само собой – переход за критическую черту носит временный характер и не опасен. В действительности же происходит скрытое непрерывное накопление социальной энтропии как в базовых социальных институтах и подсистемах общества, обеспечивающих общественное воспроизводство, так и в обществе в целом.

Исторический опыт свидетельствует, что распад общественной системы обычно происходит неожиданно как для рядовых граждан, так и для властной элиты. Это объясняется принципиальной сложностью и нелинейностью социальных процессов. Они могут достаточно длительное время латентно протекать с превышением критических значений основных показателей незаметно для общественного сознания вплоть до достижения социумом точки бифуркации, в которой происходит обвальный распад (эффект домино) связывающих его механизмов воспроизводства со сбросом накопившейся социальной энтропии и высвобождением деструктивной социальной энергии, с последующим переходом социума либо в новое состояние, либо его разрушение, либо поглощение его или его обломков более жизнеспособными социумами. «Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счёт России и на обломках России», – заявил З. Бжезинский.

Обобщая выше изложенное можно заключить:

1. Социальная энтропия, как динамика нарастания беспорядка, является универсальным процессом, присущим всем известным социальным системам.

2. Возрастание социальной энтропии неизменно сопровождается процессами нарастания социальной дезорганизации, дестабилизации, рутинизации и обесценивания творческой энергии социума, тотальной диссипацией и потерей социальной энергии, в совокупности формирующих пространство энтропийных рисков, угрожающих распадом социальной системы как целостного, упорядоченного и обладающего потенциалом социокультурного воспроизводства образования.

3. В качестве потенциальной возможности социальная энтропия всегда присутствует в любой из социальных систем.

4. Необходимы активные, цивилизующие антиэнтропийные усилия индивидов, общностей, всего социума и его институтов с тем чтобы не допустить перехода социальной энтропии в действительность в полном объеме.

5. Цивилизационному социуму жизненно важно постоянное воспроизводство наличного социального порядка (право, мораль, нравственность и т.д.) для того, чтобы успешно выполнять свои репродуктивные функции и существовать в качестве самодостаточной, самоорганизующейся, саморегулирующейся системы.

6. Распад или масштабные трансформации социума, например – революции, государственные перевороты и т.п., вопреки широко распространенному тезису о необходимости для этого революционной ситуации (верхи не могут управлять по-старому, низы не хотят жить по-старому, значительная активность народных масс) могут произойти в результате скрыто накопившейся в социуме социальной энтропии, неожиданно – в точке бифуркации, в которой происходит обвальное разрушение связывающих социум механизмов воспроизводства, со сбросом накопившейся социальной энтропии и высвобождением деструктивной социальной энергии, с последующим переходом социума либо в новое состояние, либо его распад, либо поглощение социума или его обломков более жизнеспособными социумами. 

Начало см. http://worldcrisis.ru/crisis/3562628/article_t
Продолжение см. http://worldcrisis.ru/crisis/3579618 

23 августа 2020 г.
Михаил Васильев