История, уходящая в века

На модерации Отложенный

 

Владимир Игоревич Племянников, он же Роже Вадим

Километрах в двадцати на северо-восток от города Бузулука, у подножья живописного холма, с извилистой речушкой Чернейкой, расположено село Покровка, одно из самых старинных в Оренбуржье. В середине 18 века его основал секунд-майор Иван Племянников. Вначале и называлось оно по фамилии барина, «Племянниково», но с постройкой деревянной церкви имени Покрова Пресвятой Богородицы, в обиход вошло и до сего времени сохранилось его нынешнее название. Ещё и теперь при въезде, недалеко от дороги, можно заметить ямы, поросшие травой, от некогда вырытых погребов и подвалов, с кустами одичалой сирени и акаций, по которым угадывается былое место помещичьего дома.

Племянниковы проживали в Покровке до революции и об этом дворянском роде известно следующее: сами себя они считали потомками Салтанеича Яндоуганда Трегуба, выходца из татар-мишарей Наручадско - Мухшинской орды «улуса Джучи» (сына Чингиз-хана). В 1355 году Салтанеич, с почти двухтысячной ордой соплеменников, перешел на службу к великому нижегородскому и суздальскому князю Константину Васильевичу, племяннику Александра Невского. (Возможно, по этой причине предводители примкнувшего ордынского рода и стали позже именоваться Племянниковыми). Интересно и само происхождение татар-мишарей.

Традиционная гипотеза утверждает, что мишари это потомки финского племени мещёра, подвергшегося языковой ассимиляции татарами. Другая гипотеза, также получившая широкое распространение в науке, говорит, что мишари произошли от татар Золотой Орды, пришедших вместе с ханом Касымом на Нижнюю Оку в середине XV века. Здесь эти татары получили от московского великого князя земли для поселения и основали вассальное Касимовское царство, просуществовавшее до конца XVII века. Третья гипотеза отождествляет с мишарями буртасов русских летописей. Наконец, есть теория, согласно которой мишари имеют смешанное происхождение от самых разных народов, включая и мещёру, и буртасов, и венгров, и татар, и булгар, и половцев.

После ликвидации в 1681 году Касимовского царства русское правительство развернуло процесс принудительной христианизации местной мордвы и мишарей. Спасаясь от религиозных преследований, многие мишари бросали освоенные земли на засечных чертах и уходили дальше на восток.

В результате всех этих процессов основная масса мишарей к концу XIX века проживала в Оренбургской, Уфимской, Пермской и Самарской губерниях.

После 1917 года многие Племянниковы вынужденно оказались за границей. Один из сыновей бузулукского помещика, Игорь Николаевич Племянников, рождён был в Киеве, но жить уехал во Францию, где получил гражданство. Как и все выходцы из дворянских семей, он бегло говорил по-французски. Успешно окончив Школу политических наук и став дипломатом, Племянников женился на французской актрисе Мари-Антуанетте Ардилуз, представительнице старинного аристократического рода.

26 января 1928 года в их семье родился сын. Чтобы угодить и русским родственникам, и французским законам, мальчика назвали Роже Владимир Племянников.

Детство Владимира Игоревича Племянникова прошло в Александрии Египетской, Каире и Турции, где его отец служил вице-консулом в посольстве, а после его ранней, в возрасте 33 лет смерти, Роже Владимир с матерью переехали на постоянное жительство во Францию. Здесь он получил прекрасное театральное образование. Достаточно сказать, что из 48 кандидатов, поступавших на актёрский курс к известному режиссеру и педагогу Шарлю Дюллену, воспитавшему немало талантливых актеров того времени, конкурс выдержали только двое: Исер Менгель, позже ставший всемирно известным мимом Марселем Марсо, и Владимир Племянников!

Какое-то время Владимир вел богемную жизнь: интеллектуал, юношей получивший признание в тесном кругу французской культурной элиты. С непревзойденным изяществом и невозмутимой улыбкой на губах - он шокировал, эпатировал и удивлял. В середине сороковых годов был театральным актёром, успел поработать корреспондентом в журнале «Пари Матч», а в 1953 году стал ассистентом кинорежиссёра Марка Аллегре.

В эти годы он изменил славянское имя на французский манер – Роже Вадим. Под этим звучным псевдонимом он и оставил яркий творческий след в истории мирового кинематографа. В 1955 году Роже Вадим дебютировал как сценарист фильма «Эта проклятая девчонка». Его самостоятельная режиссерская карьера началась в 28 лет с картины «И Бог создал женщину», где в главной роли снялась Брижит Бардо, ставшая его первой женой. Задолго до сексуальной революции на Западе, Племянников обозначил проблему сексуальной свободы и ее влияния на судьбы людей. В фильме героиня, по ходу сюжета, не один раз обнажается. Во Франции эти сцены посчитали безнравственными, и фильм вызвал скандал.

Однако, после проката в США, где были побиты все кассовые рекорды, имена Вадима и Бардо получили мировую известность. После фильма Роже Вадима «И Бог создал женщину», небольшой рыбацкий посёлок Сен-Тропезе на Лазурном берегу, превратился в один из моднейших курортов Франции, а сам автор признан лучшим режиссером тогдашнего десятилетия. С 1957 по 1996 годы Роже Вадим снял фильмы: «Кто знает?», «Ювелиры при лунном свете», «Опасные связи», «Умереть от наслаждения», «Опустив поводья», «Отдых воина», «Порок и добродетель», «Замок в Швеции», «Добыча», «Барбарелла», «Дон Жуан-73», «Убитая девушка», «Верная жена», «Удивительная вечеринка», «В ночь», «Племя».

Мотивы сладострастия и печали пронизывают всё творчество Вадима. Ему удавалось создавать культовые картины, в которых снимались самые очаровательные женщины планеты. Во Франции его называли «славянским Дон Жуаном», «зажигателем звёзд». И действительно, почти все женщины, которых Роже Вадим встречал на своем жизненном пути, сразу же становились знаменитыми. Официально Вадим был женат пять раз. «Мне упорно приписывают не просто славянский шарм, излучаемый русской душой, но и сладострастие, предопределённое безбрежными просторами приуральских степей, где жили мои предки», - с гордостью говорил Вадим. Гламурные издания называли его «соблазнителем лучших девственниц мирового кинематографа», творцом «секс-символов». Он влюблялся, соблазнял, а потом снимал своих любимых женщин в главной роли очередного фильма.

«Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа», - таково было творческое правило Роже Вадима.

Именно Роже Вадим сумел первым разглядеть красоту юной, никому не известной, Брижит Бардо, и его фильм сделал эту актрису мировой кинозвездой, эталоном женской эротики и жажды жизни, предметом «мужских грёз» ушедшего XX века.

Затем была другая француженка Катрин Денев (Дорлеак), ставшая матерью его первого сына - Кристиана. «Если бы не Вава - признавалась впоследствии сама Денев, - не было бы звезды «Шербургских зонтиков». Добавим, не было бы всемирно известной, глубокой и прекрасной актрисы Катрин Денев, которая до сих пор владеет сердцами своих поклонников, не устает удивлять и восхищать.

Американка Джейн Фонда, названная так в честь своей знаменитой родственницы, (родословная Фонды по матери - Франсес Сэймур - восходит к герцогу Эдварду Соммерсетскому, брату леди Джейн Сеймур, третьей и самой любимой жены английского короля Генриха VIII, семейную историю которого поведал великий Шекспир), родила Вадиму дочь Ванессу. Уму непостижимо! Потомок бузулукских помещиков породнился с королевской фамилией! Восемь лет брака с Джейн Вадим позже назовет самыми счастливыми в своей жизни, не забыв любовно съязвить, что хозяйкой Джейн, все-таки, оказалась неважной. Уже расставшись с Вадимом, Джейн Фонда занялась политической деятельностью, а затем стала популяризатором аэробики, пропагандисткой здорового образа жизни для женщин всего мира. Датчанка Аннет Стройберг подарила Вадиму дочь Натали. Своему ребенку от следующей жены, Катрин Шнейдер, богатой наследницы немецко-французских сталепромышленников из рода Крюзо, Вадим дал русское имя Ваня!

Эстетический вкус у Роже Вадима был отменным, в женской красоте он разбирался и тонко чувствовал её. «Я отвожу себе скромную роль гранильщика бриллиантов, - говорил Вадим.- Думаю, что делал это удачно. Судите сами: для образа Марианны - символа Франции, бюсты которой украшают все мэрии страны, французы выбрали за послевоенную историю двух моих женщин - вначале Бардо, а потом - Денев».

Позже, отойдя от кинематографических страстей и вспомнив свое журналистское прошлое, Вадим обратился к литературе, написав книги: «Изголодавшийся ангел», «От звезды к звезде», «Влюбленный безумец», «Мемуары дьявола», посвященные его великим женщинам. Сам Вадим, в мемуарах, подавал себя по жизни этаким дьяволом-искусителем, перед которым склоняются лучшие красавицы мира, однако, более приемлем к нему образ Пигмалиона, скульптора, влюблявшегося в свое же творение и оживлявшего его силой любви... Как бы то ни было, а в книгу «100 великих любовников» Роже Вадим попал, как, впрочем, и в книгу «100 известных супружеских пар».

Ближе узнавая жизненную канву потомка бузулукских Племянниковых можно убедиться, насколько близко он ощущал свои духовные корни: «В том, что касается воспитания и культуры, я, конечно, француз, - говорил он- Но в отношении к жизни в отличие от французов-прагматиков я, видимо, скорее, русский».

У Роже Вадима было русское видение мира, и вёл он своеобразную, в понимании западных европейцев, жизнь. «Наш дом под Парижем был всегда полон друзей, - вспоминала Джейн Фонда.- Чаще других приезжали бывшие жёны Вадима, оставляли погостить детей. И те испытывали несказанное счастье, бегая по огромному поместью в сопровождении семи собак, восьми кошек и пони; кролики и куры дополняли эту компанию». Собаки, куры, кошки… как отголосок глубинных реалий деревенской жизни его самаро-оренбургских предков…

Вадим любил детей и с присущим ему юмором признавался, что всегда чувствовал себя лучше в качестве мужа, чем в качестве любовника. «Мои дети живут в разных столицах мира, со своими мамами. Я получаю своих детей на уик-энд и потом отправляю их самолетами назад в Рим, Лос-Анджелес и так далее к их мамам. Но при этом, разумеется, путаю. И каждая получает ребенка другой!» По собственному признанию Вадима в конце жизни: «был счастлив, потому что мои дети любили меня больше, чем я того заслуживал».

Здесь русский аристократ Вадим Племянников по джентельменски скромен: Ванессу от Джейн Фонды и Натали от Аннет Стройберг он воспитывал самостоятельно. Пока их «звёздные мамы» делали политическую и актёрскую карьеры - дочери жили с отцом...

В отличие от жестокосердых предков, не вызывавших симпатий у тех, кто их знал, Роже Вадим был наделен удивительным мужским обаянием. Невероятно, но факт, на протяжении его жизни все «звёздные» жены, когда-то покинувшие Вадима, продолжали испытывать к нему нежную симпатию, и он оставался предметом их трогательной заботы!

Однажды, во время съёмок фильма «Карусель» с Джейн Фондой, Вадим упал и сломал ключицу. В тот момент за съёмками наблюдала находившаяся в Париже проездом и заехавшая поздороваться, его бывшая жена датчанка Аннет Стройберг, которая сразу же бросилась на помощь. Узнав, что случилось, прибежала с соседней съёмочной площадки Катрин Денев. Вызвали «скорую помощь», в которой провожать Вадима отправились Джейн, Аннет и Катрин. По чистой случайности, когда его усаживали в автомобиль, мимо на такси проезжала Брижит Бардо. Услышав просьбу посторониться, чтобы пропустить «скорую с Роже», она выскочила из машины и, бросив свои дела, со всеми вместе отправилась в больницу…Как позже вспоминал сам Вадим: «Я смотрел на взволнованные лица четырех женщин, склонившихся надо мной, и, несмотря на адскую боль в плече, не смог отказать себе в удовольствии оценить пикантность ситуации».

Через много лет после развода Катрин Денев признавалась, что Вадим остается одним из лучших мужчин в её жизни: «Вадим обладает исключительным шармом, который так неотразимо действует на женщин. Мне даже трудно объяснить, в чем он состоит: манера говорить, улыбка, голос… Я также бы отметила такое его качество, как щедрость. Она проявляется не только в постоянном стремлении помочь друзьям и близким в решении финансовых проблем, но и в его душевной широте, доброте. Наконец, это настоящий рыцарь, один из самых верных и преданных мужчин, которых я когда-либо знала». Он всегда был обаятелен, успешен и притягателен - настоящий русский аристократ!

А его главной женщиной, женщиной жизни, оставалась первая любовь Брижит Бардо, некогда сама прекрасная женщина Франции, хотя именно о ней им были сказаны горькие слова: «Поверьте мне, у Брижит талант на неверность».

История знакомства Роже Вадима и Брижит - романтична! Как-то друзья попросили его посидеть с трехлетним сыном актрисы Даниэль Делорм. Чтобы развеселить ребёнка, Вадим решил сделать бумажный самолетик. Схватил первый попавшийся журнал (это был «ELLE»), вырвал наугад страницу и... замер, сраженный красотой девушки на фотографии.

Это и была Брижит Бардо, пятнадцатилетняя модель и вовсе ещё не знаменитость. Вадим познакомился и стал встречаться с молодой красавицей. Позже он вспоминал: «Больше всего меня поразила в Бардо её стать. Тонкая талия. Царственная посадка головы. И манера смотреть». Это была любовь с первого взгляда и страсть с первого рукопожатия. Родителями Брижит ей было разрешено встречаться с Вадимом, но с бракосочетанием велено подождать до совершеннолетия, а об интимной близости даже не думать. Последнее предостережение запоздало: Брижит уже постигла азы любви в объятиях Вадима, и даже сделала нелегальный аборт, о котором её родители не знали. Тайная связь продолжалась 3 года, пока Брижит достигла совершеннолетия. 19 декабря 1952 года они поженились. Брижит была на седьмом небе от счастья. Выйдя из мэрии, она бросилась на шею своему дорогому супругу и, сияя, прошептала: «Наконец-то это случилось! Я - госпожа Племянник-оф!»

Вадим не только очаровал, но и многому научил юную жену, он рассказывал ей о писателе, Нобелевском лауреате Андре Жиде, с которым играл в шахматы, говорил о книгах Симоны де Бовуар и Сартра. Она слушала, зачарованная его эрудицией, умом, юмором, воображением.

Роже Вадим дал Брижит то, что она ценила больше всего на свете - славу, которая для неё была дороже денег. Как-то, ещё на заре кинокарьеры, Бардо отказалась от приглашения поужинать с самым богатым человеком мира - греческим миллиардером Онассисом: «Что? Онассис? Мне это неинтересно».

Благодаря режиссёрскому таланту Вадима, она стала воплощением «изящной эротики» и «национальным достоянием» Франции, получив то, о чём мечтала. Какой-то дотошный журналист подсчитал, что бывали годы, когда выручка от экспорта кинокартин с участием Бардо становилась во Франции второй по значимости статьёй дохода после экспорта вина! С ней единственной из жён, Вадим Игоревич совершил обряд церковного бракосочетания. И он не был расторгнут. В браке с Вадимом она была «мадам Брижит – Племянникова».

После него у неё были мужчины, ни с кем из которых она так и не обрела счастья… «Вадим - это моя семья», - скажет Брижит Бардо спустя сорок с лишним лет после того, как их брак распадется. К Вадиму Брижит обращалась за помощью в трудную минуту… Вероятно поэтому, она выглядела особенно потерянной и одинокой на его похоронах в Сен-Тропезе в феврале 2000 года. (Роже Вадим ушел из жизни от неизлечимой болезни легких 11 февраля 2000 года). В последний путь его провожали все его женщины, дети и внуки. Для всех он остался любимым и близким человеком, другом, отцом...

Уже после его смерти Брижит призналась, что гораздо позже после развода с Вадимом поняла, что ошиблась с расставанием: «Только потом я постепенно поняла, насколько он был щедрым и добрым человеком. Мягким и элегантным. Умницей и соблазнителем. Он никогда не выходил из себя. На съёмочной площадке давал всем остыть, если что-то не получалось. Все, кому с ним довелось работать, говорили о нем только хорошее. Может быть, ещё и потому, что он постоянно источал славянский шарм. Вадим был красив не только чисто внешне. Красота исходила из глубин его души. Настоящий джентльмен - и по своей сути, и по поведению». Сожалела она и о другом: у всех вдов Вадима остались от него наследники. А у неё ничего, кроме воспоминаний и старых фильмов.

 

В 63 он встретил свою последнюю любовь. Мари-Кристин Барро, конечно, тоже была актрисой. Правда их совместная жизнь строилась не по привычному сценарию, -- сначала он снял ее в своем кино, потом женился. С ней он прожил счастливые десять лет.

 

Благодаря ей он успел наладить отношения со всеми своими детьми, разбросанными по миру, и бывшими женами. Когда его, зимой 2000, не стало, они все приехали его проводить. Для них он навсегда остался родным и близким человеком.

 

Судьба наследников Вадима сложилась блестяще: старшая дочь Натали, от брака с актрисой Аннет Стройберг, работает в Голливуде помощником режиссера. Дочь Ванесса, от Джейн Фонды, защитила докторскую диссертацию в Нью-Йоркском университете. Сын Кристиан от Катрин Денев продолжил династию родителей, став актёром. Сын Иван от Катрин Шнейдер, закончил факультет философии университета, увлечен поэзией и из всех детей Вадима в нём более всего заметна широкая русская душа его знаменитого отца. Сестра Роже Вадима - Элен Племянникова - знаменитый во Франции кинематографист, её монтажным ножницам принадлежат картины таких мастеров, как Трюффо, Бунюэль, Нагиса Ошима.

Представители звёздных семей Вадима бывали в России на кинофестивалях, тепло принимались поклонниками кино. В 2008 году известный искусствовед Виталий Вульф рассказывал о Роже Вадиме Племянникове и его творческих музах в телевизионной передаче «Мой серебряный шар», Эльдар Рязанов посвятил знаменитому режиссёру очерк в не так давно вышедшей книге «Эльдар ТV, или Моя портретная галерея».

 

А теперь посмотрите на любимых женщин Владимира Племянникова

Брижит Бардо

 

 

 

 

Аннет Стройберг 

 

 

 

 

 

 

Катрин Денев

 

 

 

 

 

 

 

 

Джейн Фонда

 

 

 

 

 

 

Катрин Шнейдер

 

 

 

 

Мари-Кристин Барро