Еврейский защитник Оскар Грузенберг
На модерации
Отложенный
Как адвокат из Екатеринослава стал легендой по «еврейским процессам» в Российской империи
«Еврейский защитник» – именно под этим прозвищем был известен Оскар Грузенберг среди современников. «Наш национальный адвокат» с гордостью называли его евреи, а антисемиты только цедили сквозь зубы «жидовский батька». Ведь именно участие во всех крупных специфических еврейских процессах, где он блестяще защищал честь и достоинство своего народа (обвинение евреев г. Орши в нападении на христианское население из побуждений религиозной вражды; судебные разбирательства после погромов в Кишиневе и Минске; дело Дашевского; процесс Блондеса – жертвы кровавого навета в Вильне и другие) принесло ему такую широкую популярность. А зенитом его профессиональной славы стало дело Менделя Бейлиса 1913 года, которое Грузенберг сравнил с расправами времен инквизиции. И это все несмотря на мнение еврейской общины тех времен о том, что адвокатам-евреям не стоит брать на себя защиту соплеменников.
Кроме адвокатской деятельности Грузенберг активно помогал политическими и юридическими советами депутатам-евреям третьей и четвертой Государственных дум, а также был избран по единому еврейскому национальному списку в депутаты Всероссийского учредительного собрания. А в 1918-1919 годах, во время гражданской войны, возглавлял Еврейский совет самообороны и Совет по оказанию помощи жертвам погромов.
Особенно удачными считались и его выступления по литературным делам. В свое время он защищал популярных писателей и общественных деятелей – Горького, Короленко, Анненского, Венгерова, Милюкова, Петражицкого, Гессена и других.
Горький из Италии благодарил Грузенберга: «Примите сердечное, искреннейшее спасибо… Я высоко ценю Вашу помощь. Крепко, дружески и благодарно жму Вашу руку».
А Корней Чуковский, адвокатом которого он был по одному из таких дел, посвятил ему свою книгу «Защитнику книг и писателей — О. О. Грузенбергу». Тогда еще совсем молодой Корней Иванович напечатал свои стихи в еженедельнике «Сигнал», агитировавшем за низвержение существующего строя, за что и был арестован. Прокурор назвал обвиняемого «литературным отщепенцем, поднявшим преступную руку на священную особу государя императора». А его защитник Грузенберг негромким, чуть виноватым голосом обратился к суду: «Представьте себе, что я… Ну, хотя бы вот на этой стене… рисую, предположим, осла. А какой-нибудь прохожий ни с того ни с сего заявляет: «Это прокурор Камышанский». Так, с легким сарказмом представил он выступление прокурора плодом его личного воображения и стремлением видеть в безобидных рисунках особу Его императорского Величества. «Итак, вы утверждаете, что здесь, на картинке изображен государь император, и что в этих издевательских стишках говорится о нем?» – допрашивал Грузенберг растерявшегося прокурора. Вопросы посыпались один за другим, а прокурор не ответил ни слова. Оскар Осипович победил! А потрясенный неожиданным избавлением Чуковский долго еще плакал на плече жены.
Выдающийся юрист Оскар Осипович (Израиль Иосифович) Грузенберг родился в традиционной еврейской семье в 1866 году в Екатеринославе (сейчас Днепропетровск). Дед его был раввином, отец – купцом 2-й гильдии. А молодой Оскар выбрал профессию адвоката. Его юность прошла в сложные времена. С одной стороны, открывались заслоны, отделявшие евреев Украины от общественной жизни: их допустили к обучению в университетах, а некоторым даже позволили покинуть черту оседлости; с другой, жесткий юдофобский режим, процветающий антисемитизм и кровавые погромы.
В 1889 году Оскар окончил юридический факультет Киевского университета и не остался на кафедре уголовного права для профессорского экзамена лишь по причине вероисповедания: ему, как еврею, предложили сменить религию и принять христианство, что Грузенберг посчитал унизительным. Для него вера и еврейство всегда были осознанным выбором. «Не так уж хотелось мне писать диссертации о свободе несвободной воли или отыскивать секрет нежестокой жестокости наказания, – напишет он после в мемуарах. – Обойдемся. Куда интереснее драться в судах».
Оскар переехал в Петербург и в скором времени блистал как талантливый защитник и знаток уголовного права. Однако опять же из-за еврейского происхождения до 1905 года не мог получить звание присяжного поверенного.
Первым процессом, в котором его имя стало известно широким кругам, было дело еврея-аптекаря Блондеса, обвинявшегося в ритуальном убийстве. После кассации при вторичном рассмотрении дела благодаря Грузенбергу Блондес был оправдан.
«Нельзя допустить хотя бы один судебный приговор о признании еврея виновным в ритуальном убийстве», – писал тогда Грузенберг.
Это был 1900 год. И нужно отметить, что в этот период времени достаточно часто встречались так называемые «ритуальные уголовные дела», возбуждаемые против евреев на религиозной почве.
«Дело ваше, верить мне или не верить, но если бы я хоть одну минуту не только знал, а думал бы, что еврейское учение позволяет, поощряет употребление человеческой крови, я бы больше не оставался в этой религии», — так начал свою речь адвокат Оскар Грузенберг на одном из самых громких подобных дел – процессе по делу Бейлиса. Отец пятерых детей, 37-летний приказчик кирпичного завода Менахем Мендель Бейлис был обвинен в ритуальном убийстве 12-летнего ученика Киево-Софийского духовного училища Андрюши Ющинского с целью получения невинной христианской крови для изготовления мацы к Пасхе.
20 марта 1911 года на окраине Киева, возле кирпичного завода, было найдено тело мертвого мальчика. Все указывало на то, что ребенок был убит скупщицей краденого и уголовницей Верой Чеберяк, с сыном которой он накануне поругался и пригрозил выдать мать полиции. Однако это был довольно удобный случай, чтобы дать выход народному недовольству и отвратить революционные волнения. Киевскому прокурору было приказано организовать «еврейский процесс». Следствие вспомнило о «кровавом навете» — так называлось средневековое обвинение евреев в использовании крови христиан для ритуальных целей. И вроде бы полный абсурд – ведь в Торе и других священных книгах иудаизма есть запреты на убийство и на магические действия. Однако следствием в качестве единственного аргумента из полицейских архивов была извлечена анонимная «Записка о ритуальных убийствах», датируемая началом позапрошлого века, где указано, что накануне праздника Пейсах некоторые иудейские сектанты предпочитают добавить в тесто для мацы капельки крови невинных христианских младенцев.
Два подкупленных профессора медицины показали, что ребенка обескровили еще при жизни. Затем арестовали тихого еврея Менделя Бейлиса и обвинили его в ритуальном убийстве. Бейлис отказался признать вину, тогда его соседи по камере дали показания о том, что он якобы признался им. С другой стороны, свидетели уверяли, что к своей религии Бейлис относился спокойно: не соблюдал большинства обрядов, работал по субботам, находился в хороших отношениях с местным православным священником. Дело Бейлиса выглядело настолько нагло сфабрикованным, что вызвало волну протестов в мире: демонстрации в Германии, письма-петиции английских епископов, выступления против репрессий царизма Анатоль Франс и Октава Мирабо в Париже.
Адвокат Александр Тагер писал: «Против процесса была вся страна кроме крайней правой: не только революционное подполье, но вся умеренная и либеральная оппозиция в той или иной степени противопоставляла себя в связи с процессом правительству…»
В знак протеста против дела Бейлиса начались забастовки и студенческие сходки; в случае вынесения обвинительного вердикта в Петербурге готовилась всеобщая забастовка. Все общество буквально погрузилось в споры и возмущения по проклятому «делу Бейлиса».
«Процесс идет так, – писала газета «Киевлянин» 12 октября 1913, – как того и следовало ожидать. Все отлично знали, что не в Бейлисе тут дело, что он в этом процессе есть досадная формальность, устарелое требование закона, некая условность, без которой нельзя обойтись. Так и продолжается. Идут целые дни, когда о Бейлисe не упоминают ни одним словом, и суд даже, по-видимому, забывает о его существовании».
Лучшие адвокаты империи во главе с Оскаром Грузенбергом противостояли самому резонансному юдофобскому обвинению и, в конце концов, 28 октября 1913 года в 6 часов вечера Менахем Бейлис был оправдан. Вскоре после этого он с семьей уехал из России. А умер в 1935 году в США, написав книгу «История моих страданий», которая вышла на идише и была переведена на русский и издана лишь в 2005 году.
В книге воспоминаний «Вчера» Оскар Осипович писал: «Тех, кого защищал, я включал в число своих близких — может быть, потому, что очень дорого обходилась мне душевно всякая защита».
Адвокат по призванию, Грузенберг заслуженно признан одним из выдающихся знатоков теории и практики уголовного права и, в особенности, процесса. Но, кроме того, это был изумительный импровизатор, ораторское мастерство которого и решило исход большей части судебных процессов, где он блистал как защитник.
27 декабря 1940 года Грузенберг скончался в Ницце. По этому поводу Павел Милюков написал Якову Полонскому: «…Умер человек большого таланта и, главное, человек честный». Также в письме он выразил надежду, что еврейская среда увековечит его память. «Еврейская среда» выполнила последнюю волю замечательного адвоката, своего «национального защитника»: в 1950 году останки были перевезены в Израиль и захоронены в Тель-Авиве. Одна из центральных улиц Иерусалима носит имя Оскара Грузенберга.
Виктория Безверхая
Комментарии
Один из великих еврейских юристов нашего времени, Алан Дершовиц, собирается выпустить книгу об Аврааме, которого он видит как первого еврейского адвоката - “патриарх юридической профессии: защитник осужденных, готовый рискнуть всем, включая гнев Б-жий, ради защиты своих клиентов”, - основатель не только монотеизма, но и длиной цепи еврейских адвокатов.
Свободная профессия адвоката – в известной степени профессия посредника между двумя сторонами. И очень часто от ловкого и умелого посредника зависело то или иное решение суда. Посредничество же два тысячелетия было основным занятием евреев, дававшим им средства к существованию. И в этой области они достигли высокого совершенства, почувствовали себя в родной стихии.