Промышленность РФ лежит на «дне» третий месяц подряд

На модерации Отложенный

Промышленный спад, который российская экономика пережила весной на фоне карантина из-за коронавируса, приобретает затяжной характер.

Июль не принес существенных улучшений фабрикам и заводам обрабатывающего сектора, которые, согласно Росстату, по итогам второго квартала сократили выпуск на 8,5%.

Индекс деловой активности в несырьевых отраслях промышленности (PMI), которые рассчитывает IHS Markit на основе данных по объемам производства, занятости и заказам, по итогам месяца опустился с 49,4 до 48,4 пункта.

После рекордного в истории провала в апреле и мае деловая активность промпредприятий так и не вышла из зоны рецессии, сохраняя индекс PMI ниже критических 50 пунктов, в отличие от США и Евросоюза (54,2 и 54,8 пункта соответственно).

Хотя режим нерабочих дней закончился больше двух месяцев назад, а власти охарактеризовали как «беспрецедентные» меры поддержки бизнеса и экономики, «в июле производственный сектор России сделал шаг назад», отмечает экономист HS Markit Шиан Джонс.

Хотя объемы производства начали расти, продать готовую продукцию стало сложнее: объем заказов сократился как на внутреннем, так и на внешнем рынке, поскольку «неопределенность вокруг пандемии привела к колебаниям клиентов», говорится в релизе Markit.

Девальвация рубля ударила по финансам промышленных компаний: цены на импортное сырье резко выросли рекордно с марта 2019 года, при этом переложить расходы на потребителей бизнесу сложно, так как спрос остается вялым.


В ответ на кризис промышленный сектор вынужден сокращать штат, увольняя сотрудников и воздерживаясь от найма новых взамен написавших заявление «по собственному желанию».

Хотя объемы выпуска выросли, продажи возобновили падение из-за слабого спроса, констатирует Markit. В этих условиях промышленные предприятия продолжили сокращать закупки сырья и использовали складские запасы для поддержания производства.

По данным Росстата, максимальный в этом году спад промышленность пережила в мае (на 9,6%), а в июне он замедлился до 9,4%.

Причем из итоговой цифры две трети, или 6 процентных пунктов, приходится на сокращение добычи полезных ископаемых, указывает экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Статистику испортила сделка ОПЕК+, в рамках которой российские нефтяники были вынуждены снизить производство до минимума с начала 2000х.

В обрабатывающем секторе Росстат три месяца подряд видит помесячный рост и замедление падения в годовом выражении: минус 10% в апреле, минус 7,2% в мае и минус 6,4% в июне.

Опросы топ-менеджеров и собственников промпредприятий, впрочем, рисуют более мрачную картину. В июне 46% руководителей крупных и средних обрабатывающих производств указывали, что спрос на продукцию находится на «недостаточном уровне», а почти каждый третий (29%) характеризовал объемы производства как «недостаточные» для нормального развития предприятия, отмечает Центр конъюнктурных исследований ВШЭ.

По оценке ВШЭ, загрузка мощностей в обрабатывающем секторе в июне составила 58,4%. Это ниже самой худшей точки кризиса 2014-16 гг.

«Перед промышленным бизнесом из-за пандемической атаки сохраняются весьма существенные проблемы с точки зрения восстановления прервавшихся снабженческо-сбытовых цепочек (сырье, материалы, комплектующие, оборудование и др.). Закрытые границы могут вызвать дополнительные логистические трудности, особенно для крупных предприятий, осуществляющих серьезную экспортно-импортную деятельность, тем более в азиатском направлении», - отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

По итогам года промышленность РФ упадет на 6,4%, и процесс восстановления будет «медленным», прогнозирует Markit.

При благоприятном сценарии компенсационный рост в отрасли может начаться в четвертом квартале, но выход на докризисные объемы производства затянется до конца 2021-го, считает Остапкович.