Я/Мы Фургал: как гнев хабаровчан разнёсся по Дальнему Востоку

На модерации Отложенный

Уже две недели продолжается протест хабаровчан. И даже отставка Фургала не прекратила бунт: люди требуют снять обвинения с народного губернатора и хотят, чтобы он вернулся к работе. Волна праведного гнева пронеслась по всему Дальнему Востоку: стихийное «кормление голубей» состоялось во Владивостоке и может обернуться «политическим субботником» в эти выходные.

Но на митингах звучат не только требования открытого суда и снятия обвинения: к ним присоединяется критика «Единой России», Путина и недовольство работой федеральных властей. Протест пока никто не может погасить – назначенный недавно врио губернатора Михаил Дегтярёв, кажется, лишь усугубил ситуацию.

9 июля задержали избранного в 2018 году губернатором Хабаровского края Сергея Фургала. И уже 11 июля жители Хабаровского края массово вышли в защиту народного губернатора. Пандемия, запрет на проведение массовых мероприятий не остановили толпу в желании заступиться за народного главу. Как отзываются о самом либерально-демократическом губернаторе страны его коллеги и чего хотят люди – разбирался VL.ru.

Фургал как губернатор

Бывший невролог, в 90-е ушедший заниматься лесом и продажей разного рода товаров, депутат двух созывов Государственной Думы РФ Сергей Фургал, вероятно, и не предполагал, что в сентябре 2018 года народ Хабаровского края выберет его губернатором. Перед вторым туром Фургал даже принимал участие в записи агитационного ролика за его соперника, Вячеслава Шпорта – но это не убедило мятежных хабаровчан поддержать единоросса. С результатом в 69,57% ЛДПРовец победил. Тогда же в Приморском крае чуть не выбрали коммуниста Андрея Ищенко – но «воспламенившиеся» избирательные участки не позволили перекрасить регион в красный цвет.

Акт яркой политической самоидентификации стал поводом для гордости хабаровчан, и даже показательное лишение статуса столицы Дальнего Востока (значимость которого остаётся спорной) не поколебило уверенности в том, что выбор сделан правильно. Более того, рейтинг Фургала после назначения стал расти. Так, политический обозреватель из Хабаровска, автор проекта «Любовь и демократия» Любовь Краснослободцева связывает это с несколькими фактами.

«Он оказался не чиновником, а человеком, начал вникать в небольшие локальные проблемы, сразу поехал в районы, и в отличие от прошлого губернатора-единоросса Шпорта ездил не ленточку красиво перерезать, а в самые плохие места, разговаривал с людьми и пытался решить их проблемы, – объясняет Любовь Краснослободцева. – Решения по каким-то локальным проблемам принимались очень быстро, это невозможно было не замечать. Плюс он никогда не прятался от людей. К нему элементарно могли подойти на улице задать вопрос, ходили и на приём к губернатору, и это не были подставные люди под камеры. Всё происходило честно. Вот в этом плане он, конечно, не был тем чиновником, которых люди привыкли видеть, когда они как некие цари: властвуют, а вокруг – холопы. И рейтинг его всё повышался. Это вообще невиданно! Мало того что люди его выбрали, так он им кредит доверия вернул с лихвой. В итоге он стал для людей надеждой на то, что можно жить лучше. И люди его полюбили».

Вот часть популярных решений, принятых Сергеем Фургалом за 2 года работы: снизил свою зарплату с 1,4 млн рублей до 400 тысяч в месяц, ликвидировал откровенно бесполезное министерство международного сотрудничества, выставил на продажу роскошную правительственную яхту и меньше чем за год работы снизил государственный долг почти на 2 млрд рублей. Также Фургал активно работал в социальных сетях: за все время решил более 12 тысяч вопросов, поступивших от жителей. Все эти поступки совершенно не похожи на работу типичного губернатора в России. При этом экономические и демографические показатели Хабаровского края за это время практически не изменились. Как отмечает пресс-секретарь Фургала Надежда Томченко, губернатор решал множество точечных проблем, но с разрешением системных трудностей дело обстояло сложнее, да и 1 года 9 месяцев для этого явно недостаточно.

«Работать было интересно, иногда трудно – приезжали из командировки, и уже на следующей неделе едем. Чемодан не успеваешь распаковать, вещи поменять, – рассказывает Надежда Томченко в интервью "Эху Москвы" о стиле работы Сергея Фургала. – Ему нравилось, что порой достаточно одного визита, [Сергей Фургал] получал результат и эффект, ему становилось приятно. Приезжаешь, например, а крыша в школе течет или нужен школьный автобус. И автобус появляется. До этого вообще не было принято говорить о проблемах. <...> И всё это время приходилось наводить порядок, залатывать дыры, которые были сделаны до этого. Например, формировать проектно-строительный институт: решение было принято после того как в Комсомольске-на-Амуре во всех проектах были выявлены огрехи, они значительно влияют на удорожание строительства. А если расторгать с одним подрядчиком договор, заключать с другими – это по ФЗ № 44 порядка 9 месяцев. Люди ждали от нас быстрых движений, решений. То, что здесь и сейчас повлияет на улучшение условий жизни. На протяжении первого года не могу сказать, что мы оправдывали настроения людей. Но, судя по социологии, люди, в принципе, это понимали, дали ему крат-бланш и возможность навести порядок, понимая, что это будет непросто».

Позитивно характеризуют Фургала и коллеги по Государственной Думе Российской Федерации. Своим мнением с VL.ru поделился приморский депутат от ЛДПР Андрей Андрейченко: в Госдуме они сидели за соседними столами, также он приезжал в Хабаровск помогать на выборах в ходе первого и второго тура в 2018 году.

«Глубоко порядочный человек, с одной стороны, довольно ответственный, с другой стороны – с таким свободным, неформальным отношением. Такой какой есть, – отметил Андрейченко. – Ко всему [Сергей Фургал] с душой подходит и каждую проблему, какая бы она ни была, старался решить. Для Сергея нет маленьких или больших дел. Разбирался он и в тех проблемах наболевших, с которыми работать всегда тяжело. Не выхолощиться, не надеть корону на голову, а остаться сочувствующим, быть простым, открытым – стоит дорогого. За него говорит тот факт, что за ним как за губернатором усиленно следили СМИ, правоохранительные органы – как по работе депутата, так и на должности губернатора. Вопросов не было, в результате обысков претензий не нашлось. Это очень показательный пример. И [в партии] чем мы сейчас можем – тем и помогаем».

Задержание и реакция хабаровчан

Никогда в истории страны и, тем более, Хабаровского края, не было такого массового протеста после задержания чиновника высокого уровня.

Даже, казалось бы, популярного экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарёва вышли отстаивать пару сотен человек. А вот в Хабаровске на улицы хлынула настоящая народная толпа – десятки тысяч.

Поначалу правоохранительные органы искали организаторов среди ЛДПР, краевой пресс-службы и оппозиционеров, но так никого толком и не смогли найти. По информации источников VL.ru, прямой организацией митингов ни одна из политических организация или орган власти не занимались – это по-настоящему народное явление. Даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отвергает проплаченность акций. Правда, в последние дни тон Кремля немного сменился, и уже звучат заявления об интересах той или иной группы лиц, об иностранцах и иногородцах, желающих раздуть пожар народного гнева.

О заговорах размышлять не будем, а гамма эмоций тех простых хабаровчан, которые выходят на площадь, очевидны – обида, злость и чувство несправедливости. Жители Хабаровского края митингуют практически каждый день после 11 июля: гуляют, стоят с плакатами, устраивают автопробеги. В последней крупной акции, 18 июля, по оценке портала Dvhab.ru, поучаствовало от 15 до 30 тысяч человек.

«Я думала выйдут за него тысяч 5, а вышло 35, и они ходят уже две недели, как неприкаянные сердца, – сообщает политический обозреватель Любовь Краснослободцева. – Они ждут, что их хотя бы услышат. Им никто не нужен кроме него, их не устроит никакой временно исполняющий обязанности ни от какой партии. Их устроит только Сергей Фургал. Они ему доверяют и они его любят».

Передаёт эмоции соотечественников и Надежда Томченко: «Они вышли не за ЛДПР, а за конкретным человеком и сейчас хотят, чтобы с их выбором считались, настаивают на переносе дела в Хабаровский край. Таким образом, пытаются докричаться до Москвы. Люди устали от того, что лишены многих возможностей: почему такой дорогой бензин, такие дорогие билеты на самолеты? На решение этих проблем у регионов нет полномочий. Зажиточная Москва – люди так её воспринимают. Люди обижены, а сейчас ещё и оскорблены. Чего обиженный человек ждёт? Искуплений или чтобы перед ним извинились. Но никто не прислушивается и не выходит... Я не могу спрогнозировать, кого можно прислать, чтобы успокоить людей. Дело ведь не в партийное принадлежности, а в человеке. С таким же набором качеств, открытым к диалогу, к проблемам, чутким... Есть такие политики? Мне сложно сказать. Люди хотят его [Фургала]. Это утопия».

О безусловной любви жителей Хабаровского края к Сергею Фургалу говорят и федеральный эксперты. Так, кандидат политический наук и публицист Екатерина Шульман довольно ярко охарактеризовала чувства дальневосточников: «Губернатор пришел на протестных настроениях, выиграл у Москвы, и за это любим избирателями, и они ему простят не то что воображаемые убийства в 2005 году – даже если его поймают с трупом прямо сейчас. Настолько для них является важным, что он защищает их политическую субъектность, их само политическое существование против московского нажима. Жителей края всё время терроризируют из Москвы, пытаются навязать, что им не нравится: от отмены праворульных машин до отмены выборов губернаторов, если люди проголосовали не так. Можно было догадаться, что будут протесты. Я только была удивлена их масштабом».

Эксперт ещё до назначения представителя ЛДПР Михаила Дегтярёва в качестве врио предположила, что будет происходить «смутный поиск компромисса» вместе с отдельными точечными репрессивными мерами.

В Приморье тоже «заразились» любовью к Фургалу. Возможно, сыграл роль собственный, не такой удачный как у соседей опыт в 2018 году. И теперь возникает вполне объяснимое желание выступить в защиту хабаровчан. Около тысячи человек вышли на центральную площадь, к памятнику Борцам за власть Советов в прошлые выходные. На «политический субботник» люди планируют идти и 25 июля. Видные общественники, блогеры, журналисты и бизнесмены публично поддержали соседей.

«Хочу выразить солидарность с хабаровчанами, как дальневосточник хорошо понимаю их, – пишет в Facebook глава DNS Дмитрий Алексеев. – История имеет разумный компромисс, и, как я понимаю, именно его и добиваются люди. Вести следствие и судить Фургала нужно в Хабаровске! В чем бы его сейчас не обвиняли, это не имеет никакого отношения к Москве и нет никакой логики в его нахождении там. <...> Горжусь хабаровчанами! Какие же у нас замечательные, культурные и мирные люди. Они возмущены, выходят на улицы и... идеальный порядок, никакого насилия или безобразия. Вот нас тут некоторые пугают "глубинным народом", что с ним де можно только строгостью и "Сталиным"... У нас не с народом проблема, а с "пугальщиками"».

Пока непохоже, что свеженазначенный Михаил Дегтярёв может стать тем губернатором, которого люди полюбят и который сможет успокоить народные волнения: хабаровчане критикуют его за то, что он не выходит к митингующим, за походы с Жириновским в баню, за странные заявления о содержимом холодильника и полётах в космос и, самое главное, за то, что он из Москвы. Но сокол Жириновского настроен решительно: начал попытки общаться с журналистами и уже заявил, что «не уйдёт».

Вероятность того, что Фургала вернут на пост губернатора – минимальна. С этим согласны эксперты всех уровней. Уж слишком многим представитель ЛДПР раздражает федеральную власть: работает активно, люди в Хабаровском крае его любят, и, возможно, даже немного сильнее, чем Путина. Показательным стал момент и с голосованием по поправке к Конституции: в Хабаровском крае приняли участие в плебисците всего 44% избирателей – непозволительно мало, с учётом того, что от регионов хотели бы видеть процентов 80%. Не исключено, что причины задержания связаны и с желанием завладеть «Амурсталью». Расследование о возможных интересах Ротенбергов выпустила «Новая газета». Убивал ли Фургал на самом деле или нет, кажется, волнует людей меньше, чем то, почему 15 лет молчали, почему допустили его до власти, почему вспомнили об этом только сейчас. Отметим, что жена убитого бизнесмена Евгения Зори уверена, что за убийством в 2005 году стоит именно Сергей Фургал.

Вопрос в другом: что делать дальше? Ведь пожар народного гнева на Дальнем Востоке горит и затухать вовсе не собирается. Потушат ли его миллиардные субсидии из федерального бюджета, обещанные Путиным? Или какой-то новый врио, чуть более умный и местный, чем нынешний? Неизвестно. Остаётся надеяться, что хотя бы эта ситуация способна напомнить федеральным властям, откуда начинается Россия.