Черноморская безнадега Америки

На модерации Отложенный

Все обсуждаемые на Западе варианты радикального расширения американского военно-морского присутствия в акватории  Черного моря на сегодняшний день выглядят вполне утопичными

Похоже на то, что военно-политическое руководство США и НАТО приступило к практической реализации крупнейшей диверсии, направленной на  фундаментальный подрыв стратегической стабильности в Черноморском бассейне.  Под прицел западных спецслужб взят основополагающий международный документ, уже много лет надежно обеспечивающий эту стабильность – Конвенция Монтрё о режиме Черноморских проливов, принятая в 1936 году.

Её основная суть, как известно, заключается в том, что военным флотам нечерноморских держав нечего делать в Черном море, особенно на постоянной основе. Именно поэтому Конвенция ограничивает сроки пребывания в данной акватории военных кораблей этих государств сроком в 21 день и весьма небольшим общим тоннажем этих плавсредств. Америке эти ограничения никогда не нравились. И вот сегодня, судя по ряду признаков, начинается новая серия активных попыток снести эти неприемлемые для западного империализма ограничения, поставив под сомнение их юридическую силу. Вот что пишет по этому поводу  осведомленное американское издание USNI:

«Конвенция Монтре, принятая в 1936 году, запрещает подводным лодкам проходить через Босфорский пролив, соединяющий Черное море со Средиземным. В договоре есть исключения для черноморских государств: поставка новых подводных лодок в Черное море и транзиты для ремонта. В настоящее время Россия регулярно использует эти положения для восстановления постоянного присутствия подводных лодок в Средиземном море. Развертывание этих подводных лодок в Средиземном море вызывает серьезную озабоченность у руководства НАТО. Выступая 25 июня в Международном институте стратегических исследований, адмирал Джеймс Фогго, командующий Военно-Морскими Силами США в Европе и Африке, назвал Восточное Средиземноморье “одним из самых динамичных районов в мире: «Русские развертывают тихие, современные дизельные подводные лодки, способные запускать крылатые ракеты «Калибр».” Речь идет о дизель-электрических лодках класса «Кило», перебрасываемых в регион из Черного моря через Босфор.»

 Само собой разумеется, с западной точки зрения  было бы лучше, чтобы российские подводные лодки вообще никуда не передвигались, а в идеале одновременно и все разом где-нибудь утонули. Поэтому  эти американские пожелания  надо рассматривать исключительно через призму действующего международного права. С которым, в данном случае, вынуждены считаться даже США. Ибо их беззаконное поведение в Черном море может быть воспринято, как минимум, некоторыми  черноморскими государствам, в том числе Россией, как законный повод к выпроваживанию силой незваных и к тому же обнаглевших  гостей.

Поэтому обратимся к той самой Конвенции Монтрё и, в частности, к тому, что она говорит о режиме передвижения подводных лодок.

 

«Статья 12  

Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право проводить через Проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооруженные или купленные вне этого моря, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о покупке.

Подводные лодки, принадлежащие названным Державам, могут равным образом проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точные данные по этому поводу будут даны Турции.

И в том и в другом случае подводные лодки должны будут плавать днем и притом на поверхности и проходить через Проливы в одиночку.»

 Первое, что однозначно следует из данной статьи. Подводные лодки нечерноморских держав из числа посетителей Черного моря исключаются  в принципе, раз и навсегда.

Теперь, что касается нынешних якобы хитроумных американских «наездов» на русские подводные лодки, которые, якобы, эту Конвенцию нарушают своими походами в Средиземное море. Подчеркиваю – мне в данном случае есть дело только до юридических формулировок Конвенции в соотнесении с ними  деятельности российских субмарин. Должен сразу сказать, что американцы явно додумывают за Конвенцию то, что им бы хотелось там видеть, но чего там нет и никогда не было. В документе черным по белому написано, что такие  подлодки вправе выходить из Черного море «для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря». И это всё! 

Российский флот данное требование Конвенции в точности выполняет. Подводные лодки ЧФ РФ  следуют со своих черноморских баз либо к месту своего строительства в Санкт-Петербург, либо в сирийский порт Тартус, где также проходят необходимое техническое обслуживание. Кстати находящаяся там  военно-морская база ВМФ РФ активно расширяется и наращивает свои  возможности по ремонту боевых кораблей.

Что же касается того факта, что эти подлодки могут, после ремонтных работ проверяться на  боеспособность в реальных учебных и даже боевых условиях, то это во-первых, само собой разумеется. Ибо, что это за ремонт без последующей проверки боевой пригодности корабля?

А, во-вторых и в главных, обо всем этом в Конвенции нет ни одного слова!  Так что никакого нарушения в таких упражнениях нет. И американские попытки подобраться с этой стороны к правомочности действий российского флота,  получив, таким шулерским способом, материал для объявления Конвенции Монтрё вне закона, полностью лишены каких-либо правовых оснований.

Однако Запад не был бы Западом, если бы он не вел подкопы под  эту тему одновременно с нескольких направлений. В последнее время особенно оживились дебаты по поводу тех «новых возможностей», которые якобы открываются перед американским военным флотом в связи с планами строительства на турецкой территории, параллельно проливу Босфор, судоходного канала «Стамбул», который должен соединить Мраморное и Черное море.

Западные наблюдатели делают упор на том, что данный канал не имеет никакого отношения к режиму Черноморских проливов и, следовательно, проход через него военных кораблей США не будет ограничен никакими сроками и другими параметрами.

И Америка, стало быть, сможет проводить в Черное море хоть авианосцы с целыми эскадрами, хоть ракетные подводные лодки.

Однако все эти радужные надежды довольно плохо стыкуются с реальной действительностью. Во-первых, оный канал пока не то, что не построен, но даже не начат строительством. А его стоимость такова,  что Турция на этом деле может  просто разориться.

Кроме того, далеко не факт, что турецкие власти с такой уж милой душой отнесутся к идее сделать канал «Стамбул» этакой зеленой улицей для американского военного флота. Нынешние отношения Анкары с Вашингтоном таковы, что куда более вероятным видится решение Турции вообще закрыть этот канал для пропуска каких-либо военных кораблей, в том числе и американских. Во всяком случае, турецкая печать уже сейчас мечет громы и молнии по этому поводу:

«Государственное самоубийство

Как видно, инициированный Партией справедливости и развития Турции проект канала «Стамбул» позволяет США легко добиться цели, над которой они бьются много лет, чтобы бросить якорь в Черном море. Если США, которые в Восточном Средиземноморье создают антитурецкий фронт, а на юге — «террористический коридор» против Турции, на этот раз обоснуются на севере — в Черном море, причем благодаря самому правительству ПСР, это будет настоящим «государственным самоубийством»! Турция не может допустить этого!»

Но и это еще не все! Энтузиасты идеи новой лазейки в Черное море для ВМС США, похоже, не очень дружат с элементарной географией. Которая неоспоримо свидетельствует, что кроме пролива Босфор существует еще и пролив Дарданеллы, без прохода через который никакой военный корабль до планируемого канала «Стамбул» просто не доберется. Между тем, пролив Дарданеллы, согласно Конвенции Монтрё, является неотъемлемой составной частью  системы Черноморских проливов и полностью подчиняется режиму, установленному настоящей Конвенцией. В чем нетрудно убедиться, открыв этот документ:

«Конвенция о режиме проливов

… Одушевленные желанием упорядочить проход и судоходство в проливе Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре, обнимаемых общим определением «Проливы», в целях ограждения, в рамках отвечающих безопасности Турции и безопасности, в Черном море, прибрежных государств, принципа, закрепленного статьей 23 Мирного договора, подписанного в Лозанне 24 июля 1923 года;»

Таким образом, и эта американская лазейка в Черное море, по факту, оказывается целиком мифической.

И наконец, что называется, на закуску. Из серии «Куда конь с копытом, туда и рак с клешней». Украинская юридическая наука (тот еще оксюморон!) решила помочь Америке «ногою твердой стать при море». При Черном, разумеется. Для чего бывший замглавы Госгидрографии Украины, юрист-международник Богдан Устименко предлагает военным кораблям США устраивать стоянку в порту города Херсон, который находится на реке Днепр и, следовательно, не подпадает под Конвенцию Монтрё. И, таким, образом, время их стоянки в Херсоне, якобы, не подлежит зачету в 21 день пребывания в Черном море.

Что тут скажешь? Возможно, с чисто юридической точки зрения, это имеет какой-то смысл. Да и то лишь в том случае, если турки признают справку капитана Херсонского морского порта о том, что у него гостил американский ракетный эсминец, документом равносильным международной Конвенции.

И не найдут ничего странного в том, что военный корабль США выходит из Черного моря не через двадцать один день, как ему положено по договору, а через два-три месяца. Думаю, что все будет зависеть от настроения турецких властей. А оно сейчас отнюдь не такое, чтобы закрывать глаза на маленький американо-украинский «шахер-махер». А если будет признано, что США грубо нарушили действующую конвенцию, то следующий заход их кораблей в Черное море может и вовсе не состояться. Во всяком случае, Россия будет иметь полное право это потребовать. А если американцы что называется «попрут буром», то у русских военных моряков и на такой случай есть давно отработанный прием, именуемый «навалом». Могут и повторить!

Навал советского СКР «Беззаветный» на американский крейсер «Йорктаун». 12.02.1988 г. Навал советского СКР «Беззаветный» на американский крейсер «Йорктаун». 12.02.1988 г.

Кроме того, идея украинского юриста выглядит весьма странной с военно-стратегической точки зрения. Какой прок от ракетного эсминца, стоящего на приколе в Херсонском порту? Во-первых, это идеальная неподвижная цель в случае войны. А в мирное время такое бесконечное сидение в засаде, непонятно для чего, всего лишь напрасная потеря времени с высоким риском повального спаивания экипажа и его массового выхода из строя после гульни с местными «боевыми подругами». И это уже не говоря о том, что украинская идея прикрыться от «российского агрессора» дежурными по Херсону американскими эсминцами, самому Вашингтону может показаться отнюдь не заманчивой.

Таким образом, указанный выше набор вполне фантастических «возможностей», по сути, исчерпывает тему расширения американского военно-морского присутствия в бассейне Черного моря, в котором Америка как была, так наверняка и останется временным гостем. К тому же непрошенным.

Юрий Селиванов, специально для News Front