Лауреату Нобелевской премии мира никогда не отмыться от крови

На модерации Отложенный

 

Лауреату Нобелевской премии мира никогда не отмыться от крови. Голос Мордора

Интересно, как себя сейчас чувствует Михаил Сергеевич Горбачёв, когда слышит новости о столкновениях на армяно-азербайджанской границе? Не теряет ли аппетит и может ли после этого спокойно спать?

Ответ есть. У Михаила Сергеевича Горбачёва всё отлично. Старенький уже правда, но богатый, а значит может позволить себе дорогостоящее медицинское обслуживание, которое ещё на некоторое время продлит ему жизнь. И судьбы армян, как и судьбы азербайджанцев, – ему совершенно до лампочки. Несмотря на то, что кровь этого бесконечного конфликта именно на руках Михаила Сергеевича Горбачёва и тогдашнего советского руководства.

Что тогда произошло? Я не знаю. Но точно знаю – остановить всё можно было с самого начала, если, конечно, этого хотеть. Армянский и азербайджанский народы не особо друг друга жалуют веками. Ни для кого это секретом не является. Но вот только в СССР сложилась такая ситуация, что в Ереване жило достаточно много азербайджанцев, причём жило свободно и хорошо. Работали, дружили с соседями. Примерно так же было и в Баку, где жило много армян. Отличные врачи, учителя, учёные – многие из них были частью бакинской элиты. Причём, элиты не в нынешнем понимании этого слова. Тогда элита на самом деле представляла из себя самых уважаемых членов общества.

 

А ещё, кто-то наверняка помнит, сколько было смешанных армяно-азербайджанских браков. И в Баку, и в Ереване. Счастливые семьи, с детьми, где никто никогда не задумывался о национальности. Сейчас эти семьи можно встретить, наверное, по всему земному шару, но только не Армении, или в Азербайджане.

Если азербайджанцам было куда бежать из Армении, а армянам из Азербайджана, то тысячам подобных семей бежать было вообще некуда. Странно, что о трагедии этих людей никто особо не вспоминал. Многих из них приютила Россия, другие смогли уехать в Европу и Америку. Это тысячи семей. Но есть, кто не успел никуда уехать. Те семьи, в которых муж, или жена были растерзаны соотечественниками за «предательство». Теми самыми соотечественниками, с которыми ещё совсем недавно вместе праздновали свадьбы, играли в нарды, выпивали и закусывали.

В советское время получилось сделать так, что два ненавидящих друг друга народа могли жить как хорошие соседи.

А иногда – и как друзья. Было бы ещё несколько десятилетий спокойного времени – возможно и забылись бы все исторические обиды. Но этого времени им не дали. Я не знаю, возможно, кто-то использовал армяно-азербайджанский вопрос как один из инструментов разрушения СССР. Ход подлый и циничный, учитывая, что несложно было предугадать, какое количество крови в итоге прольётся. Да, наверняка, это не те, кто руководил тогда Советским Союзом, скорее всего – внешние игроки. Но Горбачёв, Политбюро и правительство СССР виноваты не меньше тех, кто спровоцировал и разжёг этот конфликт.

Виноваты в том, что фактически сознательно его проигнорировали. Виноваты в том, что были безвольными и слабыми и не смогли навести порядок твёрдой рукой. Виноваты в том, что прекрасно понимали, к чему всё идёт и каких масштабов может достичь в итоге трагедия, но при этом, не ударили пальцем о палец. Армяно-азербайджанский конфликт – пожалуй первая такая кровавая рана на теле СССР, одна из тех ран, которая стала для Союза смертельной. Только потому, что никто и не собирался её лечить. А когда Союз рухнул – в Закавказье вообще начался настоящий ад, и кровь полилась широкой рекой. Народы, у которых и без того очень страшная и кровавая история отношений, вписали туда новые, такие же кровавые страницы. И теперь, никакой надежды на мир, по крайней мере в обозримом будущем, – нет.

Армяне не прощают азербайджанцев, а азербайджанцы не прощают армян. Они забыли, что десятилетиями в составе СССР худо-бедно, а иногда и хорошо, уживались друг с другом. Даже дружили, женились, рожали детей. Всё хорошее, что было достигнуто таким огромным трудом, было уничтожено в одночасье.

Сейчас на армяно-азербайджанской границе снова стреляют и есть жертвы. И всегда есть риск того, что вялая пограничная война перейдёт в горячую стадию: с тысячами жертв, разрушенными городами и сёлами, с огромными колоннами беженцев.

А Михаил Сергеевич сейчас даёт умные советы мировым лидерам, как жить в мире. Он – лауреат Нобелевской премии мира, что особенно цинично. Его Нобелевская премия вымазана кровью, как и он сам — с ног до головы. Не только кровью армян и азербайджанцев, а кровью очень многих народов – русских, грузин, абхазов, осетин, молдован, турок-месхетинцев, киргизов, узбеков, таджиков, чеченцев – всех тех народов, на земле которых с распадом СССР полилась большая кровь.