Люди, которые живут здесь, — другие.

На модерации Отложенный

Фокус-опрос о возможности и необходимости появления новой национальности «сибиряк»

Подводя итоги Всероссийской переписи населения-2010, Росстат сообщил, что многие жители Российской федерации назвали себя по национальности сибиряками. Глава Росстата Александр Суринов заявил, что в 2013 году, когда итоги переписи будут подведены окончательно, национальность «сибиряк» может появиться в виде учетной группы. Корреспондент НГС.НОВОСТИ провел опрос, чтобы выяснить, чем отличается сибиряк от других жителей России и существуют ли в современном обществе предпосылки для возникновения новой национальности.

Евгения Кузьмина, завсектором фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН:
«Конечно, в этом есть доля шутки. Мы видим не желание назвать свою национальность, а определить себя по региону, по территории. Это понятно: сибиряк, говоря современным языком, — это довольно известный бренд. В годы Великой Отечественной войны сибиряки зарекомендовали себя самыми стойкими людьми.

Сибиряк ассоциируется со стойкостью, суровостью, честностью, порядочностью. Тут много положительных характеристик, с которыми людям хочется себя идентифицировать.

В принципе, национальность такая может возникнуть, в истории же был уже прецедент — Америка. И в советский период, кстати, была попытка отойти от национального критерия и образовать «советское общество», но с развалом СССР все заглохло. Потом было предложение президента всем называться россиянами, и это, мне кажется, могло бы прижиться.

С сибиряками сложнее, потому что тут исключительно привязка к территории. С другой стороны, есть странное определение «кавказец» или, как их называют, «люди кавказской национальности». Тоже ведь речь идет о территории, народов там огромное количество. В случае с сибиряками возникает еще путаница, когда говорится о коренных народах Сибири. Я бурятка, и часто — тем, кто не разбирается в сибирских народах, — мне легче сказать просто: «Я из Сибири».

Павел Барковский, главный инженер артели старателей «Прииск Дражный» (поселок Новая Калами, Северо-Енисейский район, Красноярский край): «Я бы не хотел, чтоб такая бодяга возникла — сибиряк, россиянин… Сегодня «сибиряк», завтра североенисейскую национальность придумаем. Мне, по большому счету, все равно, как будут меня называть — сибиряк, россиянин… Чем отличается сибиряк от других? Вряд ли что-то оригинальное скажу: стойкость духа и морозоустойчивость. У нас на прииске, к примеру, мы в –50 работаем».

Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии: «Когда я услышал эту новость, я улыбнулся, потому что здесь и доля истины, и хорошая шутка. Если определяющими для общности людей являются климат и природа, то сибиряки — это, безусловно, люди, которые живут за Уралом и вольно или невольно испытывают особого рода тяготы. Географическое положение обязывает.

В определении «национальность — сибиряк» есть не только прикольность, как принято сейчас говорить, но и попытка заявить о том, что люди, которые живут здесь, — другие.


Я себя считаю сибиряком. Как только я приехал, сразу понял, как тут все по-другому: по-другому строится личный и семейный бюджет — большие деньги тратятся на теплую одежду, на то, чтобы приобщиться к остальному человечеству, мы ведь в центре материка живем. Кроме того, потребность в витаминах и психологические моменты, связанные с длинной, бесконечной зимой.

В Сибири также хорошо чувствуется толерантность. Человек здесь понимает: если кого-то оставить на улице, тот замерзнет.

В Москве или Минске остаться в гостях на ночь считается неприлично, а здесь, когда засиживаешься допоздна, тебе говорят: «Куда же ты идешь на ночь глядя? Мороз ведь!». Люди проявляют участие на улицах, нечасто, но бывает, причем в Сибири это усугубляется, если продвигаешься на восток».

Евгений Темный, заместитель директора международного комплекса «Сибиряк»: «Мое мнение — что к настоящему моменту понятие национальности потеряло свое изначальное значение. Национальность обязательно связана с родиной предков, базовое значение играют язык и религиозный аспект. Все кончилось, когда из паспорта убрали графу «национальность» — будто бы из-за того, чтобы избежать дискриминации по национальному признаку. Раньше в этой паспортной графе было опасно писать «еврей», теперь модно. Соответственно, в отношении национальности существует конъюнктурность — либо в плюс, либо в минус.

Для меня национальность изжила себя с развитием человечества. Если у кого-то в семье, в роду, трепетное отношение к национальности культивируется, пусть это будет личным интимным делом.

Если же по территориальному признаку называть себя сибиряком, то можно и до абсурда дойти. Национальность «новосибирец», национальность «первомаец», в смысле Первомайского района. С другой стороны, сибиряк — это не национальность, а характеристика. Для меня это спокойный, здоровый, разумный, взвешенный в плане решений человек».

Сергей Красильников, доктор исторических наук, профессор НГУ: «Я думаю, национальность «сибиряк» не сможет существовать как учетно-статистическая группа. Это элемент самосознания, но не этнический, а территориальный. Когда я говорю про себя «сибиряк», речь идет об ощущении малой родины. О провинции, которая противопоставляет себя центру. Определение «сильные, выносливые, терпимые» — так себя называют большинство провинциалов, живущих вдали от центра: и уральцы, и сибиряки, и жители Дальнего Востока себя позиционируют так».