Еврейское государство на берегах Ниагары

На модерации Отложенный

Илья Йосеф

Выпуск #6

Потомок испанских марранов успел побывать и шерифом, и судьей, и дипломатом. Однако его главной целью в жизни стала помощь обездоленным собратьям в Восточной Европе. Увы, двадцать квадратных километров возле Ниагары на полноправное государство не тянули, и даже поддержка индейцев не превратила мечту в явь.

Книга Мордехая-Мануэля Ноаха. 1819 г.

Посол против пиратов

Мордехай-Мануэль Ноах был человеком с большими связями, влияниями и, по всей видимости – фантазией. В 1825 году его, пожалуй, можно было бы назвать даже самым влиятельным евреем на территории Америки. Партийная и журналистская деятельность (а был он не только редактором местной еврейской газеты, но и с довольно юного возраста занимал место редактора городской газеты Чарльстона под предсказуемым названием Сити-газет) издревле делали свое дело. Благодаря этой своей деятельности он побывал и судьей, и шерифом, и представителем Соединенных Штатов в Риге и в Тунисе.

Потомок испанских маранов и еврея-эмигранта из Германии, Мордехай-Мануэль родился в Филадельфии, рос гордым евреем и ярым американцем. В благодарность стране за радушный прием его предков. Ну, и за отношение к нему самому.

Получив назначение посла в Тунис, Ноах написал государственному секретарю тех лет, Роберту Смиту, о том насколько тот не прогадал, назначив его на данный пост, поскольку данное назначение не только принесет электоральную пользу правящей партии, но и «докажет иностранным государствам, что у нашего правительства не существует дискриминации по религиозному признаку при назначении своих официальных представителей».

Но радость его была, вероятно, преждевременной и явно преувеличенной.

Прибыв на место, новоявленный официальный представитель Соединенных Штатов Америки снял себе квартиру, над которой повесил государственный флаг. А спустя короткое время, пираты захватили в плен американское судно с капитаном и еще пятью членами команды на борту. Ноах поспешил инициировать переговоры с пиратами с целью выкупа пленных. Выкуп был потребован огромный. Ноах срочным образом передал выдвинутые условия министру иностранных дел, Джеймсу Монро, который разрешил выделить по две тысячи долларов на выкуп каждого. Пираты потребовали по три тысячи за каждого. Тогда Ноах доплатил недостающие шесть тысяч долларов из своего собственного кармана и в результате заслужил строгий выговор и был отстранен от почетной должности за неповиновение министру. «Если бы президенту было заранее известно, что религиозные убеждения представителя США помешают ему выполнять свои прямые обязанности, он не был бы назначен на этот пост!» прокомментировал события сам Монро.

«Оказывается, в Америке тоже есть антисемитизм. А я и не знал!», вздохнул Ноах, получив официальное письмо. Но он не сдавался. Вернувшись в Америку, он изложил свои претензии конгрессу, назначившему специальную следственную комиссию по делу Ноаха. Заключение комиссии оказалось в пользу Ноаха, президент Соединенных Штатов, Томас Джеферсон извинился перед ним в письменной форме. Репутация еврейского консула была полностью восстановлена. И только шесть тысяч долларов никто ему возвращать не собирался.

Арарат - тогда и сегодня на карте США

Еврейский штат

Как бы то ни было, невзирая на личные успехи в Америке, не такой человек, как Мордехай Ноах, мог оставаться глухим к судьбе евреев во всем мире. В том числе и на родине. Но если по всему миру его угнетали антисемитские настроения, то в Америке его беспокоила другая проблема – ассимиляция. При всем чувстве благодарности к гостеприимным Соединенным Штатам за те права и ту полную свободу, которую они предоставили еврейскому меньшинству, за то, что по сравнению с христианской Европой, они практически лишены антисемитских предрассудков, его ужасало состояние еврейских эмигрантов, ассимиляция которых уже тогда стала притчей во языцех. И он решил действовать, а именно: углубить еврейское самосознание и объединить еврейскую общину. Все это – сохраняя абсолютную лояльность родному государству.

В своей пламенной речь по случаю открытия синагоги новой еврейской общины Шеерит Исраэль Нью-Йорка Ноах выразил веру в то, что когда-нибудь евреи соберутся в Святой Земле, но до тех пор «их страна – это Америка». Не ограничившись идеей общей общины, Ноах решил создать в Америке целый отдельный еврейский штат. Государство в государстве. Для этого он разработал целый план массовой эмиграции евреев Европы с целью концентрированного заселения определенных участков Америки. Вот строки из его воззвания к братьям: «Сыновья Израиля, любимые мои браться, верующие в Моше и пророков. Настал великий час великого народа, который был вырван из своей земли и притеснен в изгнании. Час воссоединения и восстановления… Древняя Земля Израиля, колыбель наших отцов, находится в руках грубых мусульман, чья власть препятствует всякой государственной и гражданской свободе. Поэтому евреи не могут поехать в Землю Израиля, чтобы восстановить свою прежнюю национальную славу и обрести независимость. Но другая славная держава подает им сигнал издалека. Свободная Америка со своими обширными территориями, превосходящая все другие страны своими природными богатствами и своей плодовитостью, встречает радостью притесненных народов старого мира, спешащих скрыться от ярости религиозного фанатизма и склок… Конгресс в Вашингтоне согласен выделить достойную часть земли для поселения и создания нового еврейского государства»…

Воззвание было не на пустом месте. В Восточной Европе настало время тяжелых погромов, церковь делала все, что в ее силах, для успешного усиления антисемитских веяний, эмиграция из стран Европы росла не по дням, а по часам, а американское общество встречало эмигрантов достаточно благодушно, по мере возможностей способствуя их максимальной акклиматизации.

Особенно воодушевилось призывом Ноаха немецкое еврейство.

Следующим этапом стало обращение Ноаха к штату Нью-Йорк с просьбой выделить ему (разумеется, за его кровные деньги) территорию острова Гранд-Айленд – предполагаемого места будущего еврейского заселения. Лесистый остров площадью 70 км2 был расположен на реке Ниагаре на западе штата. Ноах надеялся, что маленький остров станет только ядром будущего большого еврейского штата. Прошение датировано 1820 годом, но затея воплощалась со скрипом. В конце концов, Ноах сумел приобрести лишь 20 км2.

Закладка краеугольного камня Арарата, города-убежища для евреев, который собирался построить Мордехай-Мануэль Ноах. Нью-Йорк, 1825 г.

Ковчег для евреев

И вот зимой 1825 года, наконец, состоялась церемония закладки краеугольного камня нового «еврейского государства», которому его основатель дал романтичное название Арарат, скорей всего учитывая тождество своей фамилии с именем героя Ковчега, причалившего к знаменитой горе. И все же было нечто больше, чем просто созвучие имен. В название проскальзывало то символическое значение, которое придавал Мордехай-Имануэль Ноах своему проекту, рассматривая его как спасительный ковчег для еврейского народа, от потопа ненависти грозившего затопить его в Европе с одной стороны, и от риска быть смытым с лица земли американской ассимиляцией с другой.

Согласно араратской конституции еврейским гражданам было запрещено многоженство, чернокожие евреи, евреи Индии, Африки, Кении и Малабарских островов приравнивались по своим привилегиям ко всем евреям нового еврейского государства. Потомки десяти колен в Америке и Азии также, согласно Ноаху, имели полное право воссоединиться со своими братьями-евреями. Какие потомки десяти колен имелись в виду? По мнению самого Ноаха – индейцы. Вождь одного из индейских племен был даже приглашен в качестве почетного гостя на церемонию и своим красочным видом украсил данное событие. Сам основатель Ноах был одет в вышитый плащ с золотой цепочкой на шее.

На краеугольном камне, до поры до времени выставленном посередине почетного стола, были высечены самые святые слова для каждого еврея – Шма Исраэль, Слушай Израиль, Всевышний – Б-г наш, Всевышний – один! А дальше – Арарат, город-убежище для евреев, основан Мордехаем-Имануэлем Ноахом в месяце тишрей 5585 года – пятидесятилетие независимости Соединенных Штатов Америки.

Торжественная процессия направилась к синагоге ближайшего города Буффало. На протяжении всего пути стоял почетный караул американских солдат, а сопровождалось шествие игрой военного оркестра. В синагоге евреи, естественно, от всего сердца помолились, а также читали вслух отрывки из книги Маккавеев, пророков, писаний. Завершали эту особую молитву слова Псалмов – 99-го, 100-го и 107-го.

«Ничего подобного у евреев еще никогда не было!» восторженно комментировала событие американская пресса.

Ноах также письменно обратился к евреям с просьбой оказать ежегодную финансовую поддержку своему детищу на благо всего еврейского народа, рассчитывая получить один доллар в год с каждого. Ответственными за сбор средств были назначены раввины Парижа и Лондона. Еврейский консисторий Парижа во главе с его раввином был должен назначить еврейского уполномоченного на роль судьи в Арарате. Государственным праздником была назначена дата новомесячья Адара.

Подкупить султана

Однако евреи откровенно смеялись над идеей новоиспеченного «государства», а у самого Ноаха средства, конечно, были, но не для такого размаха, чтобы поддержать и продержать всю затею в одиночку. В конечном итоге территория утопического, еврейского государства Арарат была продана его основателем местному лесоторговцу.

Но и это горькое разочарование не могло заставить Ноаха опустить руки. Оставив затею еврейского государства на американском континенте, он не оставил заботу о своих братьях и направил все свои силы на борьбу с ассимиляцией, принимавшей все более страшные обороты. В частности, он предложил создать отдельную еврейскую систему образования во избежание ассимиляции. А через четыре года после дамасского дела Ноах уже призывал своих братьев к созданию еврейского государства в Земле Израиля. Но не в радикальной поздней сионистской версии, а самым простым и испытанным образом – скупив землю у турецкого султана, заплатив ему за нее звонкой монетой – на средства, собранные у богатых евреев Америки и Европы. Идея, надо отдать должное, была не такой уж безумной: вряд ли султан стал сопротивляться возможности обогатить свою казну за счет земель, не представлявших на тот момент никакой реальной пользы и выгоды ни для кого, включая арабов. Вполне возможно, что если бы евреи на тот момент были готовы внять призывам Ноаха, это могло бы предотвратить многочисленные войны и кровопролитие в недалеком будущем.

Что характерно, с практически идентичным предложением выступил никто иной, как… персидский шах, Насер ад-Дин. Вот, что он пишет в своем дневнике: «Ротшильд, который, как известно, тоже еврей и богатейших человек, пришел повидаться со мной, и мы очень живо беседовали с ним. Он защищал евреев, говорил об иранских евреях и просил для них покоя. Я сказал ему: «Я слышал, что у вас, евреев, есть деньги. Мне кажется, лучше было бы, если бы вы отдали часть из них для возведения одного отдельного государства – великого ли, малого ли, и там бы вы устроили свой режим – место, куда бы могли стекаться евреи со всего мира. Вы бы стали их президентом и правили ими бы с миром, и они не оставались бы долее в рассеянии…»

Мордехай-Мануэль Ноах скончался в 1851 году, не удостоившись воплотить в жизнь большую часть своих проектов, но его вклад в укрепление национального самосознания еврейства Америки остался неоценимым по сей день.