Страна, текущая молоком, мёдом и… нефтью

На модерации Отложенный

Запасы "черного золота" в израильских недрах не уступают саудовским

Неожиданная тема была озвучена в Кнессете при обсуждении казалось бы скучнейших экономических вопросов. Выступая перед специальным комитетом Кнессета по надзору за фондом управления государственными доходами от налога на прибыль с газа и нефти, бывший глава Национального экономического совета при канцелярии премьер-министра профессор Юджин Кандель, заявил (цитируем по публикации на официальном парламентском сайте):

"И общественные организации, и правительство очень постарались потерять как можно больше доходов от газа. Мы не знали, как использовать этот ресурс на благо граждан Израиля. Мы всё время пытались сделать "ещё лучше", но в итоге упустили время и многое потеряли.

Выдача разрешений на добычу газа вместо 2014 года произошла только в 2017 году. За это время США обнаружили у себя газ, которого им хватит на ближайшие 200 лет. Американцы построили 11 морских терминалов для импорта газа, а через три года все терминалы стали уже работать на экспорт.

В результате из-за падения стоимости газа с 6 до 4 долларов, доходы от газодобычи упали на 30%. Несмотря на это, гражданам Израиля тоже выгодно снижение цен на газ, весь так мы платим за его использование меньше. По всей видимости мы ошиблись в прогнозах. Необходимо учитывать произошедшие в мире изменения".

А вот это та изюминка из его выступления, которую можно воспринимать как сенсационное откровение (хотя, как вы поймете несколько ниже, для сотрудников нашей редакции и наших постоянных читателей эта информация — не нечто совершенно неведомое):

"В Израиле есть около 250 миллиардов баррелей сланцевой нефти, примерно столько же, сколько в Саудовской Аравии. Мы знаем, где её можно добыть. Но неуполномоченная заниматься вопросами добычи нефти комиссия приняла решение не разрешать попыток добычи даже на площади 2 гектаров. Под землей хранятся десятки миллиардов долларов, но никто с этим ничего не делает".

Председатель комиссии, депутат Кнессета от блока "Ликуд" Ави Дихтер был поражен этими данными и отреагировал так:

"Вы высказали весьма неожиданную оценку. Даже если цена газа ниже цен на нефть, комиссии важно это направление. Экономические проблемы и защита государства не менее важны, чем проблемы экологии".

Кроме того, Ави Дихтер сказал, обращаясь к вице-президенту Банка Израиля Эндрю Абиру:

"Согласно прогнозу Банка Израиля от 2013 года, Фонд по управлению доходами Государства от налогообложения добычи нефти и газа заработает более 261 миллиард шекелей, а по прошествии первых четырех лет в нём будет 14 миллиардов шекелей. На данный момент, спустя два с половиной года с начала добычи, фонд едва функционирует, и в нём всего полмиллиарда шекелей. Эта ситуация очень сильно беспокоит комиссию. Вызывает серьезные вопросы такое расхождение прогноза и реальности".

Эндрю Абир в ответ повторил довод Канделя:

"С 2013 года началось очень серьезное падение цен на газ во всем мире, что кардинально изменило прогнозы уровня доходов Фонда. Практически в любом месте мира, где искали газ, его нашли, поэтому цены падают. США могут поставлять газ в Европу за очень небольшие деньги. С другой стороны, нужно помнить, что налоги уже поступают прямо в государственный бюджет. Банк подготовил базу для работы профессиональных комиссий, которые будут руководить Фондом".

* * *

Но вернемся к нефти. Понятно, что речь идет не о той, которую качают из скважин, а о сланцевой. Как писал еще в 2015 году наш постоянный автор Роман Гершзон в статье "Страна, текущая… полезными ископаемыми", по запасам природного газа, фосфатов и горючих сланцев наша страна в настоящее время занимает ведущие позиции в мире. Он уточнил тогда:

"Залежи горючих сланцев (позднемеловые битуминозные мергели формаций Мишаш и Гареб) находятся в центральной части страны и на юге — в пустыне Негев. Горючие сланцы крупнейшего на сегодняшний день израильского месторождения Ротем-Ямин, расположенного примерно в 50 км к юго-западу от Иерусалима, залегают на глубинах в несколько десятков метров.

Современные технологии позволяют извлекать из горючих сланцев нефть и конденсат путем размещения в скважинах нагревательных элементов. Запасы горючих сланцев Израиля на сегодняшний день оцениваются в 250 млрд. баррелей нефти. Для сравнения, разведанные запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей сланцевой нефти, Китая — 355 млрд. баррелей. В США, где располагаются основные мировые запасы горючих сланцев, имеется около 1,5 триллиона баррелей сланцевой нефти.

Разработке сланцевых залежей препятствуют защитники окружающей среды".

Итак, залог экономического процветания страны как минимум не менее весомый, чем добыча газа, находится буквально под ногами. И лишь неумение руководителей страны распорядиться им и страх перед гневом экологически озабоченных организаций мешают этому. Так почему бы не заняться этим перспективным делом, параллельно поручив хайтековцам найти способы решения экологической проблемы? Нашли же компромиссные решения в США и других странах, где экологи — ничуть не меньшие алармисты, нежели в Израиле! Пока же создается впечатление, что тень Греты Тунберг и иже с нею начала пугать тех, от кого зависит принятие решений, еще задолго до того, как самая знаменитая после Пеппи Длинныйчулок шведская девочка принялась прогуливать школу во имя мифического спасения мира.

* * *

И в заключение — пара слов о Юджине Канделе.

Родился он в Москве в 1959 году в семье писателя Феликса Канделя. Во время пребывания семьи в отказе в 1970-х годах подвергся нападению сотрудников КГБ, чуть не забивших его насмерть, пишет "ЕжеВики". В ноябре 1977 года прибыл с семьёй в Израиль.

Учился в Еврейском университете в Иерусалиме и получил первую степень по экономике. В 1987 году получил вторую степень по экономике и эконометрике в Чикагском университете, а в 1988 — вторую степень по экономике в Еврейском университете в Иерусалиме.

В 1990 получил степень доктора в Чикагском университете, где также сменил свое имя на Юджин.

Кандель — профессор в Школе делового администрирования в Еврейском университете в Иерусалиме, ранее возглавлял департамент экономики в этом университете. Он также является членом Центра рациональности в Еврейском университете, Центра политических и экономических исследований в Лондоне и Европейского института корпоративного управления.

Что же касается его отца, то Феликс Соломонович прославился еще в СССР, правда, под псевдонимом Феликс Камов. Публиковался в журналах Новый мир , Юность , Крокодил , в Литературной газете и других периодических изданиях. Он приобрёл известность юмористическими рассказами, эстрадными интермедиями, сценариями мультфильмов, в особенности Ну, погоди!(1 7 выпуск, 1968 73) в соавторстве с А. Курляндским и А. Хайтом, работал редактором киножурнала Фитиль (1965-1967).

В ноябре 1977 г. получил разрешение на выезд и приехал в Израиль. В 1978 1997 работал в русской редакции израильской радиостанции Кол Исраэль (псевдоним Филипп Кан).

Книги Феликса Канделя переведены на многие языки.

Страна, текущая… полезными ископаемыми