Правительство отказалось верить в дешевую нефть и падение экономики

На модерации Отложенный

Мрачные пророчества Минэкономразвития о рекордном за 11 лет падении экономики и продолжительном периоде низких цен на нефть были отвергнуты правительством.

Кабмин дважды отклонил прогноз социально-экономического развития от МЭР, на основе которого должен верстаться бюджет на ближайшую трехлетку, рассказали «Известиям» источники, знакомые с ситуацией.

Впервые министерство представило свои оценки 20 мая: падение ВВП на 5%, нефть по 30 долларов, обвал реальных располагаемых доходов граждан на 2,8% и дефицит бюджетной системы в размере 8,5%, или 9 триллионов рублей.

Прогноз потребовали доработать, но его вторую версию, внесенную 2 июня, кабмин также не утвердил. В документ попросили внести коррективы с учетом плана восстановления экономики за 5 триллионов рублей, который премьер Михаил Мишустин презентовал президенту Владимиру Путину 2 июня.

Пока же Минфин решил готовить бюджет на 2021-23 гг, исходя из предыдущей официальной оценки МЭР. Она была опубликована в феврале - до коронавирусного кризиса и нефтяной войны с Саудовской Аравией, когда необходимость продавать Urals в Европу по ценам конца 1980х не снилась чиновникам даже в страшных снах.

В февральский прогноз МЭР закладывало цену нефти в 57 долларов за баррель в этом году, 56 долларов - в следующем, и 55 долларов - в 2022-м.

Какого-либо падения экономики в оценках нет: ВВП прибавляет 1,7% в этом году, а в следующем совершает «прорыв» к мировым темпам роста (3,1%), которые удерживает до 2024 года.

Средний курс доллара составляет 65,7 рубля в этом году, 66,5 - в следующем и 66,9 рубля - через год.

На такие цифры поручено ориентироваться всем ведомствам, участвующим в подготовке федерального бюджета, а также госструктурам, для которых прогноз МЭР является нормативным. Соответствующее письмо чиновники получили от замминистра финансов Татьяны Нестеренко.

Как только правительство утвердит документ Минэка, Минфин самостоятельно скорректирует показатели с учетом актуальных оценок социально-экономического развития, пишет она.

Февральские данные, конечно, безнадежно устарели, и начало процесса подготовки трехлетнего бюджета без утвержденных прогнозных данных Минэка - это нестандартная ситуация, говорит экономист «БКС Премьер» Антон Покатович.

Такой шаг может быть оправдан разве что высоким уровнем неопределенности в отношении масштабов последствий пандемии для экономики, рассуждает он.

Не исключено, что как в Минфине, так и в Минэке пришли к определенному консенсусу, что любые прогнозы уже в конце лета или начале осени, скорее всего, придется серьезно пересматривать, добавляет эксперт.