У КРАСИВОЙ ДУШИ ЛИЦО ДЕТСКОЕ

На модерации Отложенный

В Доме-музее Н.А.Некрасова, что в Карабихе, шел ремонт. Впустили нас туда в порядке исключения, благодаря присутствию в нашей маленькой группе первого Президента Якутии М.Е.Николаева.
Гид с удовольствием водил нас по залам и с увлечением рассказывал о поэте.
В одном из стеклянных шкафов я разглядел раскрытый фотоальбом: неужели фотографии самого Некрасова? В то далёкое время? Я увидел портреты людей, судя по одежде, не представлявших собой  ни знати, ни аристократов. Простые люди, с простыми по-детски добрыми лицами. Выбрав момент, спросил о них у гида: это дворовая челядь, прислуга Николая Алексеевича?

Гид с явным удовольствием пояснил: «Мы долго не решались помещать эти фотографии в музейной экспозиции, так как они не имеют прямого отношения к поэту. Это лишь его современники. Рядовые граждане дореволюционной России. Но вы вглядитесь в их лица повнимательнее: насколько они одухотворенные! А теперь посмотрите друг на друга – находите разницу?». Судя по выражению лиц моих спутников, глядевших на меня, мое лицо явно проигрывало в одухотворенности лицам простых современников Некрасова… Мы уже привыкли любоваться безликими аватарками...

+++

Отвёз супругу в клинику: предстоит тяжелая операция. Из клиники мчусь прямиком в храм иконы Божией матери Всех скорбящих радость, что на «Третьяковской». Храм стоит пустой: утренняя служба закончилась, а до вечерней далеко.

Покупаю свечи, иду молиться  чудотворной иконе. Кто-то дергает меня за полу куртки. Вижу маленького кудрявого мальчишку в завалянной одежде с чужого плеча и грязными ручонками. Он бесхитростно смотрит мне в глаза: «Дяденька, подай на хлебушек!» Вот незадача: маленький попрошайка сбил весь мой молитвенный настрой!

Сразу вспомнились нищие у ворот во двор храма: послали
мальчишку за «свеженьким клиентом»! С досадой отвечаю: «Ты мне дай спокойно помолиться! Уже и в храме от вас покоя нет!..». И отвернулся, хотя в левом кармане у меня монеты и синяя, в те годы, сотенная, отложенная именно для подаяния, – только руку протянуть…

Упрямо иду к чудотворной иконе. Помолившись, оглядываю  пространство вокруг себя. Мальчишки нет. Обхожу храм – лишь две старушки протирают шваброй полы, да в свечной лавке матушка что-то раскладывает на полке. Все в один голос утверждают, что никакого мальчишки они не видели. Подробно описываю им внешность мальчика, но они
уверяют меня, что такого здесь не было. Выхожу во двор – ни души! Озадаченно спрашиваю нищих у ворот, но те тоже утверждают, что никакого кудрявого мальчишки сегодня не было…
До сих пор не могу понять: привиделся мне тогда тот цыганенок или … Или это и был сам Христос? Ведь он является нам не во славе, не в царской одежде… Он проверяет нас на вшивость по-своему…
Словом, операция прошла неудачно. Через полгода пришлось делать повторную, еще более тяжелую. Хирург, в ответ на мои робкие упреки раздраженно бросил: «Разве у вас ошибок не бывает?».
Я вспомнил маленького цыганенка и промолчал в ответ.

+++

Во всех ситуациях православному  надлежит совершать единственно верные, угодные Богу, поступки. Возможно ли такое? Но православие
«показуемо» на деле, а не «доказуемо» на словах.  Что при этом дается всего труднее? Думаю, всегда говорить правду. Для взрослого человека это, чаще всего, нравственный подвиг.
А вот для ребенка, для дитя -- естественное движение души: «Устами ребенка глаголет истина». Вспомним Божию заповедь: «Будьте, как дети». Инстинкт правды – вот чего нам зачастую не хватает.