Царство Божие на Земле

Священник и публицист Григорий Спиридонович Петров как в на-чале ХХ в., так и теперь привлекает исследователей своей необычайной попу-лярностью и конфликтом с Православной Российской Церковью, осудившей его за публицистическую антиправительственную деятельность. Как в начале ХХ в., так и теперь отношение к прецеденту осуждения его Церковью встреча-ется самое разное, приоритетным же является мнение, что о. Григорий Петров был осужден незаслуженно. При этом процесс над ним (1906–1907) рассматри-вается односторонне, не анализируется его публицистика и содержание статей издававшейся Г.С. Петровым газеты «Правда Божия», а сама коллизия оцени-вается с тех позиций, которые были заданы для определенного общественного мнения самим Григорием Петровым, поставившим акцент на юридической
неправомерности и процесса, и обвинения. С точки зрения автора статьи, тема исключает односторонний подход и требует определенных дефиниций. Автор подчеркивает: некорректно не принимать во внимание, что Православная Церковь в России в 1906–1907 гг. обсуждала общественную деятельность свое-го представителя и дала оценку проповеди православного священника, увлек-шегося социализацией христианства. Нельзя не учитывать и того, что во время принятия решения об осуждении антиправительственной деятельности Гри-гория Петрова Русская Церковь являлась частью государственных структур. В статье с использованием расширенного круга источников автор обращается к прецеденту церковного суда над священником Г.С.

Петровым, уточняет его со-циальные и религиозные взгляды и показывает, что для его осуждения были основания...

«Евангелие как основа жизни» до сих пор популярна: в 1997 г. книга пере-издана «Православным братством св. апостола Иоанна Богослова», а в 2004 г. — баптистской Ассоциацией «Духовное возрождение». В ней обращают на себя внимание два динамичных образа — «наступление Царства Божия» и «дости-жение Царства Божия». Царство Божие «наступало» на земле, и приход его за-висел от «воли», воспитанной человеком в самом себе. Науку воспитания воли о. Григорий излагал, прибегая к Эпиктету, А. Шопенгауэру, английскому сати-рику Дж. Свифту и немецкому моралисту К. Гильти, французскому психологу Ж. Пэйо, философу И. Фихте, доводам социолога Г. Спенсера, обращался к все-мирной истории и к естественному Откровению, перемежая доводы мыслите-лей ссылками на евангельские сюжеты. Достижение Царства Божия, согласно автору, было связано с усвоением христианином правды Божией, которую, как показало последующее творчество проповедника и газета «Правда Божия», свя-щенник Григорий понимал как справедливость. Эти темы на долгие годы вошли в его творчество, год от года социализировались, утрачивая связь с их сакраль-ным источником.