обвинения Нетаниягу и факты

На модерации Отложенный

Перед началом судебного процесса в воскресенье, 24 мая, глава правительства Биньямин Нетаниягу выступил с жесткой 15-минутной речью в прямом эфире. Насколько справедливы были обвинения Нетаниягу? Ответ на этот вопрос в понедельник, 25 мая, попытались получить в Ynet.

Издание напоминает, что в ходе выступления глава правительства озвучил ряд обвинений в адрес практически всех тех, кто расследовали "дела Нетаниягу" и приняли решение о выдвижении обвинительного заключения.

По словам Нетаниягу, полиция, прокуратура и юридический советник правительства "сшили" ему дела при содействии СМИ - с целью дискредитации правого лагеря и отлучения его от власти.

В тщательно продуманном выступлении, по мнению Ynet, Нетаниягу озвучил ряд спорных фактов и утверждений. Вот некоторые из них.

► Утверждение Нетаниягу: "Цель – смена власти правого лагеря"

С другой стороны:

Обвинения против Нетаниягу не включают в себя никакой идеологической составляющей. Все они касаются преступлений личного характера (взятка, мошенничество и злоупотребление общественным доверием).

Следствие и работу прокуратуры координировали люди, назначенные лично Нетаниягу и не относящиеся к левому лагерю. Среди них – юридический советник правительства Авихай Мандеблит, бывший генеральный инспектор полиции, представитель религиозных сионистов Рони Альшейх – житель Кирьят-Арбы, и госспрокурор Шай Ницан - выпускник йешивы "Натив Меир".

Предположение Нетаниягу, что каждый представитель правого лагеря может оказаться "послушным пуделем" в руках левых может рассматриваться как прямое оскорбление его союзников по политическому лагерю.

►Утверждение Нетаниягу: "Документ о подозрениях по моим делам поспешили опубликовать до выборов"

С другой стороны:

Выборы ускорил сам Нетаниягу. Согласно предположениям внутри политической системы – с целью быть избранным вновь перед подачей обвинительного заключения, дата публикации которого была известна заранее.

►Утверждение Нетаниягу: "Опубликовать документ, подготовленный министерством юстиции в 2017 году, в котором говорится, что в моих действиях и решениях не было ничего предосудительного".

С другой стороны:

Утверждения Нетаниягу о том, что ему не передают материалы следствия, собранные министерством юстиции и переданные госконтролеру, не соответствуют действительности. Речь идет о переписке между двумя инстанциями в преддверии подготовки отчета госконтролера о работе министерства связи, еще до того, как было начато дело № 4000.

 

Нетаниягу перед началом суда. Фото: ЛААМ

 

Требование о публикации этих документов, поданное журналистом, приближенным к Нетаниягу, было отклонено судом. Эти документы не были собраны в ходе следствия, а посему не считаются частью расследования.

Вместе с тем, из-за требований адвокатов Нетаниягу, им было предложено получить эти документы для проверки. С момента предложения прокуратуры прошло больше недели, но просьба о предоставлении документов так и не была получена.

►Утверждение Нетаниягу: "На свидетеля было оказано давление с помощью "определенной женщины".

С другой стороны:

Нетаниягу намекает на встречу центрального свидетеля с определенным человеком, связанным с его прошлым (министр юстиции Амир Охана раскрыл в свое время личность этого свидетеля). Во время судебного заседания, где рассматривалась просьба о снятии запрета на публикацию данных в связи с этим эпизодом, свидетель вышел из зала суда в смятении чувств и сказал: "Мои показания – это чистая правда. И за эту правду я плачу невероятную цену".

►Утверждение Нетаниягу: "Дело" Светланы". "Я требую опубликовать данные о показаниях Светланы, которая была госсвидетелем по смехотворному делу о подносах с едой, которое было развязано против моей супруги. В кабинет вошел следователь и потребовал (от Светланы): если ты не дашь ложные показания – проведешь ночь в тюрьме Неве-Тирца".

С другой стороны:

Эта женщина, Светлана, дала показания на процессе Мени Нафтали (бывшего завхоза резиденции главы правительства), однако этому заявлению не было найдено подтверждений в самом деле. Дело против Нафтали было закрыто "из-за отсутствия доказательной базы". Нафтали был центральным свидетелем в "деле о резиденциях", которое велось против Сары Нетаниягу. Эпизод, касающийся подносов с едой, был лишь фрагментом в этом гораздо более широком деле.

• Процесс Нетаниягу: Мандельблит отвергает обвинения в политической предвзятости

►Утверждение Нетаниягу: "На Мандельблита оказывают давление с помощью секретных кассет?"

С другой стороны:

Юридический советник правительства Авихай Мандельблит заявил на минувшей неделе, что он готов на то, чтобы судьи Верховного суда прослушали эту запись – разговор между ним и между тогдашним начальником генштаба Габи Ашкенази, состоявшуюся в начале "Дела Арпаза".

Мандельблит заверил, что в этой кассете не содержится ничего нарушающего закон или этические нормы. Он подчеркнул, что содержание разговора находится под юридической защитой связей между адвокатом и клиентом, на публикацию наложен запрет, поэтому ознакомиться с содержанием разговора можно только по решению судей Верховного суда.

∙ 333 свидетеля обвинения: кого вызовут на судебный процесс Нетаниягу

►Утверждение Нетаниягу: "Я получил наибольшее количество голосов когда-либо"

С другой стороны:

Нетаниягу здесь не совсем точен. На выборах главы правительства в 2001 году Ариэль Шарон получил 1.698.077 голосов – гораздо больше, чем Нетаниягу и Ликуд получили на выборах в 2020 году. Если считать по мандатам, то на выборах 2003 года Ариэль Шарон получил 38 мандатов (925.279 голосов). На выборах 1992 года партия Авода во главе с Ицхаком Рабиным взяла 44 мандата (906.810 голосов).

На выборах 1988 года Ликуд под руководством Ицхака Шамира набрал 40 мандатов. Нетаниягу, может быть, и прав, что в абсолютных цифрах Ликуд под его руководством набрал больше голосов, но учитывая рост населения, немало глав правительств прошлых лет получили больше голосов, чем Нетаниягу.

Публикуется в сокращении. Полный текст на иврите - здесь