"Великая Финляндия" - мечта времен Третьего Рейха
Попытки Хельсинки "корректировать" историю Второй мировой войны вызвали протесты у российского МИД
Наталья Елисеева
6 апреля 2005
Спустя 60 лет после Победы над фашизмом в Финляндии сформировался особый взгляд на Вторую мировую войну. В его основе лежит тезис о том, что для Финляндии она означала "отдельную войну" против Советского Союза, в ходе которой финны сумели сохранить свою независимость и отстоять демократический политический строй, однако понесли потери, которые составляют около 120 млн долларов. В среду этот тезис, в частности, подтвердила президент Финляндии Тарья Халонен. Напомним, что 4 марта МИД РФ прокомментировал эту ситуацию, отметив, что стране, воевавшей во время войны на стороне гитлеровской Германии, не стоит вносить коррективы в учебники истории.
13 марта 1940 года закончилась советско-финская война, но Финляндия, еще не оправившись от тяжелых боев, решила взять реванш, присоединившись к плану "Барбаросса". Хельсинки не смутил тот факт, что нацистская Германия, оккупировав к тому времени несколько европейских стран, откровенно показала, что не собирается считаться с суверенитетом скандинавских государств. Финляндию больше страшил Советский Союз. Официальная финская пропаганда того времени объясняла, что Хельсинки стали искать поддержки у Германии "для того, чтобы СССР не уничтожил Финляндию". Этой версии придерживаются и многие современные финские историки, которые утверждают, что страна включилось в новую войну против СССР на стороне Германии только потому, что ей "угрожал" Советский Союз, а "Финляндия ощущала себя очень маленьким фактором в гигантском военном конфликте и не пыталась влиять на результат противоборства великих держав". Таким образом, у финляндского руководства просто не было другой альтернативы, кроме сближения с Германией на военном поприще, и "само развитие событий вело ее в объятия Третьего Рейха".
В этих исторических заявлениях есть доля лукавства. Факты свидетельствуют, что финское правительство само демонстрировало желание вступить с рейхом в определенную военно-политическую и военно-экономическую связь. Может быть, это была связь по расчету, но, как говорится, шла замуж по расчету, а вышла по любви. 4 июля 1940 года министр иностранных дел Виттинг в одном из официальных документов заявил, что "у населения Финляндии дружественные настроения к Германии нарастают подобно лавине" и "в Финляндии считают, что ее войска с помощью немецких армий могли бы через несколько месяцев вернуть территорию, которая перешла к России". По этому же поводу известный финский государственный и политический деятель, член комиссии парламента по иностранным делам К.О.Фритч, заметил, что "...немцам не нужно было создавать в Финляндии скрытую пятую колонну..., поскольку официальные круги Финляндии сами слишком охотно стремились к сотрудничеству с немцами...".
Первым конкретным шагом по пути развертывания целенаправленного военного сотрудничества явилось предложение германской стороны об организации военных поставок в Финляндию. Это как раз и означало открытие перспективы тесного военного сотрудничества, а последовавшее вскоре соглашение о "транзите" оказалось именно тем шагом, который и дал толчок к будущему совместному планированию военных действий против СССР вместе с Германией. 21 сентября первые немецкие транспорты прибыли с войсками и оружием в финский порт Вааса на побережье Ботнического залива. Причем для населения страны, большинства депутатов парламента, министров и руководства политических партий это стало своего рода неожиданностью. Даже министр внутренних дел Эрнст Борн впервые узнал о происшедшем из полицейского управления города Вааса и от растерянности "не знал, что нужно делать в связи с прибытием немецких солдат".
В Берлине в свою очередь пытались придумать какое-то удобоваримое объяснение для СССР относительно вступления войск Германии на финскую территорию. Объяснение придумали вполне "невинное" - якобы, немцы просто-напросто вынуждены "усилить оборону некоторых объектов, прежде всего на севере Норвегии".
Тем временем в Финляндию активно стали прибывать части германской армии, которые высаживались в финских портах, а затем следовали по железной дороге на север до Рованиеми, губернского центра Лапландии. В течение нескольких недель - с конца сентября до середины октября 1940 года - через Финляндию проследовало порядка 5 тысяч немецких солдат. Однако параллельно с этим происходили и оживленные германские военные поставки в Финляндию. Первые транспорты с германским вооружением прибыли 26 сентября 1940 года.
5 августа 1940 года в генштабе сухопутных войск Германии был готов первый вариант плана войны против Советского Союза.
Финляндии в нем отводилась пассивная роль - провести мобилизацию и в дальнейшем, не вступая в боевые действия, "сковать" 15 советских дивизий. В соответствии с новым вариантом плана, появившимся 15 сентября, финская армия должна была совместно с немецкими войсками в Заполярье образовать отдельную оперативную группу, в задачу которой входило вести наступление частью сил на Мурманск, а основными силами - на Ленинград из района севернее Ладожского озера. Этот план получил условное наименование "Отто". 5 декабря 1940 года на совещании германских генералов у Гитлера фюрер совершенно определенно заявил, что в операции против СССР "будет участвовать Финляндия". Как зафиксировал тогда в связи с этим Гальдер, "финны... выступят вместе с нами, так как их будущее связанно с победой Германии".
Следует отметить, что в Финляндии в 1940 году шла активная работа по организации частей СС. Известно, что весной 1940 года было отобрано более тысячи человек для службы в эсэсовских войсках, которые вскоре были направлены в Германию. Вместе с тем поток немецких войск в Финляндию стал нарастать. Вообще финскому руководству все труднее становилось скрывать масштаб переброски на север страны германских солдат. В Москву из разных стран поступала тревожная информация о том, что "в июне 1941 года благодаря переброске войск из Северной Норвегии группировка немецкой армии в районе Рованиеми увеличилась более чем на 40 тысяч солдат". За день до нападения Германии на Советский Союз, 21 июня, вооруженные силы Финляндии были приведены в состояние полной боевой готовности, а 25 июня Финляндия официально объявила войну СССР. Таким образом, период с 13 марта 1940 года по 26 июня 1941 года стал "временем принятия решения". Финляндия совершенно осознанно стала военным союзником Германии и во время Второй мировой войны действовала в соответствии с заранее разработанным планом.
Во время войны действующая армия Финляндии насчитывала около 470 тысяч человек. Непосредственно у советско-финляндской границы размещались 21 пехотная дивизия и три бригады немецких и финских войск, превосходившие советские войска в полтора-два раза. Противник намеревался захватить Карелию и Кольский полуостров. Ближайшей его целью был выход на Кировскую железную дорогу и захват Мурманска. Этим планам сбыться было не суждено. Три с половиной года Карельский фронт в полосе военных действий от Ладоги до Баренцева моря при большом превосходстве сил противника сдерживал врага, защищая жизненно важные для нашей страны Карелию, Кольский полуостров, Кировскую железную дорогу, Беломорско-Балтийский канал, крупные морские порты - Мурманск, Архангельск. Сорок месяцев Карельский фронт вел активную оборону, а уже летом и осенью 1944 года перешел в наступление, завершившееся не только освобождением захваченных территорий Карелии и Мурманской области, но и освобождением северных районов Норвегии от немецко-фашистских оккупантов.
В результате действий Красной армии к началу 1944 года поражение Германии, а тем более воевавшей на ее стороне Финляндии стало все более очевидно. Начиная с 1943 года, Советский Союз и Англия через посла США в Финляндии неоднократно делали мирные предложения финскому правительству. Однако расстаться с мыслью о "Великой Финляндии" было непросто. В середине 1944 года Финляндия, явно не рассчитав свои силы, оказалась в состоянии глубокого кризиса. Ее положение еще больше ухудшилось, особенно после разгрома немецких войск под Ленинградом. 29 марта 1944 года финская делегация прибыла в Москву для обсуждения заключения перемирия. Однако под сильным давлением маршала Карла Маннергейма 12 апреля 1944 года правительство Финляндии отвергло условия перемирия. Руководство страны продолжало надеяться, что Германия в критический момент окажет необходимую военную и экономическую поддержку. Оно рассчитывало также на политическую помощь со стороны США, так как именно в расширении связей с Америкой финны видели "единственный путь к спасению, если в ходе войны положение Германии не улучшится".
9 июня 1944 года началось мощное наступление советских войск на Карельском перешейке. 20 июня советские войска заняли город Выборг. Потерпев поражение на фронте, Финляндия снова оказалась перед выбором - или заключить перемирие с Советским Союзом, или поставить страну на грань катастрофы. Исходя из этого, 22 июня правительство Финляндии через МИД Швеции было вынуждено обратиться к Советскому правительству с просьбой о мире. 4 сентября 1944 года было заключено перемирие, а 19 сентября 1944 года подписан временный мир между Финляндией и Советским Союзом, по условиям которого были восстановлены границы 1940 года.
http://www.strana.ru/stories/05/01/19/3588/244751.html
Национальная информационная служба Страна.Ru
Комментарии