На что способен Лукашенко, если загнать его в угол
На модерации
Отложенный
Независимая интернет-газета «Белорусские новости» предрекает жаркую схватку между Лукашенко и Путиным, которая должна состояться через год. 6 июня 2021 года завершается действие соглашение между Россией и Беларусью об аренде территории, на которой расположены две российские стратегические военные базы, подписанного в 1995 году. Это может стать для Лукашенко прекрасным поводом для очередных торгов с Москвой.
А повод для такого предположения имеется. И даже не один. Например, в прошлом году в эфире «Эха Москвы» Александр Григорьевич заявил: «У нас на территории Беларуси две военные базы Российской Федерации, высокотехнологичные базы. Сколько вы нам заплатили после развала СССР за эти две базы? Ноль!».
Эту тему в феврале этого года на той же самой радиостанции развил эксцентричный политолог Станислав Белковский. Якобы на встрече в Минске с госсекретарем США Майком Помпео Лукашенко заявил: «Если нас будут совсем душить, то Америка придет нам на помощь, а мы взамен закроем российскую радиолокационную станцию под Барановичами и тем самым ослепим российскую же систему раннего предупреждения о ракетном нападении».
А это, по сути, означает готовность пропускать американские баллистические ракеты, летящие на Москву.
Действительно, у Лукашенко на руках очень серьезные козыри. Потому что для России жизненно важна эксплуатация этих двух баз. Вот только решится ли Батька эти козыри использовать по полной программе?
Итак, что же это за базы? И почему их эксплуатация важна для России спустя четверть века после подписания договора об аренде?
Решение о строительстве в Белоруссии неподалеку от города Барановичи РЛС 70М6 «Волга» было принято в 1984 году в ответ на размещение в Европе американских баллистических ракет средней дальности «Першинг-2». Станция начала проектироваться в НИИ ДАР в 1983 году, а строительство развернулось в 1986 году.
К концу 80-х годов строительство грандиозного сооружения было заморожено в связи с принятием Договора о запрете ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), в результате чего «Першинги» были сняты с вооружения и начали утилизироваться. Но потом США начали выражать недовольство Договором по противоракетной обороне, что в конечном итоге привело к их выходу из договора. И строительство «Волги» возобновилось.
В середине 90-х годов на строительство станции начали негативно влиять чрезмерные амбиции бывших «партнеров по Советскому Союзу». Днепропетровский машиностроительный завод, который должен был поставить антенные модули на сумму 7,2 млн. рублей, вдруг заявил, что готов выполнить договор, но заплатить ему придется уже 30,5 млн. рублей. Из-за чего модули пришлось в экстренном порядке изготавливать в Москве и Рыбинске.
В конце 1999 года начались конструкторские испытания станции, которые полностью подтвердили ее расчетные характеристики. РЛС «Волга» была поставлена на боевое дежурство в 2002 году. Она вошла в состав Системы предупреждения о ракетном нападении (СПНР). Тем самым была восстановлена неразрывность радиолокационного покрытия СПНР, которое было нарушено после ликвидации РЛС «Дарьял» в латвийском местечке Скрунде.
Поле РЛС «Волга», имеющей дальность обнаружения МБР и СБР 4800 км, покрывает всю территорию Европы. Станция имеет возможность перестраивать частоту, работая в дециметровом диапазоне. Малозаметные объекты с ЭПР 0,1 кв.м. засекаются на расстоянии в 2000 км.
В настоящий момент РЛС «Волга» вновь стала особо актуальной для обороноспособности станы в связи с тем, что США вышли из ДРСМД.
И, следовательно, никакие обязательства не мешают размещать американские ракеты в Европе. И это более чем реально, потому что американские компании уже не только разрабатывают ракеты средней дальности, но и приступили к их испытаниям.
Действительно, Лукашенко прав, говоря о том, что Беларусь ничего не получила от России, предоставив свою территорию в аренду. В договоре 1995 года говорится о том, что арендная плата отсутствует. Более того, Россия не платит и за то, что работающая РЛС занимает определенные частоты, которые можно было бы использовать для каналов радиосвязи.
В другом договоре об аренде территории, подписанном одновременно с «Волжским», говорится о 43-м узле связи ВМФ России «Вилейка», который с середины 60-х годов располагается в Минской области. Узел связи территориально представляет собой громадное антенное поле с мачтами 300-метровой высоты, занимающее площадь в 400 гектаров неподалеку от города Вилейка. А также еще 250 гектаров, на которых располагается военная техника и обслуживающий узел связи гарнизон.
Антенное поле обслуживает передатчик «Антей» мегаваттной мощности, работающий в диапазоне сверхдлинных волн, которые способны проникать в океанские воды на глубину до 50 метров. «Вилейка», имеющая дальность действия в 10 тыс. км, предназначена для связи с атомными подводными лодками, находящимися на боевом патрулировании в Атлантическом, Индийском и частично Тихом океанах.
Однако 43-й узел связи работает в интересах не только ВМФ, но и РВСН. На его территории есть аппаратура радиотехнической разведки, «инспектирующая» страны НАТО, а также мощные комплексы радиоэлектронной борьбы, накрывающие территорию с радиусом в несколько сотен километров.
Стратегическое значение 43-го узла связи также трудно переоценить: с его помощью Генштаб передает команды на стратегические подводные ракетоносцы.
Необходимо сказать, что в феврале этого года у Лукашенко появился еще один аргумент. И во время торгов относительно двух баз он будет настаивать на том, что они не только мешают нормально развиваться Беларуси, но продолжение их эксплуатации крайне опасно для страны. Дело в том, что в феврале были рассекречены результаты проведенных в конце президентства Обамы командно-штабных учений, проведенных Советом национальной безопасности США.
И на них в качестве наиболее эффективного способа воздействия на Россию был предложен в высшей степени оригинальный сюжет. Необходимо нанести несколько ядерных ударов тактическими зарядами в 3−5 килотонн. Но не по России, а по Беларуси. При этом, естественно, в виду имелись именно две российские базы. После чего Россия должна немедленно «образумиться».
И ведь Лукашенко, воспользовавшись этим аргументом, действительно, будет прав. Потому что Россия, для которой Беларусь одновременно и стратегический военный партнер, и буфер на западном направлении, палец о палец не ударяет для укрепления ее обороноспособности. Все силы брошены на Сирию. Экономическую выгоду черпаем в Китае и Турции, продавая туда С-400.
В войсках ПВО Беларуси эксплуатируются полтора десятка советских ЗРК С-300, а также «древнесоветских» С-125. Все остальное — это комплексы среднего и ближнего действия, также в подавляющем большинстве советского периода.
Столь наплевательское отношение к партнеру, каким неудобным политиком ни был бы президент Беларуси, это довольно опасная стратегия. Мол, да никуда они от нас не денутся. Но история полностью разоблачила эту иллюзию.
Комментарии