Коронавирус способствует децентрализации власти в России
На модерации
Отложенный
Система власти в РФ выстроена таким образом, что в скором будущем борьба кланов за власть, которую пока с трудом сдерживает Путин, развернется в еще более ожесточенной форме.
Поскольку Путин стареет и теряет былую хватку, то представители российских околовластных группировок, становясь влиятельнее и богаче, только ждут момент, когда «Акелла промахнется» или допустит роковую ошибку, чтоб дать старт более открытому и откровенному противостоянию и переделу сфер влияния. По существу, сейчас Путин только оттягивает неизбежное. Принятие поправок в Конституцию, обнуление, законы о запрете критики власти тому подтверждение. Но, как показывает история – абсолютно все авторитарные режимы кончают одинаково.
На фоне экономического упадка и неспособности Москвы к применению в период пандемии эффективных мер относительно регионов рейтинг Путина стремительно падает. В этих условиях борьба между группировками за сферы влияния и перераспределение власти центра усилилось, что может вполне вылиться в масштабную войну элит между центром и регионами за ресурсы и авторитет последней инстанции в вертикале власти. Ставки начнут повышаться, и участники борьбы придут к пониманию, что речь идет уже не только о текущих доходах. Все куда сложнее, на кон поставлен вопрос выживания, поскольку Путин устраивает все меньше, а «преемник» не будет равноудален от кланов, как ранее нынешний президент России.
Понимая это, Путину ничего не осталось как «спихнуть» ответственность за принятие решений в борьбе с пандемией с федерального центра в регионы. Соответствующее решение провели отдельным указом через Совбез возложив на руководителей регионов особую роль, а федеральные чиновники будут только «патроны подносить». Так сказать, в борьбе с короновирусом именно региональный уровень становится ключевым. На камеру Путин даже объявил, что передает огромные административные и информационные ресурсы на поддержу руководителей регионов.
Путин долгое время выстраивал вертикаль власти через губернаторов на местах. В «золотые» времена это дало Кремлю схему: «регион – федеральный центр – регион». Однако в период экономического недуга эта схема оказалась несостоятельной. Региональная власть в условиях растущего народного возмущения из-за того, что нечего есть, нет работы и явно антимосковских настроений выбрала самосохранение, но не указы центра.
Не имея поддержки, региональное начальство, не дожидаясь команд сверху стало отгораживаться от Москвы. Ведь одним из главных требований протестующих в последнее время – это изолировать себя от москвичей-разносчиков заразы. У простых людей Москва стала синонимом распространения болезни и голода. Первыми ввели меры главы Мурманской и Калининградской областей. За ними власти Сахалина, Красноярского края, Иркутской, Томской. Отставкой закончить уже в этом месяце может глава Северной Осетии Вячеслав Битаров и глава Хакасии Валентина Коновалова из-за «слабости к толпе». «Под нож» рискуют пойти губернаторы Хабаровского края и Владимирской области: Сергей Фургал и Владимир Сипягин. В Свердловской области губернатор Евгений Куйвашев выделился тем, что распорядился приезжим из Москвы ограничить контакты с местным населением, а лучше вообще самоизолироваться.
Представители кланов, пользуясь ситуацией, достаточно активно поднимают себе рейтинги на фоне их падения у главы Кремля. Показательным стал визит Путина в Коммунарку и информации о том, что главврач больницы заразился коронавирусом (он сопровождал Путина на «экскурсии» по больнице). В то время как глава Кремля ушел на самоизоляцию в свой бункер, Дмитрий Медведев не растерялся и неожиданно поздно вечером в воскресенье 29 марта 2020 года выступил с заявлением по пандемии коронавируса. При этом, послание Медведева не транслировалось в прямом эфире федеральных каналов и было не санкционировано. Он воспользовался соцсетями. Игорь Сечин уже также вышел из-под контроля Путина. Со своей то зарплатой в 4,5 млн. рублей в день и колоссальным влиянием, в т.ч. на спецслужбы, он может делать абсолютно что захочет.
Исключительный статус глав проблемных регионов России, в частности Кадырова – это один из элементов режима правления Путина. Он обеспечивает «спокойствие» в Чечне взамен на финансовые ресурсы Кремля. В случае невыполнения требований Кадырова РФ может лишиться Чечни, что будет хорошим примером для других субъектов федерации и негативным фактором для репутации самого Путина.
Следствием этого может стать «разморозка» приостановившегося при Путине процесса дезинтеграции российских регионов и – вскоре после окончательного ухода Путина с политической сцены – развал России.
Политический аналитик, доктор истории Шевченко Р.
Комментарии