Фома и осязание реальности. Почему не стоит бояться испытать свою веру

На модерации Отложенный

Продолжаются пасхальные дни. Сегодняшний день именуется в Церкви – Фомина неделя. О чем говорит "Уверение Фомы" - икона начавшейся седмицы, рассказывает протоиерей Николай Чернышев, иконописец, клирик храма святителя Николая в Кленниках

Испытание

Что можно сказать об образе, который находится в центре храма во время богослужений, посвященных этому дню, во время Фоминой недели? Если внимательно вчитаться в надпись, которая часто помещается на этой иконе, то мы прочитаем: «Испытание Фомино Ребр Господних», или «Ребр Христовых».  Испытание. 

В Евангелии Фома предстает перед нами  как один из наиболее пытливых молодых людей, окружавших Спасителя.  Так же, как и у апостола Петра, и у других учеников, ярко проявляются особые черты его характера. Помните, он сказал перед воскрешением Лазаря: «Пойдем и мы, умрем с Ним».  И во время прощальной беседы Фома опять задает вопросы: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» Не скрывают евангелисты его горячность любви ко Христу, но вместе с тем и особую пытливость ума. В предании народном за этим апостолом осталось именование «Фома неверующий».

Так сложилось, что Фомы не было в горнице в первый вечер, когда  Воскресший Спаситель явился ученикам. Апостолы, хотя и страшились, но приняли с верой  Воскресение Христово,  а апостол Фома говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Если к Марии Магдалине, встретив ее в погребальном саду после Своего воскресения, обратился Господь с запретом: «Не прикасайся ко Мне…», то здесь в Своем смирении Он позволяет Фоме  совершить это страшное действие – прикоснуться к Нему. Через неделю Он вновь приходит в дом, где собрались ученики, как говорит Евангелие: «Дверями  затворенными…» Видите, на иконе эти двери изображены. Они покрыты золотым ассистом, чтобы подчеркнуть:  касается этих дверей Божия сила, Божия слава, Божия власть,  и уже никакие затворы, никакие заковы, никакие закрепы – ни адовы, ни земные, становятся не властными над силой Божией, силой Христовой.

Входит Господь к ученикам и говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».

Осязание реальности

Страшно, невозможно человеческому разуму понять, принять тайну Боговоплощения, Воскрешения во плоти. В разные времена многие заблуждались, не признавая во Христе то Бога, то человека. Осознать, как в одной Личности Христа соединилось Божественное и человеческое,  действительно, нелегко. Проще думать, что Бог где-то там, далеко на небесах, и ничего общего с нами не имеет. Но вот приходит Сын Божий и становится Сыном человеческим. Как человек умирает, как Бог воскресает во плоти.

И  реальность эта осязаема, и вот на этом образе, иконе «Уверения Фомы» эта осязаемость перед нами.

 Господь дает осязать не просто край одежды Своей, а говорит: «Можешь коснуться Меня между ребрами Моими, на которых еще кровь из раны от копья осталась, можешь и туда руку протянуть и в рану погрузить». И Фома, бывший неверующим, становится верующим, говоря: «Господь мой и Бог мой».

Богословие Образа

Этот образ — один из самых важных для постижения иконопочитания как такового. Потому что по мысли отцов Седьмого Вселенского Собора, только тогда и возможно стало иконопочитание, только тогда и стало возможно изображение Божественного образа, когда Сын Божий стал сыном человеческим. На иконе «Уверение Фомы» — еще одно явление этого человеческого естества во Христе. Причем, человеческого естества в преображенном виде, по воскресении. Именно в этой иконе, больше, чем на каких бы то ни было других образах, явлено человеческое  в Спасителе, явлено даже в плотской осязаемости.

И вместе с тем явлена и Его Божественная природа: видите, все апостолы стоят на земле, а Господь  стоит на особом возвышении, тоже покрытом ассистом золотым, как символе Божественного.

«Разумети Писания»

В Руке Господь держит свиток. Хотя мы знаем, что не оставил Спаситель никаких письменных свидетельств, написанных Его собственной Рукой, но этот свиток в Его руке – символ Мессианства, свиток с обетованиями о пришествии Христа, которые были открыты многим пророкам столетия, тысячелетия до Рождества Христова. После Своего Воскресения Господь по слову евангелиста Луки: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45). Раньше Он говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ио. 5,39).

Но понять и принять это свидетельство о Мессии было очень нелегко, нелегко, потому что эта тайна не вмещалась в человеческое сознание. А в беседах Христа  после Воскресения Он отверз Своим ученикам ум к восприятию Священных Писаний. В свитке, который мы видим в руке Спасителя на иконе «Уверения Фомы»  и на многих других образах – это символ исполнения Промысла Божия, знак единого Божественного Домостроительства, связи между Новым и Ветхим Заветом.

Пути веры

Все мы, люди, очень разные. Иным дается такая детская, очень простая вера, которая никогда и не требует никаких доказательств. Но бывают люди с такими особенностями души, мышления, бывают и такие периоды взросления, когда человек задает вопросы, испытывает свою веру. И этого не следует пугаться нисколько, и в этой истории о Фоме Господь нам и об этом говорит, не осуждая, не запрещая такой путь постижения – путь изучения, путь пытливости, вплоть до осязания, когда человеку, как Фоме, надо все своими руками потрогать.

Для каждого человека Господь дает возможность любым образом почувствовать, разглядеть истинность веры Христовой. Да, Спаситель не запретил Своему ученику такой осязательный путь веры, но в финале этой беседы Он сказал:  этой Спасителя: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Стало быть, и для нас возможно и то, и другое: верить безоглядно и испытывать свою веру.