И ООН нам не указ: когда «активисты Майдана» дороже прав человека
На модерации
Отложенный
На эту новость просто обязаны были отреагировать все силы на Украине и вне ее: официальные власти, оппозиция, заинтересованные внешние силы. 17 февраля вступил в силу закон об амнистии активистов Майдана, по итогам которого должны закрыть 108 уголовных дел, а 268 человек освободить от ответственности. Однако недолго музыка играла. Миссия ООН по правам человека на Украине для расследования преступлений на Майдане в 2013—2014 годах рекомендовала отменить закон об амнистии активистов.
По мнению мониторинговой миссии, прогресс в процессах об убийствах 43 человек практически отсутствует. Нынешний генпрокурор Ирина Венедиктова еще в должности и. о. главы ГБР выступила за отмену закона об амнистии активистов Майдана. Она напомнила:
«С точки зрения справедливости мы должны помнить и о 13 погибших правоохранителях, которые выполняли приказ. Если приказы были преступными, нужно привлечь к ответственности тех, кто их отдавал… Он препятствует объективно нам расследовать убийства правоохранителей… если мы хотим справедливого и честного расследования, то этот закон нужно отменить».
Справедливого и честного расследования хотят далеко не все в этой стране. Достаточно вспомнить, что пропрезидентская и имеющая большинство партия «Слуга народа» даже не заикнулась об отмене закона о недопущении преследования участников «революции достоинства». И кто после этого скажет, что в Раде не лоббируются идеологические интересы Петра Порошенко?
Между тем ГБР действительно можно похвалить за взятый курс. 10 апреля наконец-то всплыло дело шестилетней давности об убийстве сотрудника офиса «Партии регионов» Владимира Захарова. Он погиб 18 февраля 2014 года при штурме здания участниками Евромайдана во главе с Татьяной Черновол. Ей уже вручено уведомление о том, что она подозревается в соучастии в преступлении. Тут главное, чтобы оставшаяся не нужной прежней власти Черновол не стала разменной монетой: ГБР, дескать, берется за нее и забывает о других, что Владимиру Зеленскому в контексте его пассивного отношения к уголовным делам Петра Порошенко очень даже на руку.
Кстати, при обыске дома у Черновол нашли целый арсенал оружия. Ей светит лет 10−15, а то и пожизненное, однако ее… не задержали.
В голове не укладывается. Ну да ладно, вернемся к закону, который противоречит не только Конституции и законам Украины, а также Европейской конвенции по правам человека. Простить активистам Майдана убийства и целый ряд других преступлений? За что же это такие индульгенции и кто их раздает?
ООН недвусмысленно намекает, что пора бы Украине развернуть лодку и, наоборот, провести надлежащее расследование всех убийств, совершенных на Майдане. Два года назад Украина обязалась выполнить 163 из 200 рекомендаций ООН в сфере прав человека, но воз и ныне там.
Напомню, как эти расследования проходили на примере стрелка-убийцы Ивана Бубенчика. За Бубенчика, признавшегося в убийстве двух милиционеров, ходатайствовали экс-генпрокурор Юрий Луценко и экс-спикер Рады Андрей Парубий. Они требовали не допустить уголовного преследования «героя» и устроили форменный балаган. Затем оказалось, что «подозреваемых по его делу нет», и производство замяли, а преступника оставили в покое.
И это лишь один случай. Суд над пятерыми работниками «Беркута» прерван обменом их в «ОРДЛО». Высокопоставленный работник МВД, которого подозревают в превышении служебных полномочий, не является на судебные заседания, из-за чего рассмотрение дела затягивается уже второй год. Суд над мужчиной, которого подозревают в похищении протестующего, также не может начаться из-за самоотвода пяти судей. Такие дела.
В руках украинских властей судьба вопиющего закона об амнистии участников Майдана. И Верховная рада, и Конституционный суд, и президент, и омбудсмен могут принять меры для его отмены. Могут, но не хотят. Родственники погибших, конечно, тоже могут обратиться с конституционной жалобой или даже отправить депешу в Европейский суд по правам человека, но украинская бюрократическая машина пугает и самых смелых. ЕСПЧ-то производство уже открыл, однако за ним последует лишь компенсация. И явно не из карманов тех, кто этот закон принимал.
А пока международные инстанции вроде миссии ООН будут медленно принуждать Украину к справедливому исполнению собственного законодательства, убийца Бубенчик и ему подобные будут жить припеваючи. «Молчалины господствуют на свете!»…
Комментарии