"Сильнее богов - наглость человеческая". Пьеса Григория Горина "Забыть Герострата"
На модерации
Отложенный
В четвертом веке до нашей эры в греческом городе Эфесе был сожжен храм Артемиды. Сто двадцать лет строили его мастера. По преданию, сама богиня помогала зодчим. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Толпы людей со всего мира стекались к его подножию, чтобы поклониться богине и поразиться величию дел человеческих. Храм простоял сто лет. Он мог бы простоять тысячелетия, а простоял всего сто лет. В роковую ночь триста пятьдесят шестого года житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды.
Когда Герострата задержали и бросили в темницу, к нему пришел Тиссаферн, правитель Эфеса. Сатрапа очень заинтересовал преступник, способный на такое неслыханное злодеяние. И вот что поведал Герострат своему посетителю.
Герострат (встал, прошелся по камере). Послушай, Тиссаферн, хочешь, я расскажу тебе о том, как перестал верить в силу богов?.. Не пугайся, ничего кощунственного в моем рассказе не будет.
Так вот, случилось это два года назад. Дела мои тогда шли плохо, я был разорен, но не терял надежды. Я мечтал о том, что добуду много денег -- и сразу! Так мечтают только азартные игроки, а я всегда был им... Решил сорвать крупный куш на петушиных боях. Занял у ростовщика пятьсот драхм и купил родосского бойцового красавца. Это был чудо-петух! Рыжий, с орлиным клювом и шпорами, которым мог позавидовать любой твой всадник. Целый месяц я готовил своего петуха к победным боям, тренировал и кормил чесноком. Наконец, когда увидел, что мой петух стал злым и могучим, как какой-нибудь скиф, я пошел на рынок к богачу Феодору, который держит в Эфесе лучших петухов, и ударился с ним об заклад, что мой рыжий победит любого его питомца. Он согласился и выставил против моего бойца черного петуха.
А заклад мы поставили тысячу драхм, я их тоже занял у ростовщика, потому что твердо верил в победу своего рыжего... На этот бой собрался весь рынок. Мой рыжий был вдвое больше, чем его черный противник, и, когда Феодор это увидел, он побледнел и сказал: "Твой петух, Герострат, на вид значительно сильнее моего. Но позволь мне просить богов покровительствовать моему черному малышу? " Я засмеялся и сказал: "Проси. Это ему не поможет!.. " Начался бой! Рыжий наскочил на черного так, что полетели перья... Они дрались минут пять, и черный стал сдавать, и я видел, что моему рыжему осталось немного -- и он раздерет своего противника на части. Но тут Феодор оттащил своего петуха и сказал: "Позволь, Герострат, мне еще раз просить богов о покровительстве моему черненькому? " -- "Валяй! " -- сказал я. Мы вытерли нашим бойцам раны. Феодор пошептал что-то над своим черным и снова бросил его в бой. И что ты думаешь, Тиссаферн? Этот черный начал драться так, будто в него влили свежие силы, словно мой рыжий и не молотил его до этого своим клювом. Но рыжий мой не собирался сдаваться. Я же говорю, что это был чудо-петух, Геракл среди петухов! Он опять налетел на черного и, хотя сам потерял в бою глаз, все равно так наподдал черному, что тот закудахтал словно курица и стал валиться набок.
И снова Феодор прервал бой и стал просить разрешения обратиться к богам за помощью. Я видел, что черному осталось до смертного часа немного, и потому великодушно согласился. Феодор снова помолился над своим петухом, и бой возобновился! О чудо! Черный петух опять словно воскрес! Откуда у него появилась сила? Он набросился на моего уставшего рыжего, повалил его, разорвал шпорами его грудь и клюнул в самое сердце...
Мой рыжий испустил дух! Я швырнул Феодору тысячу драхм, выбежал на улицу, поднял руки к небу и закричал: "Простите, боги, что я не верил в вашу силу! Вы совершили чудо, я наказан! " Но тут подошел ко мне старый раб и, смеясь, сказал: "Глупец! При чем здесь боги? Ты слеп. Каждый раз, когда бой прерывался для молитвы, слуги Феодора незаметно подменяли одного черного петуха другим, свеженьким... "
Я заплакал от обиды. Но потом засмеялся. Потому что открыл для себя великую истину: сильнее богов - наглость человеческая! Эта истина стоила мне тысячу драхм, Тиссаферн, а тебе я отдаю ее даром...
===
Григорий Горин (в девичестве Григорий Израилевич Општейн). писатель-сатирик, драматург, сценарист, телеведущий.
Как иронично отмечает сам автор фамилия Горин – это аббревиатура (Гриша Офштейн Решил Изменить Национальность).
О себе:
Насколько мне не изменяет память, я родился в Москве 12 марта 1940 года ровно в двенадцать часов дня. Именно в полдень по радио начали передавать правительственное сообщение о заключении мира в войне с Финляндией. Это известие вызвало, естественно, огромную радость в родовой палате. Акушерки и врачи возликовали и некоторые даже бросились танцевать. Роженицы, у которых мужья были в армии, позабыв про боль, смеялись и аплодировали. И тут появился я. И отчаянно стал кричать…
Не скажу, что помню эту сцену в деталях, но то странное чувство, когда ты орёшь, а вокруг все смеются – вошло в подсознание и, думаю, в какой-то мере определило мою судьбу…
Писать я начал очень рано. Читать – несколько позже. Это, к сожалению, пагубно отразилось на моём творческом воображении. Уже в семь лет я насочинял массу стихов, но не про то, что видел вокруг, скажем, в коммунальной квартире, где проживала наша семья, а, в основном, про то, что слышал по радио. Радио в нашей квартире не затихало. По радио шла холодная война с империалистами, в которую я немедленно включился, обрушившись стихами на Чан-Кай-ши, Ли-сын-мана, Адэнауэра, Де Голля и прочих абсолютно не известных мне политических деятелей. Нормальные дети играли в казаков-разбойников или боролись во сне со Змеем Горынычем. Я же вызывал на смертный бой НАТО и Уолл-стрит!..
Воротилы Уолл-стрита,
Ваша карта будет бита!
Мы, народы всей земли,
Приговор вам свой произнесли!..
и т.д.
Почему я считал именно себя «народами всей земли», даже и не знаю.
Но угроза подействовала! Стихи политически грамотного вундеркинда стали печатать в газетах. В девять лет меня привели к Самуилу Яковлевичу Маршаку. Старый добрый поэт слушал мои стихи с улыбкой, иногда качал головой и повторял: «О, господи, господи!..»
Это почему-то воспринималось мною как похвала.
– Ему стоит писать дальше? – спросила руководительница литературного кружка, которая и привела меня к поэту.
– Обязательно! – сказал Маршак. – Мальчик поразительно улавливает все штампы нашей пропаганды. Это ему пригодится. Если поумнеет, станет сатириком! – и, вздохнув, добавил: – Впрочем, если станет сатириком, то, значит, поумнеет не до конца…
===
Источник - с миру по нитке
Комментарии
Но тем более не стоит сжигать Храм, если ты понял, что Б - га нет.
Что касается поступка Герострата с исторической точки зрения, то и здесь не всё однозначно.
1. Мог ли бедный торговец - одиночка самостоятельно пробраться в Храм и осуществить поджог с помощью тряпок и горючей смеси.
2. В храме горючим материалом была лишь мебель, а само мраморное сооружение таким слабым огнём разрушено быть не могло.
3. Не был ли и сам Герострат чьей - либо "подставой" из "сильных мира сего" с политическими целями.
Александр родился в шестой день месяца гекатомбеона, который у македонян называется лой, в тот самый день, когда был сожжен храм Артемиды Эфесской. По этому поводу Гегесий из Магнесии произнес остроту, от которой веет таким холодом, что он мог бы заморозить пламя пожара, уничтожившего храм. «Нет ничего удивительного, — сказал он, — в том, что храм Артемиды сгорел: ведь богиня была в это время занята, помогая Александру появиться на свет». Находившиеся в Эфесе маги считали несчастье, приключившееся с храмом, предвестием новых бед; они бегали по городу, били себя по лицу и кричали, что этот день породил горе и великое бедствие для Азии.
Plutarch, Life of Alexander
Но суть не в этом. Ответьте вне связи с легендой - Стоит ли сжечь храм ради бессмертия?
:-)))
- Что-то нам умолчали плутархи и тациты)
Вот и мне эта легенда представляется "мутной", ибо такой Храм можно только разрушить, но не сжечь.
Это созидателей, как всегда не наблюдается.
Горин написал тоже напрасно, мы и так имеем достаточно Уродов в нашем лучшем из миров!
Бессмертие, но не любой же ценой!
Впрочем ..до гуманизма было еще далеко))
===
Вообще не понял вопроса. Если ты про Герострата, то я его не поддерживаю. а констатирую что такие персонажи реально встречаются, и люди (мы с тобой) их почему-то ярче воспринимают, чем созидателей. Для меня это парадокс, и хотелось бы понять почему разрушители так врезаются в память, какое рациональное зерно мы усматриваем в их поступках.
Вчерашний базарный торговец сегодня беседует с правителем Эфеса. Он реально прокачал свой социальный статус. Может это нас привлекает? Или в разрушении есть особая эстетика и мы относимся к террористам как к ее носителям? Фильмы-катастрофы ведь многие любят, и эти люди совсем не садисты.
Какой там статус, он разрушил не только Храм для всех - а это для города Центр духовной жизни, базис, - но и свою жизнь.
Мужик под влиянием "темных" действовал.
Разрушитель - сторонник Хаоса.
Под влиянем "Темных" - скорее да, я об этом сказал.
Оплату "по счетам" это скостит? Не думаю. Впрочем, ХЗ.
===
Онемел спаситель и топнул в сердцах
По водной глади ногой.
Ты и верно дурак и Андрей в слезах
Побрёл с пескарями домой.
))
==В девять лет меня привели к Самуилу Яковлевичу Маршаку. Старый добрый поэт слушал мои стихи с улыбкой, иногда качал головой и повторял: «О, господи, господи!..»
Это почему-то воспринималось мною как похвала.
– Ему стоит писать дальше? – спросила руководительница литературного кружка, которая и привела меня к поэту.
– Обязательно! – сказал Маршак. – Мальчик поразительно улавливает все штампы нашей пропаганды. Это ему пригодится. Если поумнеет, станет сатириком! – и, вздохнув, добавил: – Впрочем, если станет сатириком, то, значит, поумнеет не до конца…==
-
Горин оказался "умным не до конца", но выбрал "свой" путь сатирика ..нам на радость)