По итогам эпидемии можно ждать нового "дела врачей" - реаниматологов

На модерации Отложенный

Баранов Анатолий

Тревожный сигнал от Федерации анестезиологов и реаниматологов (общедоступная группа в FB, а не контора с печатями и секретаршами, как вы могли подумать).

Дорогие друзья!

В последнее время мы начали получать информацию о том, что вынужденная работа медперсонала с пациентами COVID-19 без соответствующих средств индивидуальной защиты может обернуться для врачей и сестер еще и угрозой уголовного или гражданского судебного преследования. Так, Минздравы ряда регионов обратились с предложением к пациентам сообщать им о случаях, когда медперсонал работает без средств индивидуальной защиты: https://vrachirf.ru/concilium/72046.html…

Действительно, очевидно, что работа без штатных СИЗ повышает риск не только для медиков, но и для пациентов. Таким образом, возникла насущная потребность разработать такие служебные документы, которые бы исключили попадание самоотверженно работающих коллег в положение без вины виноватых. В этой связи мы попросили юридического консультанта Правления ФАР, профессора Российского государственного университета правосудия Верховного суда РФ, доктора юридических наук Асхата Назаргалиевича Кузбагарова разработать шаблоны таких документов, что он и осуществил в течение сегодняшнего дня.

Итак, медицинский персонал (врачи, фельдшеры, лаборанты, сестры, санитарки) заполняет шаблон служебной записки в адрес заведующего отделением, а заведующий, в свою очередь – шаблон служебной записки на имя главного врача (руководителя) медицинской организации. Важная деталь – заведующий отделением должен получить отметку канцелярии с датой и входящим номером на свой экземпляр (копию) служебной записки. Наличие таких документов создает правовую ситуацию, при которой руководство и персонал отделения не могут нести ответственность за работу без штатных СИЗ.
Файлы доступны для скачивания по ссылкам:

http://fayloobmennik.cloud/7391351
http://fayloobmennik.cloud/7391352

От редакции: С точки зрения юридической - ситуация, по сути, безвыходная - если вы входите к больному без надлежащих средств защиты, то вы можете попасть под уголовное преследование. Но если вы откажетесь к нему входить, поскольку средств защиты у вас нет и взять вам их неоткуда, то вы будете обвинены в неоказании помощи - и тоже получите уголовное преследование, не говоря уже о закономерном осуждении коллег и общественности.

Вас все еще удивляет, что врачи-анестезиологи и реаниматологи (а также специалисты других уязвимых в точки зрения закона специализаций) бегут из страны или из профессии? 

Особенно приятно, что теперь, вместо "Спасибо, доктор!" больных подвигают писать доносы. Вдохновляет. Окрыляет, я бы сказал.

Понятно, что средства защиты отсутствуют не из озорства, а в силу того, что их просто нет. И взять неоткуда. Кстати, не уверен, что если доктор купит что-то на свои деньги, это тоже не окажется нарушением каких-то норм и правил - допустим, не покажется кому-то коррупцией. Ведь все это должно проходить через систему госзакупок, а она весьма ригидна. Закупки проводились в начале года без учета сверхнормативного расходования тех же средств индивидуальной защиты в период эпидемии. И просто так пойти и купить их нельзя - коррупция! Надо объявлять тендер, который отнимет месяца два-три, а при существующем дефиците - может на этот тендер и не заявится никто. 

В общем, винить главного врача трудно, что в больнице не оказалось того или иного. Вся система выстроена так, что в условиях чрезвычайных она работать вообще не может. Система вынуждает людей рисковать, нарушать - и на финал делает их же безусловно виноватыми.

Возможно, для больницы в Коммунарке и ее главного врача как для витрины нашей всенародной борьбы с коронавирусом и будет сделано исключение, и самоотверженное поведение врачей будет расцениваться именно так, как самоотверженность. И нетиповой защитный костюм для президента не будет, к примеру, рассматриваться как незаконная (коррупционная) закупка, и в заражении главного врача не станут искать нарушения им же норм и правил.

Но в стране много других больниц, других врачей, не столь востребованных государственной пропагандой. С ними-то как быть?