Названы виновники грядущего роста цен на продукты

На модерации Отложенный

Чем обернется очередная волна подорожания

 

Если не вдаваться в макроэкономические детали, кризис, в обывательском понимании россиян — это падение рубля и подорожание продуктов. И — бинго! Сейчас в нашей стране собраны все составляющие экономического апокалипсиса. Национальная валюта пикирует уже не первую неделю под воздействием нефти, а теперь, как засвидетельствовала свежая статистика, и покупать еду стало накладно.

Названы виновники грядущего роста цен на продукты

фото: Наталья Мущинкина

На фоне падения доходов и роста безработицы, которую спровоцировал общероссийский месячный карантин, цены на продукты питания растут и, как предупреждают участники рынка, будут расти еще больше.

Фермеры, поставщики продуктов питания, ритейлеры просят потребителей войти в их положение: цены поднимаем не корысти ради, а только по причине форс-мажора. И россияне входят. А что остается? Есть работа-нет работы, на удаленке- не на удаленке, с сокращением зарплаты-без сокращения, а кушать, как говорится. хочется всегда. Одновременно с этим граждане входят в то неудобное положение, в которое их поставили все без исключения участники продовольственного рынка, и платят втридорога за еду, которая была дешевле еще вчера.

Поставщики продуктов питания предупредили торговые сети о росте закупочных цен до 20%, об этом сообщил СМИ исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков.

Но, подождите, Росстат же только что сообщил о подорожании продуктов. И что, опять? По данным статистиков, помидоры в марте подорожали – на 14,9%, лук- на 14,1%, чеснок – на 8,9%, лимоны – на 7,8%, гречка – на 6,2%. И это далеко не весь список…Теперь, из-за угроз поставщиков, торговые сети вновь перепишут ценники в сторону увеличения. Произойдет это уже в ближайшие две недели. Ожидается, что в первую очередь подорожают кофе, чай, специи, консервы, макароны, а также хлебобулочные изделия и рыба.

По всей видимости, цены росли, растут и будут расти дальше. Но чтобы не допустить социального недовольства каждому этапу подорожания находят свой аргумент.

Сначала рост стоимости еды подали населению под соусом того, что потребитель сам виноват. Мол, граждане запустили ценовую волну, начав на волне коронавирусной паники скупать все на своем пути: гречку, сахар, консервы.. Да, люди поддались панике. Но, с другой стороны, обвинять потребителей в повсеместном росте цен на продукты — глупо. Ими движет инстинкт самосохранения. Наслушавшись ужасов по телевизору, ноги сами понесли в супермаркеты. Вдруг «черный день» уже завтра, а холодильник пустой.

Теперь новая версия подорожания – во всем виноваты «злобные» поставщики, которые хотят, как всегда, нажиться на народных бедах. Но у тех своя логика и свой «крайний» - коварный доллар. Власти много лет говорили нам о тотальном импортозамещении и полной независимости продовольственного рынка от импорта. Как бы не так! На деле выясняется, что большая половина съедобной продукции – или прямой импорт, или производится из зарубежных ингредиентов, или изготавливается на иностранном оборудовании.

Когда рубль начал падать, стало понятно, что с каким-то временным лагом, но это падение обрушится и на продовольственный рынок. Так вот уже сейчас аграриям приходятся закупать импортные составляющие по более высокой цене, что приводит к удорожанию конечной продукции.

Между тем, очевидно, что рост цен только начался. И не нужно тешить себя надеждой, что спустя недельку-другую все наладится и цены на продукты вернутся к прежним значениям. Пандемии пока не видно конца и края, как, впрочем, и разрешения нефтяных споров. Скорее всего, ситуация будет только усугубляться. Казалось бы, где вирус, где нефть и где еда? Оказывается все они рядом, в одной связке, которая и называется кризисом…

Хорошо, когда даже такие грустные истории заканчиваются хеппи-эндом. Но в нашей ситуации такой исход маловероятен. Помимо месячного выходного, который фактически перевел российскую экономику в спящий режим, а также спровоцировал рост безработицы и падение доходов, населению предстоит готовиться к еще большему подорожанию еды.