КАК ЛИКВИДИРОВАЛИ ЧЕРНОБЫЛЬСКУЮ ЯДЕРНУЮ АВАРИЮ

На модерации Отложенный

              ...До  двадцатых чисел июня 1986 года. когда начались систематические работы на разрушенном четвертом энергоблоке, переоблучали и выжигали людей методом проб и ошибок.

              Эксплуатационный персонал ценою жизни потушил пожар в машинном зале, пожарные - на крыше.Молоденькие солдаты руками и лопатами собрали радиоактивный графит (ВЫБРОШЕНО ОКОЛО 700 ТОНН! - ИЗ 1700 ТОНН ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЗАГРУЗКИ) и осколки топлива на пристанционной территории, с оборудования, с крыш вспомогательных зданий, с шинопроводов и трансформаторов подстанции  (АКТИВНОСТЬ ВЫБРОШЕННОГО ТОПЛИВА ДОСТИГАЛА 20 000 РЕНТГЕН В ЧАС).

                 После останова оставшихся трех блоков, часть работников атомной станции занималась расхолаживанием реакторов  (В ПОМЕЩЕНИЯХ  3-ГО БЛОКА УРОВЕНЬ РАДИАЦИИ ОТ 2 ДО 5 РЕНТГЕН).

                  После решения о "бомбардировке" разрушенного реактора (С ЦЕЛЬЮ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ),часть людей грузила мешки с песком, свинцом, бором и т.д., которые затем с вертолетов сбрасывали в кратер реактора  (ОБЛУЧИЛИСЬ И ГРУЗЧИКИ, И ЛЕТЧИКИ) - всего было сброшено около 5 000 тонн.

                    В это время эвакуированные жители Припяти находились в селах В РАДИУСЕ 10 КМ ОТ ЧАЭС. Многие получили тяжелейшее свинцовое поражение.

                    Радиоактивная пыль, с частицами топлива (так называемые "горячие частицы") и графита, разносилась ветром ( а это местность "розы ветров") на все четыре стороны света после каждого "мешкометания" в ненасытную пасть реактора. Ее задерживали только леса. И  поглощали при дыхании и с продуктами питания ликвидаторы, эвакуированные и жители окрестных деревень.

                     Реакция в реакторе прекратилась. О ЛЮДЯХ НИКТО И НЕ ДУМАЛ. ОБ ЭВАКУИРОВАННЫХ НИКТО И НЕ ВСПОМНИЛ. ВСЕ НАХОДИЛИСЬ В СТРЕССОВОМ СОСТОЯНИИ.

                     Колонны бесчисленных машин раздавили грунтовые дороги до пылевого месива   -  активность от пыли ДОСТИГАЛА 30 РЕНТГЕН В ЧАС ближе к зоне аварии и 10 - 15 РЕНТГЕН В ЧАС  на проселочных "магистралях", по которым толпами бродили эвакуированные, и бесцельно, и в поисках информации. Выехать из зоны было нельзя - не было никакого транспорта. Дезактивационный контроль автомашин в первые дни не проводился - их загрязненность превышала всевозможные (немыслимые, потому что смертельно опасные) допустимые нормы. Позже стало понятно: вычистить (дезактивировать) железо невозможно. В зоне к концу года были брошены десятки тысяч машин. Через 10 лет кто-то наладит бизнес по сдаче радиоактивного металла из зоны в пункты приема металлолома... кто-то будет вывозить и продавать колеса...

                       3 мая произошел внезапный выброс активности из-под запекшейся свинцово-песчаной горы над реактором, а 9 мая - около 5 тысяч тонн рухнули вниз, в пустоту, образовавшуюся в результате выгоревшего графита, - и черная пепельная туча закрыла полнеба...Мою семью (я, старая мать, дочь 9 лет и племянница 6 лет) тайком " посадил" в крытый грузовик председатель колхоза Максимовичей -полный грузовик стоящих людей....

                         Под днищами реакторов у нас не строили "ловушек" (в случае аварии реактор опускают в бетонный бункер и закрывают). После обрушения радиоактивной "горы" возникла угроза проплавления днища реактора (никто не знает - было оно или нет по понятным причинам) и попадания радиоактивности в грунтовые воды (в этой местности они залегают близко к поверхности, то есть место под площадку для АЭС выбиралось только с учетом развитости инфраструктуры). И здесь совершили свой подвиг шахтеры, которые в условиях высоких уровней радиации прорыли тоннель под реактор и сделали бетонную подушку. Она не понадобилась...

                            Оказалось, что  4-ый энергоблок не имеет хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ). И ЕГО СРОЧНО СООРУЖАЛИ  В УСЛОВИЯХ ВЫСОКИХ РАДИАЦИОННЫХ ПОЛЕЙ специализированные бригады строителей.

                              Неожиданные выбросы радиации из уже потушенного реактора продолжались и в июне.

                                Припять патрулировали беззащитные миллиционеры. Из справки городского отделения внутренних дел от 26 августа 1986 года: на маршрутах патрулирования по периметру города подразделениями милиции и Министерства обороны СССР уровень радиации составлял от 17 до 95 миллирентген в час, в отдельных точках - свыше 200 миллирентген в час. В зоне 4-го реактора - в среднем 400 рентген в час, а на территории самой станции от 0,07 до сорока рентген в час.

                               В помещениях, где спали припятские миллиционеры, висели их мундиры, причисленные к радиоактивным отходам, но захоронить их как отходы было нельзя...это форма, и она на учете.     

                              Нормативы: суточная доза для эксплуатационного персонала - 17 миллирентген. Для населения - 1,3 миллирентгена. ПОНЯТНО, ЧТО ВСЕ ЭТИ НОРМАТИВЫ - ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО.

                                НАИВНО ДУМАТЬ, ЧТО ВЫСОКИЕ УРОВНИ РАДИАЦИИ БЫЛИ ТОЛЬКО В ПРЕДЕЛАХ 4-ГО БЛОКА. Вот выдержка из справки врача по гигиене труда вахтовой группы В.Изергина:"Замеры выполнены в сентябре-октябре 1986 года. Мощность дозы в помещениях постоянного пребывания персонала от 2,5 до 100 миллирентген в час, бета-загрязненность поверхностей - от 100 до 5000бета-частиц на квадратный сантиметр в минуту. Мощность дозы в помещениях периодического пребывания персонала - от 20 до 1000 миллирентген в час, бета-загрязненность - от 2000 до 45000 бета-частиц на квадратный сантиметр в минуту".

                                  А вот акт санитарно-гигиенического обследования условий труда в производственных помещениях первой очереди (1-ый и 2-ой блоки) от 24 декабря 1986 года: при измерении мощности экспозиционной дозы (МЭД)  гамма-излучения в машинном зале, около кабины машиниста 3-го турбогенератора были обнаружены пожарные шланги с уровнями МЭД от 20 до 30 миллирентген в час ( умножьте на 8-12-часовой рабочий день машиниста).

Здесь же находился передвижной насос с уровнем МЭД от 10 до 1000 миллирентген в час. Кабины машинистов турбогенераторов не имели биологической защиты, и мощность экспозиционной дозы внутри колеблется от 7,7 до 15 миллирентген в час.

                                   Таким  документам я верю! Напомню: суточная доза - 17 миллирентген.

                                    По заключению ведущего инженера лаборатории Института биофизики Е.Тальянского от 11 августа 1986 года, " максимальное содержание альфа-активных аэрозолей в атмосферном  воздухе  в отдельных случаях превышало допустимые уровни в 25 раз", а поэтому, считал инженер, совсем не нужен проект очистки приточного воздуха от радиационных веществ на 1 и 2 блоках, разрабатываемый институтом "Гидропроект".

                                     А в это же самое время, с 20 июля по 4 августа, рабочая группа Института биофизики проводила оценку воздуха рабочих помещений этих блоков. "Поскольку концентрация бета-активных аэрозолей на крыше третьего блока станции на 2 порядка выше, чем в помещениях 1 и 2 блоков, можно предположить, что загрязнение воздуха рабочих помещений станции при отключении вентиляции происходит в значительной степени через разбитую крышу 4-го блока. Поскольку приточная вентиляция 1 и 2 блоков работала некоторое время после аварии, все воздуховоды приточных вентсистем загрязнены радиоактивными веществами. Включение приточной вентиляции приводит к возрастанию концентрации бета-активных аэрозолей в десятки раз.

                                    Бета-активность аэрозолей и степень их опасности на 89% определяется изотопами церия, ниобия, циркония, рутения.

                                  Сложный состав бета-активных нуклидов приводит к появлению дополнительных погрешностей при радиометрии бета-активности из-за принципиального отличия бета-спектра реальных проб от бета-спектра стронций-иттриевого эталона, используемого при калибровке (проверке шкалы деления) радиометров. По нашим данным, результаты бета-радиометрии...необходимо увеличивать в 3 раза.

                                    В результате выполненных исследований можно сделать следующие выводы: загрязнение воздуха помещений...превышает временные нормы (то есть повышенные - Л.К.) ДЛЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В 3,2 РАЗА ДЛЯ БЭТА-АКТИВНЫХ АЭРОЗОЛЕЙ И В 4,7 РАЗА ДЛЯ АЛЬФА-АКТИВНЫХ АЭРОЗОЛЕЙ. Для обеспечения безопасных условий труда персонала необходимо осуществлять защиту органов дыхания..."

                                   Стационарный радиационный контроль на территории АЭС проводился с помощью специальных датчиков измерения гамма-излучения " с передачей информации по радио и телефонной связи". По проекту имелось 14 точек, но , например, 9 августа 1986 года в рабочем состоянии находилось только 7. Их показания были в интервале от 0,6 до 2,34 рентгена в час.

                                     Контроль мог не проводиться по несколько дней из-за неисправности блока питания, как было со 2 по 6 августа.  Мог не проводиться и по другим техническим причинам, и по политическим соображениям.

                                   "МЫ ВООБЩЕ НЕ ОЦЕНИВАЕМ СТЕПЕНЬ РИСКА,- скажет в своем выступлении бывший министр энергетики Украины Виталий Скляров. - Мы имеем то же оборудование, что и 25 лет назад. Но остановить ЧАЭС, которая дает нам 250 миллионов рублей в год!.."

                                    А потом строили саркофаг с риском для жизни тысяч строителей...Переоблучив сотни, - пустили 1 и 2 блоки. А когда шок прошел -начались работы по дезактивации и вводу в действие 3-го энергоблока...

                                    И  не собирались останавливать даже те блоки, которые выработали свой проектный ресурс. И не только потому, что это чуть ли не в 2 раза дороже, чем строительство блока. Но главное потому, что даже  в 90-х годах  ЕЩЕ НЕ БЫЛО ТЕХНОЛОГИИ, ТЕХНИКОЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ВЫВОДА БЛОКА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

                                      СССР был энергоизбыточной страной: на каждого человека приходилось 6 000 киловатт-часов. Мощность только атомных электростанций в 1989 году составляла около 38 миллионов киловатт   ( в Японии на это время - 39 АЭС совокупной мощностью 31 миллион 480 000 киловатт, что составляло около 26% производимой энергии).

                                      Но мы грели и греем воздух: как не было, так и нет энергосберегающих технологий,а коэффициент полезного действия АЭС (на то время, сейчас - не знаю)- 30%, при этом сбросной теплоты образуется в 1,5 раза больше, чем, например, на электростанциях на органическом топливе, при одинаковом производстве электроэнергии.

                                  Сейчас в Украине над саркофагом над 4-м блоком строят еще один саркофаг...старый разрушила радиация, да он никогда и не был герметичным...и утекала радиация куда хотела.