В России планируют уничтожить архивные документы ВОВ
Собрание документов из Центрального архива Министерства обороны в Подольске, касающееся Второй мировой войны, передают в новый специальный архив. При этом предполагается физически уничтожить значительное количество документов просто потому, что «их негде хранить». Про оцифровку, да и про простое строительство хранилищ никто, разумеется, не вспоминает.
colonelcassadсобрал комментарии с военного форума.
«На ВИФ совершенно невменяемая новость. В процессе передачи фондов в новый архив Центральный архив Министерства обороны планирует уничтожить массив документов связанных с Великой Отечественной войной.
Цензурно комментировать подобные планы затруднительно.
Приветствую.
Если кто планировал ехать этим летом отдыхать, а в ЦАМО съездить через год, то советуется изменить планы — ЦАМО в декабре закроют как минимум до 2015 года. Причём с возможным уничтожением большого к-ва документов.
зы. прошу администрацию приколотить...
Я, грешным делом, подумал, что утка или опять кошмарят в стиле «просралиполимеры», но нет, в комментариях встретились подтверждения о том, что объявление уже висит в самом архиве. Подтвердил информацию и историк Алексей Исаев.
Из комментариев
Если правда, то это п@здец.
Собрание документов из Центрального архива Минобороны в Подольске, касающееся Второй мировой, передают в новый специальный архив. В процессе передачи планируется физически уничтожить значительное количество документов (по логике — уникальных оригиналов), «потому что у нас нет места их хранить». Про оцифровку, да и про простое строительство хранилищ никто, разумеется, не вспоминает.
После зачистки архива доступ исследователям в новый архив будет значительно проще, чем сегодня. Почему бы это?
Да, переезд. Сопряжённый с передачей фондов во вновь формируемый «архив Отечественной войны», создаваемый по указанию президента.
Вот тут собака и порылась: головная организация (РГВА) заявила, что «вот это вот всё» им не надобно, надобно ужаться. СИЛЬНО. Что означает, что «ненужные, не пользующиеся спросом, редко используемые дела» — составляющие, кстати сказать, 90% моей «копилки» — пойдут в печь. Как «не представляющие исторической и культурной ценности».
Приветствую!
У меня вопрос. Дурацкий. Я помню, моя бабушка долго искала своего пропавшего на фронте без вести зимой 41-го единственного брата, долго переписывалась с архивом в Подольске — как я понимаю, это был тот самый архив МО, который теперь сливают более чем в единственном значении этого слова?
Через несколько лет переписки (дело было уже в начале 80-х) ей удалось найти «дело» брата и с его помощью даже братскую могилу в Подмосковье, где он похоронен. Я правильно понимаю, что личные дела воевавших вроде вот этого моего двоюродного деда теперь будут вывалены на свалку как не представляющие исторической ценности? Спасибо. Карфаген должен быть разрушен.
Я бы не взялся решать, что «мусор», а что нет. Этот «мусор» сильно помогает «вжиться» в изучаемый период, прочувствовать его дух. К примеру, протоколы собраний от июля-августа 1921 года в Тамбовской губернии показывают, что красноармейцы весьма охотно соглашались оказывать посильную помощь крестьянам в уборке урожая и активно это делали. Штрих к теме антоновщины.
Или вот такой документ: «Лебедеву. Начальнику Полевого Штаба Реввоенсовета Республики.
Глубокоуважаемый Павел Павлович
распоряжением Л.Д. Троцкого мне назначен от Полевого Штаба паёк; до сих пор в выдаче его не было никаких препятствий, а теперь хозяйственная часть штаба начинает меня обделять, и не даёт того, что дают другим. Будьте добры, подтвердите приказом отпуск мне пайка и, вообще, моё зачисление на довольствие при Полевом Штабе; я призван на службу и работаю довольно много для Воинского Ведомства.
Простите за беспокойство.
Остаюсь преданный Вам.
М. Бонч-Бруевич.
30/IX-21 г.
Резолюции: 1. «Что за фантазия? С какой стати его обделять! С.»
2. «<…> Приказа не надо, но и обделять его не надо. Л. 1/10».
РГВА Ф.7. Оп.1. Д.156. Л.6. Рукопись
Ещё один забавный случай. Все, кто работал с документами, знают, что зачастую в делах содержатся листы с очень неразборчивым текстом. Некоторые прочитать совсем невозможно. Мне казалось, что это работа времени, всё же около 100 лет прошло. Однако всё оказалось проще. Встречается мне сопроводиловка:
«Начштаба бригады ЗВО.
С резолюцией командира дивизиона приказ за №04/опс представляю.
Приложение — приказ.
Адъютант артдивизиона Забелин»,
к которой приложен упомянутый приказ с резолюцией:
«Штаб. Прошу выслать более ясно отпечатанный. В дивизионе очков не имеется. Комдив Смок. 10/VII-21».
Приказ действительно напечатан просто отвратительно — ничего не разобрать, да по содержанию ничего серьёзного — об освидетельствовании и передаче лошадей. Кстати, Комбриг отчитал Смока:
«На докладе Комбриг приказал поставить на вид Комартдив неуместность острот в официальных бумагах. Предупредить, что на будущее на подобные явления будет обращено серьёзное внимание. Кроме того, проект приказа заготовлен в артдиве и содержание его хорошо известно. 10/7. Врид Наштабриг».
РГВА Ф.451. Оп.1. Д.125. Л.100-101.
«Мусор» ли это? Казалось бы, никакой исторической ценности эти документы не представляют, однако «дух эпохи» показывают очень ярко.
«В печку» будет жалко.
С уважением, домовой.
Проблема в том, что предположения о том, что сожгут, к делу не подошьёшь. Я с трудом себе представляю, как можно это всё проконтролировать, учитывая, что описи будут писаться заново. Так что тут чистая рулетка — откроется в 2015 году, и или всё хорошо, или всё плохо.
Для полиморсоса в ВОВ есть политдонесения.
В общем, суть в том, что в принципе есть блоки документов, которые вряд ли когда-то будут кем-то востребованы.
С уважением, Алексей Исаев.
Поскольку процесс будет долгий и постоянно подогревать интерес к теме в течение нескольких лет нереально. Тем более впереди борьба тандема на ковре в 2012 году и другие информационные поводы.

Весной 1943 года, после обнаружения в Катынском лесу останков расстрелянных польских офицеров, Москва умело воспользовалась ситуацией. Она обвинила поляков в клевете и разорвала с лондонским правительством дипломатические отношения. В это же время в СССР под эгидой Кремля шло создание марионеточного польского представительства. В будущем именно ему было суждено возглавить Польшу. Сразу после разрыва дипломатических отношений начались и вооружённые столкновения между советскими и польскими партизанами. Например, в Западной Белоруссии всю осень 1943 — весну 1944 года шла советско-польская партизанская война. Её жертвы исчислялись тысячами. Однако, осознав, что без помощи СССР с немцами справиться не удастся, поляки в конце концов попытались избегать столкновений и договориться с советскими подпольщиками. Помимо этого, чтобы продемонстрировать советскому руководству наличие не только вооружённой силы, борющейся с фашистами, но и функционирующих политических институтов, АК приступила к реализации плана «Буря».

Напрасная жертва Варшавы
Скорее всего, будет так. В 2012 году всё закроют. 9.05.2015 года торжественно перережут ленточку и откроют читальный зал. Где можно будет показать высоким гостям нанолампы и наностолы. Но реально заказать можно будет узкий сектор фондов, по поводу остального скажут: «заштабелировано», «ждут рассекречивания» или даже «какие такие танковые бригады? Вы что, молодой человек, мухоморов объелись? Не было их никогда у нас!». «Какой фонд ВДВ? Вы что, мухоморов...» ну и т.д.
Очень надеюсь, что не про@@ут и оставят в описях микрофильмы, т.к. их просто тяжело про@@ать ввиду небольшого объёма. Реально очень много нажористого предусмотрительно микрофильмировали проклятые коммуняки. Микрофильмы не берут ввиду трудностей с ксерокопированием с плёнки. Но напротив многих дел в описях стоят номера микрофильмов. Если купят к 2015 году аппарат для их просмотра и печати, как в NARA стоит, — будет гуд.
Большие риски в том, что здания старых хранилищ будут быстро рушить и отдавать территорию городу. Соответственно что «заштабелируют», а что пустят в топку — неизвестно. Хотя положа руку на сердце в топку пускать тоже есть чего. Протоколы партийных собраний полковых вряд ли кто-то и когда-то возьмёт. Вычёсывал я в 2009 году дивизионы ОМ и авиаполки — там этого мусора полно.
С уважением, Алексей Исаев.
На сейчас как:
В официозе написано 18 600 000 единиц хранения (то есть дел и их эквивалентов) всего.
В электронный вид планируют выводить максимум 200 000 архивных дел
в подвиге и пучок ещё в мемориале (1—2% примерно).
Из-под контроля государства выведено пару тысяч дел, то есть где-то 1% от того, что будет в ОБД, то есть 0,01% от общего количества (но эту цифру технически не проблема быстро на порядок увеличить — в частности, полностью снять дела с мемориала по потерям).
Сколько собираются оставить? Анализировать дела ресурсов нет — будут утилизировать по каким-то формальным критериям?
Интересно, как переломать тенденцию — вместо потенциальной угрозы государству (в самом безобидном деле может всплыть какая-нибудь вредная бумажка) рассматривать архивы как крайне полезный институт для правильной идеологической работы.
По моим данным, всё будет передано без потерь. Уничтожать не планируют.
Однако сама процедура переезда очень даже не исключает _случайных_ потерь и прочего хаоса.
Не совсем понятно, как будут с секретными делами. Там же очень нехилая часть документов является секретной, и открывать их не то что не собираются, а совсем даже наоборот... что касается онлайна, то на Подвигнарода надежда весьма слабая. Они сказали «А» по 1941 году, а по остальным годам пока резвой движухи и не видится. Оцифровка всего массива записей видится примерно столь же реалистичной, что и высадка нашей дивизии на Марсе...
В общем, весьма показательное отношение нынешних властей к отечественной истории, особенно к её «неправильному периоду».
По этому поводу накатал письмо в общественную приёмную КПРФ, может, там найдутся желающие пошуметь на политическом уровне и привлечь внимание.
«Добрый день.
На Военно-историческом форуме прошла информация, что в связи с передачей фондов ЦАМО во вновь формируемый архив Великой Отечественной войны будут ликвидированы архивные фонды, не имеющие культурной и исторической ценности.
Сам архив планируют закрыть до 2015 года в связи с передачей фондов. Информацию о таких планах подтвердил и военный историк Алексей Исаев.
В связи с этим хотелось бы обратиться в структуры Коммунистической партии как главной патриотической силы в Российской Федерации с просьбой изучить и проконтролировать этот вопрос и в случае необходимости вынести его на публичный уровень обсуждения, так как речь идёт о нашей истории, и прежде всего истории Великой Отечественной войны, которую могут начать делить на нужную и не нужную.
С уважением, Рожин Борис Александрович, Город-Герой Севастополь.
P.S. Если я обратился не по адресу, то заранее извиняюсь и прошу указать партийную инстанцию, куда следует обратиться».
Желающие могут поддержать.
Общественная приёмная ЦК КПРФ
тел.: (495) 628-04-90
эл.адрес: ck@kprf.ru
Сектор по работе с письменными обращениями граждан к Г.А. Зюганову и фракции КПРФ в Госдуме
тел.: (495) 692-73-32
эл.адрес: zyuganov@kprf.ru
Комментарий военного эксперта Александра Храмчихина.
Один советский военный историк, занявшийся изучением начального периода Великой Отечественной, в начале 70-х получил доступ в ЦАМО. И, развернув «подлинные» карты 1941-го, обнаружил, что в большинство из них вклеены листы, отпечатанные… в 1951-м! Таким образом, подлинная история начального, самого болезненного для нас периода войны была в значительной степени уничтожена ещё при Сталине. Соответственно, мы уже лишены возможности изучать настоящую историю Великой Отечественной. Она, по крайней мере частично, была сфальсифицирована сразу после окончания войны, поэтому сейчас, даже если архивы будут открыты полностью, историки получат доступ к этому «частичному фальсификату».
Надо чётко понимать, что Великая Отечественная для нас — событие ни в коем случае не историческое. Она была, есть и, видимо, ещё долго будет важнейшим политическим фактором.
С самого начала было ясно, что комиссия займётся Великой Отечественной войной. Да ещё как займётся! Судя по комментарию Павла Данилина, шеф-редактора сайта «Кремль.org», «жертвами» комиссии должны стать многие современные историки. Например, Татьяна Бушуева и Юрий Дьяков, составители «одного из первых трудов по фальсификации истории Великой Отечественной войны». Но ведь их книга «Фашистский меч ковался в СССР» — даже не монография, а сборник документов! Если уж архивные документы объявляют фальсификацией, то о научном исследовании Великой Отечественной надо забыть. Честные историки, получив фельдфебеля в Вольтеры, уедут в Лондон или уйдут в далёкие и безопасные эпохи. Кто будет судить за «фальсификацию», скажем, шумерской истории?
Две правды о Великой Отечественной войне
Как известно, до 1965 года День Победы не был ни выходным, ни праздничным. Сталин прекрасно понимал, как близко от края пропасти мы были в 1941—1942 годах и что ответственность за это несёт он. Поэтому особых поводов для гордости не видел. Однако уже при раннем Брежневе стало ясно, что в мирной жизни таких поводов на самом деле ещё меньше. И постепенно Великая Отечественная превратилась в самое светлое событие в советской истории. И ведь получается, что это действительно так — потеряли 27 млн человек, но, кроме этого, всё равно гордиться нечем. Хоть такой ценой, но до Берлина-то дошли.
Удивительным образом брежневский тренд, после некоторых метаний начала 90-х, был продолжен в постсоветской России. Пропаганда Великой Отечественной сейчас идёт уже почти на грани истерии. По сути, нынешняя власть сделала ту войну чуть ли не основой своей легитимности, хотя не имеет к войне ну совсем никакого отношения ни с какой точки зрения.
При этом, однако, всё больше проблем возникает с интерпретацией истории войны. Официозная версия практически не отличается от тотально фальсифицированной советской. Но только живём мы уже давно не в СССР, поэтому все желающие имеют свободный доступ к альтернативным взглядам на то, что происходило в 1941—1945 годах. Это напрягает. К тому же много проблем с идеологическими трактовками.
В трактовке либеральной, абсолютизирующей преступность сталинского режима и приравнивающей его к нацизму, совершенно невозможно понятие «подвиг народа». Победа считается достигнутой за счёт тотального оболванивания и заградотрядов. То, что такое невозможно, учитывая масштабы войны, никого не волнует. Самые большие проблемы в данной трактовке создаёт то, что мы победили нацизм, то есть, получается, всё-таки были «хорошими». А русские советские ведь не могут быть «хорошими» по определению. Как из этого вывернуться — неясно.
Не меньше проблем у сторонников официозной трактовки. Нынешняя власть всё же не готова совсем отрицать преступления сталинского режима и катастрофы начала войны (тем более нынешние коммунисты и нынешняя власть друг друга категорически не любят), а как их совместить с официозной ура-патриотической версией — тоже неясно. Другая сложность в том, что основой нынешнего агитпропа является антиамериканизм, доведённый уже буквально до состояния коллективного умопомрачения. Соответственно, его очень сложно совместить с тем фактом, что нашими главными союзниками в годы Второй мировой были англосаксы. Кое-где уже начинает проскакивать мысль, что, может быть, мы не на той стороне воевали… То есть, как это очень часто бывает, идеологи нынешнего режима очень хорошо сходятся с либералами. Но на официальном уровне на такой решительный поворот никто не готов.
Подлинная история при этом, вообще-то, никому не нужна. Она понадобится только тогда (и если), когда война перестанет быть политическим фактором. Впрочем, как было сказано выше, до подлинной истории всё равно не докопаться. Так что дело, увы, не в архивах.
Комментарии