На Рыбачьем — боевая тревога!

Валерий ГРОМАК

В Ура-Губе 12-я отдельна бригада морской пехоты Северного флота находилась недолго. У военного руководства были основания предполагать, что неприятель, после того как сорван был его план наступления на Мурманск, предпримет наступление в другом направлении и попытается овладеть полуостровами Рыбачий и Средний...

Для командования Красной Армии эти полуострова были важны прежде тем, что с их берегов наши войска имели возможность контролировать подходы к порту Петсамо. Кроме того, эти полуострова могли быть использованы как плацдарм для удара в тыл противника. Такие же выгоды получили и немцы, если бы им удалось захватить эту территорию. Отсюда они могли бы контролировать весьма важные ближние наши морские коммуникации. И как плацдарм наступления на Мурманск полуострова эти также могли оказаться весьма удобными.
Чтобы пресечь возможный натиск противника в районе Рыбачьего, нужно было срочно укрепить полуостров. На основании приказа Наркома обороны и Наркома ВМФ от 12.07.1942 г. к 31.07.1942 г. был создан Северный оборонительный район (СОР) под командованием героя Ханко генерал-лейтенанта С. И. Кабанова. Военный Совет Северного флота по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего издал боевой приказ: 12-й бригаде передислоцироваться на полуостров Рыбачий, укрепить его и охранять со всей стойкостью и бдительностью.
Полуостров Рыбачий расположен за Полярным кругом, его географические координаты — 69°44′ северной широты. Почти со всех сторон омывают его воды Баренцева моря за исключением узкого перешейка в юго-западной части. Перешейком этим соединяются полуострова Рыбачий и Средний — крайняя северо-западная оконечность советской земли. Северный и восточный берега полуострова Рыбачий омываются водами открытого моря, а западный и южный — водами залива Варангер и Мотовского. Рельеф местности сравнительно ровный, с невысокими горами, поросшими скудной северной растительностью. Глинисто-сланцевые породы по своему составу и внешнему виду резко отличаются от гранитных берегов материка. Полуостров имеет много бухт для якорной стоянки кораблей.
В июне бригада со всем вооружением, тылами, транспортом была переброшена на кораблях Северного флота из Ура-Губы на полуостров Рыбачий — на самый правый фланг фронта Отечественной войны. Заняв громадную площадь, морские пехотинцы начали строить оборону. На скалах, кое-где поросших мхом и в долинах, покрытых толстым слоем торфа, спешно строили блиндажи, ДЗОТы, землянки для жилья, ставились палатки.
На месте можно было найти сколько угодно камня, торфа, но основы строительства — леса — не было. Бойцы ходили везде по полуострову и нередко вдали от своих оборонительных рубежей находили старые постройки финских рыбаков, разбирали их, использовали лесоматериалы. Но и здесь приходилось ломать голову над тем, каким способом доставить эти лесоматериалы на рубежи обороны. Машины (которых на первых порах было недостаточно) из-за крутизны скал не могли добираться до расположения подразделений. Лошадей тоже не хватало. А сроки строительства крайне сжатые, надо было спешить. Командиры взводов выстраивали бойцов, направляли за бревнами, досками, организовывали доставку материала вручную — на плечах краснофлотцев.
Не так просто зарыться в гранит скал. Это понимали все, кто строил оборону. И бойцы напрягали все силы. Быстро появлялись крепкие блиндажи и ДЗОТы, окопы и огневые позиции для минометов, противотанковые рвы и надолбы. Огневым точкам присваивали имена героев. Одновременно со строительством проходила учеба...


Корректировщик взвода связи 4-го батальона Павел Дементьев

На Рыбачьем 15 июля 1942 года личный состав бригады узнал о награждении 167 участников майской десантной операции правительственными наградами. Взорвавший себя гранатой сапер Григорий Яковлевич Боровков посмертно был награжден орденом Ленина. Орденом Ленина также был награжден заместитель политрука Василий Андреевич Клыков. На краю земли, как называли в шутку полуостров морские пехотинцы, награжденным были вручены ордена и медали. Вручая награды, член Военного Совета Северного флота дивизионный комиссар А. Николаев поздравил бойцов, командиров и политработников и пожелал им новых успехов в великой борьбе. 


Дивизионный комиссар Андрей Николаев среди морских пехотинцев

Близилась первая годовщина создания бригады. По-воински — новой победой — встречали бойцы свой праздник. Они наведались в знакомые уже по майской операции места и на мыс Пикшуев, — чтобы разгромить там вновь создаваемые гарнизоны опорных пунктов и захватить пленных. Большому рейду как всегда предшествовало прощупывание берега, операции меньших масштабов. 30 августа 1942 года высадилась на мыс Пикшуев группа разведчиков под командованием старшего лейтенанта Николая Грачева. 

Пред рассветом командир группы начал движение, прочесывая берег в поисках неприятеля. На левом фланге закрепился взвод младшего лейтенанта Федорова. Впереди — захватывающей группой — двигался взвод лейтенанта Зуева. Лейтенант Носков, по мере продвижения группы, должен был высадить боевое охранение в сторону возможного появления противника с фланга. Разведчики продвигались в строну мыса Могильный. Километрах в двух от места высадки обнаружили пятерых гитлеровцев, шедших по берегу залива. Немцы заметили наших разведчиков и бросились бежать. Однако уже было поздно. Грачев приказал открыть огонь. Трое немцев были убиты, два взяты в плен. Без потерь, с двумя фашистами, возвратились на базу.
Через десять дней был осуществлен назначенный рейд основных сил. Командовать этой операцией полковник Рассохин приказал майору Боровикову. Комиссаром специально сформированного отряда был назначен старший политрук Гальченко, начальником штаба капитан Пресняков. План операции был разработан по данным тщательного наблюдения, установленного за вражеским берегом. В боевом приказе полковника Рассохина говорилось: 

«Я решил: для выполнения поставленной задачи сформировать отряд в 300 человек из разведчиков и автоматчиков 12 отдельной бригады морской пехоты и, действуя двумя группами, высаженными в районах Безымянного ручья (квадрат 1975,3) и лощины (кв. 1575-5), охватить противника с тыла, отрезать его от тылов и резервов, совместными стремительными решительными действиями обеих групп со стороны Безымянного ручья атаковать и уничтожить гарнизон опорного пункта в районе м. Пикшуев».

Командовать первой группой назначен был старший лейтенант Белозеров, командиром второй группы — старший лейтенант Грачев.

Мыс Пикшуев впадает в Мотовский залив. Он буквально «сидел» на единственной водной коммуникации Северного флота, питающей через бухты Эйна и Озерко полуострова Рыбачий и Средний. Берега Пикшуева мыса круты и отвесны на востоке и полого спускаются к воде залива на севере. Высадка десанта производилась одновременно в двух пунктах. Обе группы, высадившись на занятом противником берегу, должны были обойти немецкий опорный пункт с обоих флангов, соединиться в заранее назначенном месте, у Безымянного ручья, на высоте «Картошка». Отрезать таким образом противнику пути отхода и подброски подкрепления, а затем нанести совместный удар, отбрасывая противника в залив и уничтожая его.
К тому времени операций такого типа разработано было очень мало. Командованию бригады приходилось изучать свои собственные набеговые операции июля-августа 1941 года, слушать участников и руководителей этих операций, советоваться с ними. Для соблюдения скрытности проведения рейда отряд был сформирован под видом учебных сборов автоматчиков и разведчиков. Операция была проведена в ночь с 10 на 11 сентября.

В 21.00 10-го сентября отряд был доставлен в Эйну. 
В 22.55 закончилась посадка на корабли. 
В 0.35 у ручья высадилась первая группа. И почти одновременно в назначенном месте высадилась и группа Грачева. Начало операции протекало в точном соответствии с диспозицией.

Ночь была облачная, безлунная, но не очень темная. Первым достиг берега катер, на котором находилась группа захвата — взвод автоматчиков под командованием лейтенанта Мануйлова. Первым на скалу выскочил краснофлотец Барминский, за ним остальные. Противника не было. Едва группа рассредоточилась и заняла полукольцом оборону, Мануйлов карманным фонариком подал сигнал. Катера с морскими пехотинцами из группы Белозерова подходили, ориентируясь на узкий, неяркий луч света. Головной бот с ударной группой лейтенанта Голованя метрах в пятидесяти от берега налетел на камень. Моряки без промедления стали высаживаться в холодную воду. Пример подал командир отделения автоматчиков старшина 2 статьи Лысяк. Все добрались до берега благополучно.
Вдоль берега тянулась линия телеграфных столбов. Краснофлотец Приничный забрался на столб и перерезал провода. Группа немедленно начала продвигаться к «Картошке» — на соединение с группой Грачева. Ни дороги, ни даже тропы. В темноте, продвигаясь навстречу друг другу по незнакомым нехоженым скалам, должны были соединиться две группы, высадившиеся на расстоянии четырех километров друг от друга.
Противник заметил морских пехотинцев уже близ высоты «Картошка». Видимо, приняв моряков за своих, немцы просигнализировали им карманным фонарем. Им никто не ответил. Даже и это не обеспокоило фашистов, они передали еще несколько сигналов, но так и не получив ответа, упокоились. Группа Белозерова достигла условленного места встречи. Грачева и его людей еще не было. Радист передал радиограмму майора Боровикова: «Достиг “Картошки”. Начинаю чистить».
В 8.10 с восточных скатов «Картошки» противник неожиданно открыл огонь из двухорудийной батареи и двух 80-миллиметровых минометов. Обстреливалось, как стало ясно, место недавней высадки десанта. Старший лейтенант Белозеров и лейтенант Поярко доложили майору Боровикову, что, судя по отчетливо видным вспышкам выстрелов, батарея находится не далее чем в 500 метрах. Они попросили разрешения немедленно ее атаковать. Боровиков разрешил, но послал при этом и взвод автоматчиков Мануйлова, чтобы атаковать одновременно батарею с северо-востока.
Белозеров и Поярко, оставив в прикрытии группу лейтенанта Мошкина, устремились к батарее. В сотне метров от батареи были даны две белые ракеты — условный сигнал атаки. По рассказам товарищей, краснофлотец Шишков первым выкрикнул традиционное матросское: «Полундра, фрицы! Матросы идут!» — Моряки обрушились на батарею и после короткого десятиминутного боя, в котором действовать пришлось больше ножом, чем пулей, оба орудия и два тяжелых миномета были в руках морских пехотинцев. Немцы были истреблены до последнего. Не ушел ни один.
За период с августа по октябрь 1942 года противник потерял только убитыми 1 467 человек. За это же время было разрушено 56 дотов и дзотов противника, 39 землянок, 12 складов с боеприпасами и продовольствием. Боевые действия на этом участке фронта были настолько активными, что немецкое командование так и не смогло осуществить предусмотренную планом переброску 6-й немецкой горно-егерской стрелковой дивизии с этого участка фронта на Кавказ.
…Наступила годовщина создания бригады морской пехоты. В этот день была получена телеграмма Народного Комиссара военно-морского флота СССР адмирала Николая Герасимовича Кузнецова: «Ставлю в пример другим флотам и флотилиям умелое, смелое, дерзкое проведение операции по разгрому Пикшуевского гарнизона. Нарком».
На празднование годовщины приехал Начальник Политического Управления СФ дивизионный комиссар Торик. На митинге он сказал:
— Ваша часть уже прошла славный боевой путь, у вас больше двухсот человек награжденных. Пусть их мужество, стойкость и мастерство воодушевляют всех бойцов и командиров на новые боевые подвиги.
Полгода спустя 12-я отдельная бригада морской пехоты Северного флота была удостоена высокой воинской награды: 27 февраля 1943 года Президиум Верховного Совета СССР наградил бригаду орденом Красного Знамени.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ КОРАБЛЕЙ И ЧАСТЕЙ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество наградить: Орденом Красного Знамени 12-ю Отдельную Бригаду Морской пехоты

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР М.КАЛИНИН
СЕКРЕТАРЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР А.ГОРКИН

Москва, Кремль
27 февраля 1943 года


***

Великая Отечественная война продолжалась. Морским пехотинцам Северного флота предстояли новые бои. Знамя свое, полученное в январе 1942 года, бригада в короткий срок сумела покрыть славой побед, славой матроской стойкости и высокого мужества, славой верности своей Родине и своему народу. И слава эта будет расти и множится в грядущих боях.

Фото обложки: командир отделения роты автоматчиков старшина 1 статьи Николай Кириллов. Полуостров Рыбачий, 1942 год. Автор снимка С.Шиманский.