Лукашенко заявил о капитуляции России в нефтяном споре с Белоруссией

На модерации Отложенный

Обвальное падение цен на нефть и сложности с ее экспортом в Европу и Китай, похоже, вынудили Кремль «подписать капитуляцию» в нефтяном споре с Белоруссией.

После трех месяцев почти полной остановки поставок на белорусские НПЗ, из-за которой Александр Лукашенко начал искать альтернативных поставщиков от Казахстана до США и грозил запустить в реверсном режиме трубопровод «Дружба», Россия возобновит снабжение Белоруссии «в полном объеме», сообщила пресс-служба правительства РФ.

В ходе телефонного разговора премьеры Михаил Мишустин и Сергей Румас «отметили достижение принципиальных договоренностей по параметрам сотрудничества в нефтяной сфере», которые учитывают «взаимные интересы сторон», говорится в сообщении кабмина.

Новые предложение в Минск поступили из России три дня назад, рассказал сам Лукашенко на совещании с правительством в субботу.

«Я так понимаю, россияне полностью пошли на наши предложения по поставкам нефти», - обратился он к главе президентской администрации Игорю Сергеенко.

Тот, как сообщает госагентство БелТА, подтвердил слова Лукашенко и добавил, что предложения России были рассмотрены на заседании рабочей группы.

По данным государственного концерна «Белнефтехим», марта нефть на белорусские НПЗ по рыночной цене без премии, помимо компаний группы «Сафмар» миллиардера Михаила Гуцериева, начнут поставлять еще пять российских предприятий. По итогам марта Минск планирует закупить для двух своих НПЗ около миллиона тонн нефти.

Белоруссия приобретала российскую нефть для Мозырского и Новополоцкого НПЗ по льготной цене за счёт отсутствия экспортной пошлины, поскольку обе страны входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Однако после проведения в России налогового маневра размер этой «скидки» начал снижаться.

По оценке белорусской стороны, в 2019 году страна потеряла около 330 млн долларов, а за период 2019-2024 годов издержки могли превысить 10 млрд долларов. Минск настаивал на пересмотре формулы цены нефти для белорусских заводов, чтобы компенсировать тающую льготу.

Москва, в свою очередь, увязывала нефтяные льготы с углублением интеграции. В июне прошлого года глава Минфина Антон Силуанов объяснял: «Наша позиция в том, что нам необходимо принимать комплексное решение, которое бы касалось видения нашей дальнейшей интеграции в части союзного договора, и тогда мы будем понимать и орбиту наших финансовых отношений. Просто так выхватывать какие-то позиции - компенсацию налогового маневра, кредит - не совсем правильно, все это нужно смотреть в комплексе».

Кремль предлагает Белоруссии дешевые нефть и газ за утрату суверенитета и вступление в единое государство, говорил Лукашенко в феврале 2020-го после очередного раунда переговоров с РФ.

«В руководстве России намекают на присоединение в обмен на единые цены на энергоносители», но ни белорусский, ни российский народы никогда не захотят пойти по этому пути, объяснял он.

«Они понимают интеграцию как поглощение Белоруссии», - говорил Лукашенко, добавляя, что «это не интеграция, а инкорпорация», на которую Минск «никогда не пойдет».