ПРИЗРАК ЗАЧУМЛЕННОГО ГЕГЕМОНА–1

На модерации Отложенный

Отсутствием в современной литературе героев от рабочего класса озаботился в интернете  писатель Лившиц,  что и толкнуло меня порассуждать на эту «немодную» тему.

Пресса, литераторы, политологи, блогеры и прочая, шуршащая клавиатурой братия, пишет обо всем только не о главных персонажах мира – рабочем человеке.А ведь именно благодаря гегемону еще держится этот обморочный мир. Грустно и больно за рабочий класс. Увы, нет в современной литературе новых смелых и честных Румянцевых, принципиальных Потаповых, мастеров на все руки, типа  Георгия Ивановича (Гоши, Гоги),  слесаря из НИИ, нет типажа, похожего на безрукого председателя колхоза Егора Трубникова, который воевал, как работал и работал, как воевал. Это все утраченные эталонные примеры, – как нужно жить, какие ценности исповедовать, чему учить молодежь, это, если угодно, ушедшие в прошлое уроки Жизни. Этим героям подражали, хотели на них походить,  книги и кино про них вдохновляли на труд и пусть вас, читатель, не коробит этот идеологический штамп. Да и сам труд был не кабалой, а романтическим уделом.  Есть вещи от повторения которых они не теряют своего смысла, ибо теорему Пифагора можно повторять тысячу раз на дню, но она от этого не потеряет своей неопровержимой сути.

Мобильные телефоны – научно-технический шедевр, незаменимая форма общения на расстоянии, интернет с его электронной почтой, скайпом и прочими достоинствами – вообще что-то фантастическое... Когда-то, лет 40 назад, в альманахе "Эврика" был опубликован прогноз писателей-фантастов, в котором был и такой: в 2020 году появится видеофон, с помощью которого можно будет общаться визуально. И это произошло: могу по скайпу вызвать любого своего контактера и от души поболтать с ним и заодно показать ему обложку новой, только что купленной, книжки или же одного из своих котов, которые любят лежать у меня за спиной на диване.А чьими руками сделано это чудо ХХ века? Руками гегемона.  (А кем придумано? Ну, конечно же, прилетевшими на Землю инопланетянами. В самом деле, тут есть над чем поломать голову: до паровоза человечество шло более пяти тысяч лет, а тут за какой-то век человеческие умы настолько быстро побежали «впереди паровоза», что невольно приходит мысль о подкинутой из  космоса шпаргалке). «А кто основные пользователи этих чудес? Все, кому не лень, но только не сам гегемон.
В 90-е годы, когда все валилось и скособочивалось, когда в электричках и автобусах не было ни одного "живого", не порезанного хулиганами дивана, когда телефонные будки продувались всеми ветрами "перестройки", не имея ни единого стекла, а внутри будки, болтался бесполезный аппарат, у которого не было  ни трубки, ни номеронабирателя... вот в то время меня часто навещала надежда: видимо, реальные перемены к лучшему станут заметны только тогда, когда и сиденья в электричках будут целыми, и телефонные будки – в полном порядке. Конечно, не я один  задавался вопросом: что же в жизни произошло такого, что мы дожили до такого бедствия? Тогда у меня не было ответа, сейчас есть: из жизни вместе с заводами, фабриками, транспортными предприятиями и тысячами других производств уходил рабочий класс. Класс, цементирующий общество, какой бы идеологии оно ни придерживалось. Он, подобно «Титанику»,  исчезал на глазах, что напоминало примерно такую картину: в акваторию, заполненную родниковой водой, вдруг через прорванные плотины стали поступать отходы, сначала бытовые, затем производственные и в конце концов в эту акваторию хлынули неудержимые волны фекалиев. Вы ж понимаете, что я под этим подразумеваю.
С исчезновением производств и гегемона исчезли у государства денежки, а брать-то их было неоткуда. Вот и началась всеобщая социальная непруха. Обвал. Родниковые воды превратились в дерьмовый отстойник, по странам пошли толпы обездоленного люда, бюджеты накрылись, вся вразумительно созданная система затрещала по швам и мы ввалились в катастрофу .Вот тогда и появились порезанные сиденья, разбитые телефонные автоматы, опустевшие города, оставленные без пригляда заводы и нивы, буйным цветом зацвели бандитизм, коррупция, безхозяйственность и вселенское наплевательство на идеалы. Доброе слово, высокий поступок стали не в чести, все взбугрилось, завоняло, покрылось черной ядовитой плесенью. А впереди было будущее – капитализм. Нами же «выстраданный» (или нами же накликанный), который мы все начали возводить как умели, ударно, но уже без степенных, умных, а порой и золотых рук Гегемона, который целиком был вытолкнут в позорную, нищенскую отставку. Соль земли превратили в обыкновенную грязь. Вернее, втоптали ее в грязь. «И сколько лет я пролежал в траве, не видно мне из плоти одичалой, как будто вечность босиком ко мне по лезвию годов бежать не добежала». Так написал о том времени один поэт.

А можно ли что-то вернуть? Можно ли снова вместо ролика о пользе геморроидальных свечей показывать (и как можно чаще) человека труда, результаты его работы, красоту и обаяние трудовых профессий, как это делали раньше? Где «Весна на Заречной улицы», где «Девчата», «Большая жизнь», где «Москва слезам не верит»…где шедевры, прославлявшие гегемона, вдохновляющие и дающие надежду?
Да, я могу загорать на пляже и общаться с приятелем, который живет...допустим, в Великих Луках.  Разве раньше мог я об этом мечтать? Более того, новые кабины с новыми (не чета старым) телефонными аппаратами, несколько лет простоявшие на месте разбитых советских, вдруг стали исчезать. Вот ведь что случилось. Исчезают из-за ненадобности. Произошла поголовная "мобилизация". Нет нужды в телефонных кабинах. И сиденья в электричках –целые, покрыты мягкой материей… И что? Стал ли я более счастливым? Появилось ли у меня чувство уверенности в завтрашнем дне, которое было у меня во времена до порезанных сидений и покореженных телефонных  автоматов?

Мне скажут: ну, вот, опять завел шарманку о "застольных застойных"... Позвольте, не согласиться. Пока иду в контексте статьи Лифшица: да, мир преобразился, много появилось "кнопок", сайтов, каналов, блогов, но почему-то душа, при виде этого технического, и, прямо скажем, чудесного  изобилия,  не радуется. А не радуется она потому, что в отличие от научно-технического прогресса, который изменяет саму форму существования, внешний ландшафт и нутро жилищ до неузнаваемости, нутро человеческое остается все тем же – что и тысячу, что и пятнадцать лет назад. Как было на руках десять пальцев, так и осталось. Как было пять органов чувств, ровно столько же  осталось и поныне. Но если же раньше при наличии этих пяти органов чувств все люди были более или менее равны, то сейчас между людьми стоят не только стальные двери и сейфы, людей делит страшная социальная «пневмотизация». Сегодня «простой человек» – это не более, чем пыль на ветру.  Хотя ничего принципиально  нового в человеческой сущности не появилось. Ведь, если верить классику гегемона, чтобы ни было, какого бы ранга человек ни был, все равно звание «человек» звучит гордо. Должно бы звучать…а оно не то что не звучит, оно вычеркнуто не только из обихода, но и из всех человеческих ценностей. А потому, казалось бы, набор "счастливых причин" остался тем же (красота, любовь, духовная близость, путь к поставленной цели, взаимопонимание, мир в семье и мир...в мире, определенность, здоровье, ощущение родства душ... рождение ребенка, первые шаги и первые его слова, внимание порядочного человека, радость от высокого помысла и высокого поступка, о которых мы раньше узнавали из хороших книг и кинофильмов, но отнюдь не из "Улиц разбитых фонарей" или «Секса в большом городе»), а контекст в котором эти причины пребывают не соответствует их высокому предназначению – нравственному совершенству. И сейчас мы вынуждены хлебать эту серую похлебку от т.н. культуры, поскольку  новых "Воскресений" и новых "Летят журавли" или "Чапаева" с "Трактористами" и "Тихим Доном" не пишут и не ставят. А ведь кто-то делает и поныне эти трактора, кто-то на них обрабатывает землю, а во время цунами, как сейчас в Японии, борется с катастрофой; кто-то собирает  самолеты, которые красивы, как ласточки, и конструктивно сложны, как хорошая песня, но что мы знаем о людях, которые их производят и которые на них летают? Впрочем, кое-что знаем, например, о тех самолетах, которые сейчас летают над Ливией: они "сверхточными" бомбометаниями убивают мирных жителей. Но знали, любили и помним (и после нас будут помнить) летчиков-истребителей Покрышкина, Кожедуба, и, конечно же, самого главного летчика всех времен и народов  – Юрия Гагарина. Образец подражания на все века, которые выделены человечеству.
Лежащий у меня в кармане мобильник напоминает о себе только тогда, когда издает сигнал. Книга, в которой описана, зафиксирована, целая жизнь, если не сказать – эпоха человеческих судеб, и которая тронула мою душу (например, «Война и мир», «Сага о Форсайтах» или «Семья Будденброков»), может молчать, может находиться от меня на расстоянии тысяч миль, все равно будет напоминать, будить и волновать мое воображение. Для ее ценности, как и для картин Левитана и Рембрандта, нет срока давности. А вот у мобильника, самого накрученного компа или даже у новенького "ролс ройса" – всего лишь "минута славы". Через очень короткое время любое чудо технического прогресса становится неодушевленной вещью, к которой моментально привыкаешь и которая становится абстрактно несуществующей. Хотя и незаменимой. А красота и гармония? Вечны! Как первая любовь. Как траур по ребенку и любимому человеку – он, увы, тоже вечен. Ибо это из нашего такого «малочисленного»  и такого непреходящего набора чувств.
Кто же спорит: лучше быть здоровым и богатым, чем больным и бедным... Но здоровому и богатому вдруг зазвонит мобильник (предположим, самый современный и из чистого золота), "И ответит тебе чей-то голос чужой: "Он уехал давно, нет и адреса даже". И тогда ты заплачешь: "Единственный мой!..»
А можно и с помощью голубиной почты получить такое известие, которое резко изменит "вектор" человеческой судьбы.  Натан Ротшильд (с помощью голубя) получил информацию о битве при Ватерлоо на два дня раньше других воротил, что позволило ему очень рачительно распорядится акциями и...разбогатеть. В роскошный лимузин можно усадить красавицу Голливуда и умчаться с нею на "край земли", где райские кущи... А можно уподобиться судьбе принцессы Дианы, которая на взлете "личного счастья" превратилась в личном авто, прости меня господи, в отбивную котлету. И не надо быть гадалкой, чтобы представить, какой цунами чувств пережили дети Дианы, отец и мать ее возлюбленного, известие о гибели которого пришло к ним по...сотовому телефону. Но это крупная "авария жизни", потрясшая миллионы обывательских душ. В нашем случае, вспомним о Марине Малафеевой, жене футболиста "Зенита" Вячеслава Малафеева. Все радости жизни, казались, были у их ног, но одно неверное движение баранки и...

И как всегда, одновременно с "большими катастрофами" в мире свершаются миллионы "малых аварий", буквально взрывающих человеческие судьбы. И поверьте, многие из них по накалу драматизма и неповторимости намного превосходят "большие катастрофы", но мы о них никогда не узнаем. А ведь это потрясающая утрата для памяти всего человечества.
Была мода – писать книги о "маленьком человеке", сейчас это забытая тема, которую затмили судьбы олигархов, "больших политиканов", "великих гангстеров" и не менее "великих ментов". Все – приплыли.

(продолжение следует)