“Патриотизм есть рабство” Лев Толстой объясняет почему

“Патриотизм есть рабство” Лев Толстой объясняет почему

 

 

 

Спасибо за подписку на канал!

 

 

. Ранее я думал делать выпуск с Толстым, но еще не искал его интересных высказываний. И вот на днях друг мне показывает этот отрывок:

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти.
Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.
Патриотизм есть рабство.

 

Мне всегда патриотизм казался чувством, которое можно повернуть по-разному. Но все же в истинном его понимании представлялся мне любовью к родине, возможно малой. Любовью к людям, природе и всем остальным компонентам места, где ты живешь.

Я заинтересовался в трактовке версии от Льва Толстого и продолжил поиски его высказываний на тему патриотизма. Вот еще одна популярная цитата:

«Патриотизм» — чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, — всякий человек, под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести.

Это было сказано в очерке “Патриотизм и правительство” в 1900 году

Я прочитал его полностью в надежде на то, что там будет сказано о том, что это не тот патриотизм, который мы привыкли испытывать. Что есть некий “правильный” патриотизм и Толстой обязательно его обозначит.

 

Толстой в молодости

Толстой в молодости

Но все же это именно патриотизм в своем классическом понимании.

Лев Николаевич еще в позапрошлом веке считал его идею устаревшей. Он считал, что плохо считать свой народ и государство чем-то лучше других.

“Патриотизм, как чувство исключительной любви к своему народу и как учение о доблести жертвы своим спокойствием, имуществом и даже жизнью для защиты слабых от избиения и насилия врагов, — был высшей идеей того времени, когда всякий народ считал возможным и справедливым, для своего блага и могущества, подвергать избиению и грабежу людей другого народа”

Также он рассказал об одном разговоре с англичанином по поводу войны. Толстой заявил, что она происходит из-за патриотизма англичан. Англичанин объяснил, что это дурной патриотизм, а “настоящий” заключается в том, чтобы его граждане вели себя культурно и порядочно. На что получил вопрос: “Разве вы не желаете этого для всех?”. Англичанин сказал “Конечно желаю!”. И тогда Толстой сказал, что это не только не есть патриотизм, а также исключает его.

Лев Николаевич называет патриотизм инструментом правительства для поддержания народа в рабстве.

Если было время, когда правительства были необходимое и меньшее зло, чем то, которое происходило от беззащитности против организованных соседей, то теперь правительства стали не нужное и гораздо большее зло, чем всё то, чем они пугают свои народы.

Поразительно то, насколько футуристичные даже по сегодняшним меркам у Льва Толстого были мысли. Единое братство народов и глобализм наступят еще не скоро.

 

Мне кажется слова писателя имеют смысл. Но также я не вижу ничего плохого в том, чтобы любить некоторые особенности своей родины. Хотя Толстой и сам любил Россию и скучал по ней в дальних поездках, патриотизмом он это никак не называл.

А что вы думаете по этому поводу? Считаете ли себя патриотом или уже нет? Насколько сильно государство сегодня давит на это чувство по вашим ощущениям?

Также рекомендую оценить предыдущий выпуск с цитатами Льва Толстого по этой ссылке.