Что считалось в степи признаком "неописуенной" красоты? Ни за что не угадаете
На модерации
Отложенный
Это авторский блог режиссера Ермека Турсунова
Друзья!
Продолжаем погружаться в мир традиций и обычаев наших предков. Сегодня новая глава моей книги "Қарашаңырақ". Речь пойдет о том,
Как казахи устанавливали каноны
А теперь о том, в чем мы все прекрасно разбираемся.
Нет, не о политике. И не о футболе. И не о мировом финансовом кризисе. Давайте поговорим о женской красоте.
Тема, как вы понимаете, занимательная. Можно сказать, даже захватывающая. Впрочем, возможно, для кого-то и не такая уж интересная. Таким я сочувствую.
Каноны женской красоты в разные времена были разными. И это не новость. Причем у каждого народа они были свои. Каноны, имеется в виду, а не времена. Кому-то нравились пышечки, а кому-то – дрыщи, кто-то ценил высоких, а кто-то с ума сходил от коротышек, но во все времена понятия о прекрасном воплощали в себе в первую очередь именно женщины. Мужчины, конечно, тоже ценились, но в куда меньшей степени. И, я думаю, это правильно. Это сейчас мир повело куда-то не туда. Я бы даже сказал, что мир конкретно свихнулся.
Мужиков стали наряжать и раскрашивать как новогодние елки, в итоге иной раз не разберешь, кто перед тобой – он или она? А может, это оно?
А когда-то в степи в женской красоте разбирались очень тонко и ценили ее весьма высоко. В древних легендах и сказках на описание женской красоты не жалели красок. В них, как правило, зачетными красавицами были ханские отпрыски. Ну что ж, ничего с этим не поделаешь. Даже в те времена степные сказители четко придерживались конъюнктуры момента и соблюдали политкорректность.
Случалось, правда, что изредка необыкновенной красавицей оказывалась дочь какого-нибудь неимущего бедолаги. Однако такой бонус, как правило, редко приносил его обладательнице радость и безбедное существование. За красавицу устраивались нешуточные баталии с жуткими кровопролитиями, затевались междоусобицы, иногда даже войны. В результате несчастная красавица, испив чашу скорби до дна, оказывалась замужем за каким-нибудь упырем, шайтаном, водяным, кащеем, драконом или же правителем какой-нибудь малоразвитой страны из третьего мира… Откуда ее в обязательном порядке должен был высвободить какой-нибудь батыр, тоже, как правило, представлявший низшие слои населения.
По ходу спасательной операции ему предстояло совершить массу подвигов, решая проблемы представителей колдовского сообщества. В итоге из всех этих передряг он выбирался не всегда психически и физически здоровым. Что не мешало ему в дальнейшем жить в радости и умереть с улыбкой на устах. Хотя, может быть, я и утрирую.
Что касается собственно степных канонов, то, надо сказать, они радикально отличались от установок всего остального мира. В особенности – европейского.
Для наглядности, спорим, вы ни за что не угадаете, что именно считалось в степи признаком "неописуенной" красоты?
Нет, не ноги, не грудь и не лицо. И даже не ж… Ой! Я хотел сказать, фигура.
Самым главным признаком женской красоты были… волосы. Да, именно так. Длинные, черные, густые и шелковистые. И чем они были длиннее и чернее, чем гуще и шелковистее, тем девушка считалась красивше ("ұзын қара қалын шаш"). Часто родители, желая новорожденной дочери стать длинноволосой красавицей, называли ее говорящими именами: Сулушаш, Алтыншаш, Гульшаш, Карашаш…
На втором месте в критериях красоты была… Тоже ни за что не отгадаете.
На втором месте была кожа. Тонкая, нежная, чистая, белая. Почему? Потому что под палящим степным солнцем сложно было сохранить такие ее качества. Потому-то степные менестрели и приписывали столь редкую красоту в основном ханским неженкам. Белоручкам. Они ж не упахивались с утра до ночи по хозяйству, не возились со скотом, не топили очаги кизяками.
На третьем месте были глаза. Отсюда и благозвучные женские имена Каракоз, Айкоз, Аякоз, Ботакоз, Мейрамкоз…
Главным образом степняков впечатляли большие черные глаза. Что также было явлением крайне редким. Я имею в виду не черноту глаз, а их форму. Обладательницы круглых или миндалевидных встречались не везде и не всегда. И этому тоже было свое объяснение. Их даже несколько. Но одно из самых оригинальных мне, например, запомнилось. Приведу его вкратце.
Один великий степной поэт в одном из своих великих произведений, сейчас уже не помню ни имени его, ни произведения, но это не так важно. Важно, что в нем он обозначил главную причину. Согласно его рассуждениям, матушка-степь очень любила своих сыновей и дочерей. Поэтому она всячески прижимала их к себе, хотела приобнять, приласкать. В результате такой любви земное притяжение, которое, надо полагать, особенно ощутимо в открытой степи, сыграло с нами злую шутку, и именно из-за этого у наших предков слегка сузились глаза, обострились скулы и скривились ноги. Генетически это обстоятельство передалось уже далее по наследству. С тех пор у нас глаза преимущественно узкие, скулы выпирают и с ногами все достаточно скромно. И показательно. А все из-за земного притяжения. Вернее, из-за любви матушки-земли, которая слегка переборщила со своими чувствами.
Впрочем, в последние годы, как я заметил, с глазами, ногами и кожей, особенно в больших городах, где масса салонов и всевозможных клиник, где, в свою очередь, наладили конвейер мастера пластической хирургии, у нас все кардинально поменялось. Длина, белизна, глубина и широта значительно скорректировались. А может, земное притяжение слегка ослабилось по отношению к нам. Степь уже не так нас любит и не особенно к нам тянется. Скорее всего, так оно и есть. Посмотрите, что у нас творится с антропологическими показателями на всевозможных смотрах и конкурсах. Там все соответствует современным требованиям. Все в порядке и с глазами, и со скулами, и с длиннотами.
Ну ладно. Что-то мы отвлеклись. Пойдем дальше.
Красивым глазам в комплекте положено было иметь соответствующие ресницы и брови. В этом смысле особенно умиляло, когда ресницы были густые и длинные, как у верблюжонка, а брови по форме напоминали полумесяц.
Затем уже ценился нос: прямой и тонкий (қыр мұрын). Потом уже зубки – белые и ровные (інжу тіс – словно жемчуг). Потом уже ротик – маленький и аккуратненький. Потом ушки – тоже маленькие и не вразлет. Потом лоб – открытый и большой. Потом – шея: тонкая, лебединая. Не лишним был и румянец, подчеркивавший ослепительно белую кожу. Затем уже талия – "тал шыбықтай бұралып тұр" (как тростиночка). Затем гибкие тонкие пальцы…
Как видите, критерии были довольны подробны и взыскательны.
Зато наши предки не особенно заморачивались насчет роста девушек. Достаточно было каких-то ста семидесяти сантиметров.
Это в идеале. Все, что выше, считалось нежелательным – сорайған ұзын (небоскреб). Ну и над коротышками незлобливо посмеивались. Но тут тоже все было на тоненького: да, коротышка, зато характер золотой.
Пышек называли тегенедей құйрық ("дай бог каждой такой агрегат") или бураның санындай ("верблюжья ляжка").
Между прочим, должен сказать, что в старину не особо радовались щедрым размерам женской груди. Никого это особо не прельщало. Да и самим обладателям пышных форм большая грудь причиняла массу неудобств. Особенно при постоянных конных переездах. А если еще и галопом... А потом еще и пыхтеть по дому. Про таких говорили "емшегі иттің басындай" - буквально "сиськи с собачью голову".
Красивой считалась маленькая грудь. С кулачок. Поэтому ее часто туго перевязывали. В таком виде девушка смотрелась как тинейджер. Что говорило о ее юности и свежести. Большой бюст, как правило, говорил о материнстве. О взрослости.
Кстати, о возрасте. Девушка двадцати лет считалась чуть ли не старухой. Засидевшейся старой девой. Поэтому она одевалась таким образом, чтобы подчеркнуть талию и грудь. И чтобы талия была осиной, а грудь – подростковой.
В богатых семьях девушки следили за питанием. Старались придерживаться диеты. Не таскали все подряд из холодильника. Не хрустели по ночам под одеялом припрятанной лепешкой и не тарились за юртой с баурсаком в кулачке. Соблюдали правильный образ жизни, составляли разнообразный рацион, следили за холестерином, не шлялись по кабакам и обходили стороной заведения фастфуда.
Использовали косметику. Не из парижей, правда. И не из лондонов. Но тоже ничего. Не из Мухосранска.
Пудру делали из толченого риса. Румяна – из цветка еңлік гүл (эдельвейс). Тушь для ресниц и бровей производили из лошадиного жира. Ногти красили хной. Вообще, должен сказать, наши прапрапрабабушки слыли щеголихами. И не были обжорами.
Кстати говоря, у казахов не принято было употреблять пищу в горячем или холодном виде. Оптимальной считалась теплая еда. Рыбой питались исключительно бедные. Есть на ходу или стоя запрещалось. Точнее, это было просто неприлично.
Хозяйки боялись рассыпать соль. Или муку. Это могло привести к ссоре. Или к неприятностям. А если случайно пролилось молоко, то нужно было смочить в нем пальцы и попросить прощения у аруаков. Иначе они разгневаются. Пятно, что осталось после пролитого молока, присыпали землей.
Вообще, к молоку относились с уважением. В особенности к его цвету. Белый цвет считался сакральным: им благословляли или, наоборот, могли проклясть.
Неженатым джигитам запрещалось есть қаспақ – это осадок прокипяченного молока, который оставался на дне казана. Вкусный, между прочим. Считалось, что если его поесть, то на свадьбе пойдет дождь. Часто смеялись, если такое случалось: значит жених ел қаспақ в детстве.
Также молодым нельзя было есть баранью голову, если живы родители. А еще казахи не употребляли в пищу птичьи головы и их лапы.
Сладкое и всякие десерты ели только дети. Или женщины. Сладкоежек среди взрослых мужиков в степи не было. Об этом говорят исторические хроники. А если такие и были, то они тщательно скрывали свой недостаток. Потому что мужик-сладкоежка становился объектом всеобщих насмешек. Его бы просто заклевали его же друзья-товарищи. Между прочим, такие же тайные сладкоежки, любители разных пирожных, тортов и шоколадных конфет.
Но что-то мы забыли о нашей сегодняшней теме – о красоте. Еда, конечно, тоже тема жизненная, но нам лучше вернуться.
Еще одним обязательным признаком красоты считалась походка. Грациозная, плавная и в то же время энергичная. Девушка должна была не идти, а плыть. Как лодочка по волнам. Тогда это шло в зачет. И на коне она должна была сидеть с прямой спиной и высоко поднятой головой, а не согнувшись в три погибели, носом вниз – что неудивительно после изнурительной перекочевки.
Суетливая, косолапая, сутулая походка выдавала плебейское происхождение. И неряшливость. Таких дразнили.
И, конечно, голос. Он должен был быть ласковым, мягким, чистым и волнующим. Вот тогда это считалось самое то.
Высокие, визгливые, крикливые голоса никому не нравились. Даже если девушка по всем остальным параметрам соответствовала канонам, одно это обстоятельство перечеркивало все ее достоинства. Словом, голос тоже имел существенное значение. А что касается девушек, что разговаривали сиплым прокуренным басом, так те вообще наводили на всех ужас. От них молодые джигиты бегали огородами.
Обладательницами всех перечисленных достоинств и параметров народ всячески гордился, воспевал и восхищался ими. И пусть в степи никогда раньше не проводились всеобщие смотрины, слава о таких неземных красавицах быстро разлеталась по всей округе. На них съезжались полюбоваться женихи, ищущие себе невест, богатеи, коллекционирующие свои гаремы, разные авантюристы и искатели приключений, страждущие и просто любопытные. О прелестницах сочиняли сказки и легенды, им посвящали стихи и песни, осыпали щедрыми дарами.
Между тем в незапамятные времена о женщинах в степи говорить вслух не рекомендовалось. Это была закрытая тема. О них вообще предпочитали помалкивать. Даже справляться о здоровье жен запрещалось. Могли воспринять как оскорбление ("А тебе какое дело до здоровья моей жены?!"). Это потом уже, под влиянием исторических перемен, запретный вопрос потихоньку стали разминать. И слава богу. Иначе сегодня без этой волнующей темы мужскому сообществу, в принципе, не о чем было бы просто посудачить. А мы ж с вами знаем, какие мужики сплетники.
Что касается канонов относительно сильного пола, то в те благословенные времена все было намного проще.
Нормальному мужчине, вернее, тому, кого можно было бы причислить к эталону, достаточно было иметь низкий голос, большой нос, высокий рост, широкие плечи, твердую походку и важную осанку. Все. Этого с лихвой хватало, чтобы носителя всех этих опций эксперты смело записали в красавчики. Такой эталон мог запросто открыть свой аккаунт в инстаграме, выложить туда все свои "туалетолуки" с едой и без оной, и никто бы его за это не осудил.
А-ах, да! Еще нужен был конь, сильный, видный, ходкий и резвый. Желательно призер популярных соревнований и турниров. Такой конь как бы дополнял общий брутальный образ, беря на себя значительную часть мужского боекомплекта.
И, наконец, в качестве вишенки на торте, нужно было иметь прямой взгляд. Это обязательно. Бегающие глазки не прокатывали. Они выдавали мелкого воришку, отвратительного лгуна и мерзкого пакостника. Такого ушлагана небеспричинно считали уродом и старались не принимать ни в одном доме. А если он все-таки каким-то образом туда пробирался, то хозяева в срочном порядке прятали от него сумки, деньги, кошельки, позолоченные вилки и серебряные ложки.
Фото Турар Казангапов ©
Комментарии
ЙАВАНЫ на санскрите означает "конные войны".
читай - ИВАНЫ.
Ареал распространения совпадает с "русской R1a"
возникшей на территории Ирана, Афганистана, Индии, Китая,
среди глав османской империи в роду также есть R1a,
и вплоть до Александрии! Судя по всему они еще на территории Турции также были представлены.
Еще так называют "мечеть", по-английски mosque, звучит как МОСКВ.
Яван
Яван (Иаван) ("иониец, ионийский грек"), сын Иафета (Быт 10:2,4). В Библии именем Я. названы также малоазийские греки (Ис 66:19) и населенные греками города (Иез 27:13). В евр. тексте Иоил 3:6 (в Синод. пер. - "еллины"); Дан 8:21; 10:20; 11:2 (в Синод. пер. - "Греция"); Зах 9:13 (в рус. пер. см. Иония) словом "Я.", вероятно, названы греки из Селевкии.
Borrowing from Prakrit 𑀬𑁄𑀦 (yona), 𑀬𑁄𑀜 (yoṇa), borrowed from Old Persian 𐎹𐎢𐎴 (yauna), ultimately borrowed from Ancient Greek Ἴων (Íōn, “an Ionian”). The earliest foreign contact of Sanskrit speakers was likely the armies of Alexander the Great.
From the time of Alexander the Great (c. 334 BC) Yavana came to be applied more specifically to the Greek kingdom of Bactria, and, even more specifically, after about 175 BC, to the Indo-Greek kingdom in the Punjab. Indian sources of that time regarded the Yavanas as a barbarian people of the northwest. From the beginning of the Christian era the word was often used loosely to refer to any foreigner; and at a much later dat...
यवनदेवालय m. yavanadevAlaya mosque
ययावनधर्ममन्दिर n. yAvanadharmamandira mosque
यावन् m. mosquevan rider horseman - всадник
यवन m. yavana Greek
यवनपुर n. yavanapura city of Yavanas Alexandria
यावन् m. yAvan driving - водитель
यावन् m. yAvan riding - ехать верхом
यवन m. yavana wheat - пшеница
यवान्न n. yavAnna barley-food - ячмень
यवन m. yavana swift horse - быстрая лошадь (типа рысак).
यावन n. yAvana removing - переезд, или кочевники
यावन n. yAvana uniting - союз или соборность
यावन n. yAvana mixing - смешение этносов, смесь
यवनी f. yavanI Greek or Muhammadan woman
http://spokensanskrit.org/index.php?tran_input=yAvan&direct=se&script=hk&link=yes&mode=3
https://www.sanskritdictionary.com/?q=yavan
जवानिल m. javAnila swift wind
जवानिल m. javAnila hurricane
जवनिमन् m. javaniman quickness
http://spokensanskrit.org/index.php?mode=3&script=hk&tran_input=jAvan&direct=se&anz=100
Javan (Hebrew יָוָן, Standard Hebrew Yavan, Tiberian Hebrew Yāwān) was the fourth son of Noah's son Japheth according to the "Generations of Noah" (Genesis chapter 10) in the Hebrew Bible. Josephus states the traditional belief t...
Read More at https://www.livehistoryindia.com/history-daily/2020/01/24/the-other-greeks-who-invaded-india
Origin of Brahmi
Early Indian coins bear no legends it was came in to being after Indo-Greeks who conquered N-W part of India in about 2nd C.BC.
The Lalitavistara enumerates 64 script which are said to have existed in the time of Buddha. The main script among these scripts was Brahmi, Kharoshthi (Indo Becterian or bactrian language) or kharotthi in which writing running from right to left and third important script was dravidi or damili which is evident from the relic vessels from Bhattiprolu in the Krishna district.
Another was yavanaliya yavananiya ( the writing of yavanas or Greeks) which was the result of ancient commercial intercourse
https://www.slideshare.net/AshwaniAsthana1/origin-of-brahmi
ну ну...
-Greco-Bactrian and Indo-Greek Kingdoms
-а тут красным показан ареал распространения "русской" R1a гапплогруппы.
Видно как наши предки по Уралу поднялись в Сибирь (и дальше на Дальний Восток, Аляску, Калифорнию, где и сейчас через весь американский штат течет РУССКАЯ РЕКА, и на гербе штата красуется Медведь (как и на гербе Берлина).
И также по северу Казахстана пошли на запад в Поволжье, и далее Киев, Питер, Москва, Польша, до пРУССИИ, и даже западнее.
1 Antiyoka Antiochus Theos of Syria (265-246 BCE)
2 Turamaya Ptolemy Philadelphus of Egypt (285-247 BCE)
3 Antikini Antigonus of Macedonia (278-239 BCE)
4 Maka Magas of Cyrene (276-250 BC)
5 Alikasandara Alexander of Epirus (272-253 BC) or Alexander of Corinth (252-247 BCE
https://www.academia.edu/30922494/The_Yona_or_Yavana_Kings_of_the_time_of_the_Legendary_King_Ashoka
Тут и Сирия, и Египет, и Македония!
Vamana’s Kavyalankara
-Sutravritti (3.2.2) clearly mentions that Chandraprakasha was the son of Chandragupta and his minister was Vasubandhu, the great Buddhist philosopher
The Origin of Yavanas
According to ancient Indian Puranic literature, Yavanas were the cursed sons of Turvasu, the son of Yayati. King Yayati was the son of Nahusha of the lunar dynasty. Thus, Yavanas originally belonged to the Chandra Vamsa or Lunar Dynasty. King Yayati married Devayani, daughter of Sukracharya, the teacher of Assuras (Ancient Assyrians). He also married Sharmishtha, daughter of Danava king Vrishaparva. Yadu and Turvasu were the sons of Devayani and Yayati. The descendants of Yadu were the Yadavas whereas the descendants of Turvasu...
Evidently, Yavanas established themselves as a community in Afghanistan close to Kabul river at least 1000 years before the Ramayana era. It is mentioned in Balakanda of Ramayana that Vasishtha allied with Kambojas, Pahlavas, Yavanas and Sakas to counter King Vishvamitra
а вот и Афганистан как я уже и описывал выше, среди племени пуштунов - БОЛЕЕ 56 процентов "русской" R1a гапплогруппы, это - даже больше чем у поляков 52 процента R1a.
Пуштунистан (пушту پښتونستان) — в переводе «земля пуштунов»[1][2][3], современный термин, используемый для обозначения исторической области, населённой пуштунами и народами, которые могут рассматриваться как их непосредственные предки с 1-го тысячелетия до нашей эры[4][5][6][7]. Приблизительно с третьего века нашей эры эту область стали также называть Афганистан[8][9][10].
Пуштунистан был политически разделён в 1893 году между Афганистаном и Британской Индией по линии Дюранда,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%88%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD
-прям - казаки,: что-то на казахов они соверш...
Клёсов утверждает 11-я минута, что афганцы это потомки СКИФОВ, а не евреев, которые жили изолированно на тех же территориях.
19-я минута - хазары также не были евреями, а были степняками из R1a..
https://www.youtube.com/watch?v=nooA55MQD8M&feature=emb_logo
-27-я минута остров руян, или буян, померанцы это оказывается R1a поморская культура. Среди баварцев - до 20 процентов R1a.
_______________________________________
И фамильные унитаз и биде.