Импорт СПГ в Европу сравнялся с поставками Газпрома.

На модерации Отложенный

Категория "Плохие новости для России"
в сообществе "Политика, экономика, общество (без банов)"

Европейские страны продолжают резко наращивать закупки сжиженного газа. По итогам января импорт СПГ достиг 10 млрд кубометров и впервые в истории сравнялся с поставками от «Газпрома», следует из данных ежемесячного «Мониторинга» школы «Сколково».

 


Год назад российский газ опережал сжиженный вдвое: в январе 2019-го «Газпром» продал 15 млрд кубометров, а виде СПГ на рынок поступило 7,7 млрд.
Но с тех поставки СПГ выросли на 30%, а экспорт «Газпрома» упал катастрофически - на 33% год к году. В результате уровень использования регазификационных терминалов превысил 50% (против 45% в среднем в прошлом году).
Европейский рынок продолжает тонуть в избытке газа, который уже обрушил цены до уровня, близкого к точке рентабельности «Газпрома». На крупнейших газовых хабах - британском NBP и нидерландском TTF - спотовые контракты в течение января продавались в среднем по 4 доллара за млн БТЕ (британских тепловых единиц). К концу месяца котировки просели до 3,5-3,7 доллара, что эквивалентно 120-130 долларов за тысячу кубов.
Точкой безубыточности для российского трубопроводного экспорта (с учетом всех налогов, стоимости добычи и транспортировки) принято считать отметку около или чуть ниже 4 долларов за млн БТЕ, а это фактически текущий уровень цен, пишут эксперты «Сколково».
Цены в долгосрочных контрактах «Газпрома» заметно выше, но поставки по ним падают, вынуждая компанию продавать значительные объемы на электронных торгах. За первые две недели января объем таких сделок превысил 2 млрд кубометров по средней цене около 150 долларов.
Добыча газа в США тем временем продолжает расти (+8%, 2,7 млдр кубометров в день), и Минэнерго прогнозирует новые рекорды экспорта СПГ: 67 млрд кубометров в этом году и 80 млрд - в следующем.


То, что Газпром сдает свои позиции в Европе, было очевидно уже в прошлом году. Рекордный экспорт был частично банальной припиской (когда Газпром продавал газ фактически сам себе, обеспечивая показатели на бумаге), частично - за счет сверхнормативной закачке газа в подземные газовые хранилища в ожидании газовой войны с Украиной. Газовая война обернулась позорной капитуляцией Газпрома в декабре, а теплая зима и тот самый сверхнормативный газ в ПГХ обрушил январский экспорт на совершенно неприличные показатели.

Японские руководители корпораций делают после такого харакири, западные - подают в отставку, российские привычно ограничатся дополнительными премиями и бонусами.

Парадокс складывающейся ситуации в том, что Европа начинает уходить от угольной генерации, а значит - в перспективе увеличит потребление газа. Но в том и дело, что при сегодняшних показателях перспективы у Газпрома может и не быть - его тянут на дно накопленные стратегические просчеты бездарного и непрофессионального руководства.

Просчеты носят не разовый характер, а имеют непрерывный вид. С начала десятых годов, когда газпромовское начальство билось об заклад, что сланцевый газ - это миф, блеф и пирамида, просчеты только накладывались друг на друга. После того, как в Газпроме сообразили, что сланец - это всерьез и надолго, были приняты безумные решения вначале о расширении трубопроводной сети поставок газа в Европу, которая затем по мере провала украинской политики Кремля трансформировалась в идею обхода Украины и закрытия транзита через неё. Как известно, идея оказалась провальной, а Газпром похоронил на севере и юге колоссальные ресурсы и средства, причем на сегодняшний день не довел до конца ни один из проектов. Включая, кстати, и восточный - Силу Сибири - который еще строить и строить при весьма неясных перспективах у Китая, как потребителя этого газа.

Трудно найти в современной России людей, которые проваливали вообще всё. Пожалуй, с Газпромом может соперничать только президент Путин по количеству своих просчетов и провалов по всем направлениям. Но он вообще вне конкуренции.

Итог вполне закономерен - сделав ставку на технологию доставки газа по трубе, Газпром опоздал (причем опоздал катастрофически) с технологиями транспортировки газа в виде СПГ. Практически все мощности по сжижению уже введены в строй, а конкуренты только начинают завершать свои проекты, и в ближайшие несколько лет попросту задавят хилые российские проекты своими объемами. Трубопроводный газ теряет свое прежнее значение. Технологических прорывов в области исследований других технологий добычи и транспортировки газа у Газпрома нет и не предвидится. В таких условиях единственный вопрос лишь в темпах, с которыми российское "национальное достояние" будет терять рынки и позиции. Что неминуемо ставит вопрос о его будущем. Вариантов два - спасать Газпром, заливая просчеты его руководства повышением тарифов для российских потребителей, либо банкротить его и распродавать по частям. Пытаясь сохранить контроль хотя бы на какой-то его частью. Оба варианта катастрофические, но экономику не обманешь. Нельзя бесконечно совершать ошибки, закрывая их новыми.