Сами по себе. С помощью нового закона о самозанятых богатые станут еще богаче, а бедные – еще беднее

Госдума приняла, а президент Путин подписал закон о расширении эксперимента с самозанятыми еще на 19 регионов РФ. На официальном языке речь идет о том, чтобы расширить взимание так называемого налога на профессиональный доход с 4 до 23 субъектов РФ. Показательно в этом решении то, что никто даже не стал дожидаться конца года, чтобы подвести какие-то итоги первого года эксперимента - его решили внедрить в самом срочном порядке.

Для начала стоит напомнить, что такое налог на профессиональный доход, и как его нам преподносят. Он подается под соусом того, что в РФ, дескать, есть масса народа, который получает доход от своей профессиональной деятельности, но не платит никакие налоги. Это разнообразные лица, сдающие в аренду жилье, няни, репетиторы, частные фотографы и так далее.

Раз они вообще не платят никаких налогов со своего дохода, то имеет смысл установить более низкую налоговую планку, чтобы они платили хоть что-то. Если они оказывают услуги физическим лицам, то 4% от своего дохода, а если юридическим лицам, то все 6%. Министерства финансов и экономического развития заранее посчитали, сколько они смогут собрать дополнительных налогов, и решили, что это хорошо. Приняли перспективные планы по росту числа самозанятых на предстоящие годы и начали их выполнять, радостно сообщая о числе появившихся новых налогоплательщиков.

Казалось бы, достигнут успех. Однако, как это всегда бывает с россиянскими законами, у этого закона о самозанятых есть составляющие, о которых и Минфин, Минэкономразвития и прочие ветви высшей законодательной и исполнительной власти старательно помалкивают. Дело заключается в том, что этот закон по своей сути направлен на коренное переформатирование рынка труда, дальнейший отказ государства от своих социальных обязательств и централизацию власти.

Для начала о том, сколько налогов “кремлевские” теоретически могут собрать с самозанятых в 2023 году. Согласно существующим планам, число таких налогоплательщиков должно достигнуть отметки в 2,1 миллиона человек. Максимальная сумма, которую может заработать самозанятый в год, равна 2,4 миллионам рублей. Даже если считать, что все самозанятые именно столько и зарабатывают, и платят максимум налога в 6%, то в этом идеальном случае доход бюджета оказывается равным всего 300 миллиардам рублей. По сравнению с 16 триллионами бюджета даже текущего года – это сущие копейки. Несмотря на всю кажущуюся свою величину для отдельного человека, в общей массе бюджета - это не более чем статистическая погрешность.

В этом случае возникает вопрос: почему тогда “кремлевские” так рьяно проталкивают этот закон? После 1991 года РФ живет в условиях вроде бы как демократии и капитализма. Проще говоря, кто оплачивает принимаемые законы, в интересах того слоя законодатели эти самые законы и принимают. Это классическая демократия в действии. Поскольку принятие нынешних законов оплачивают по известным причинам эти самые капиталисты, то именно в их интересах эти законы и принимаются.

Основная задача любого капиталиста – это повышение нормы прибыли, которая может быть достигнута либо за счет повышения производительности труда путем внедрения новых технологий, либо сокращение издержек на производство продукции, либо за счет комбинации того и другого. Внедрять новые технологии для нынешних бизнесменов с чекистским прошлым представляется нецелесообразным. Это дорого и долго, а для многих и совершенно непонятно, зачем это нужно, когда можно снизить свои издержки за счет урезания заработной платы работников. Расходы на принятие закона невелики, а снижение издержек и увеличение собственной прибыли – практически мгновенное. Причем это может относиться как к частным, так и государственным учреждениям.

Возьмем, например, врача или учителя.

Когда он работает как наемный работник, врач или учитель получает официальную заработную плату, с которой платит 13% налога на доход физического лица - НДФЛ, из которых 85% этого налога поступает в региональный, а 15% в местный бюджеты. Еще 30% от заработной платы наемного работника работодатель перечисляет в различные внебюджетные фонды. Из этих 30% страховых взносов 22% идет в Пенсионный фонд, 5,1% - в фонд медицинского страхования и еще 2,9% на социальное страхование.

Картина принципиально меняется, если тот же учитель или врач становится “самозанятыми”. Он или она должны заплатить от 4% до 6% от своего дохода в виде налогов, тогда как работодатель не платит ничего. Фактически работодателю предлагают выбрать, какую долю он готов отдать от своей прибыли на нужды общества. Он прекрасно умеет считать, и выбор сделать совсем несложно. Теоретически он даже может повысить на 7% заработную плату работника, поскольку и в этом случае он получает 30% дополнительной прибыли. Если же он не станет ее повышать, то его прибыль становится еще больше. Нигде в законах не сказано, что работодатель не может принимать на работу самозанятых.

Врач или учитель в качестве возможного примера были выбраны не просто так. Они работают в бюджетной сфере, и их работодателем является директор государственной школы или главный врач того или иного государственного лечебного учреждения. Именно такой человек является представителем самого большого нынешнего капиталиста – либерал-чекистского государства РФ, заинтересовано в снижении издержек на рабочую силу.

Дальнейшее элементарно. Директор приглашает учителя и говорит: “Ты наверняка даешь частные уроки на стороне, так что давай-ка, становись самозанятым. И оплачивать тебе я буду не полный рабочий день, месяц, год, как это было до сих пор, а только те часы, которые ты отчитаешь в школе. А сколько часов вести уроки, у кого и когда я тебе буду сообщать”. Это и снижение расходов на заработную плату, и никаких страховых взносов платить не нужно. Сплошная выгода. Такого директора похвалят за экономию бюджетных средств, могут даже премию выписать. Ну, а то, что качество образования или лечения будет падать - так ведь это не главное, важнее, что “кремлевские” будут экономить, чтобы еще лучше поддерживать экономику своих заокеанских “партнеров”.

Трансформация наемного работника в самозанятого имеет и гораздо более далеко идущие последствия. Если в случае с наемным работником местный бюджет получал 15% от собранного НДФЛ, то в случае с самозанятым он уже не получает ничего. Налог в 4% или 6%, который должен платить самозанятый, распределяется следующим образом: 63% идет в региональный бюджет, а 37% - в Фонд медицинского страхования. Местный бюджет может встать с протянутой рукой в очередь к региональной власти, чтобы ему от щедрот выделили хоть что-то. Это ничто иное как процесс дальнейшей централизации власти и сведение местной власти на роль вечных просителей, которые не способны ни на что.

Про пенсионный фонд и соцстрах и говорить не приходится. Они вообще не получают ничего, если только самозанятый не решит самостоятельно перечислять определенную сумму в ПФР в надежде на то, что когда-нибудь ему возможно будут платить какую-то пенсию. В современных условиях инфляции и повышения пенсионного возраста шансы на это стремительно сокращаются, что делает для работника такие выплаты экономически бессмысленными. В то же время государство всегда может сказать, что самозанятые – они сами по себе. Они не платили ничего, поэтому ничего и не получат. Так и не станут пенсионерами по достижении пенсионного возраста, а останутся самозанятыми. С помощью нового закона богатые станут еще богаче, а бедные – беднее. И это все, что нужно о нем знать.